Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа
Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81
Таблица № 11. Уровень готовности к смене места работы.
Гипотеза | Руководящий состав | Сотрудники | ||
абс | % | абс | % | |
А) нет |
|
|
|
|
Б) не знаю |
|
|
|
|
В) да |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Таблица № 12. Факторы успешной деятельности библиотеки.
Гипотеза | Руководящий состав | Сотрудники | ||
абс | % | абс | % | |
А) Хорошо скомплектованный фонд |
|
|
|
|
Б) использование инновационных методов |
|
|
|
|
В) Наличие Интернет-класса |
|
|
|
|
Г) Дополнительные услуги для читателей |
|
|
|
|
Д) другое |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Таблица № 13. Качества, присущие руководителю данной библиотеки.
Гипотеза | Сотрудники | |
абс | % | |
А) может быть примером |
|
|
Б) дисциплинированность |
|
|
В) справедливость |
|
|
Г) проявление заботы о подчиненных |
|
|
Д) возможность поделиться личными переживаниями |
|
|
Е) способность погасить конфликт в коллективе |
|
|
ИТОГО |
|
|
Таблица № 14. Сведения о респондентах.
| Руководящий состав | Сотрудники | ||
абс | % | абс | % | |
Должность: директор библиотеки зав. библиотекой зав. отделом библиотекарь библиограф |
|
|
|
|
Стаж работы в библиотеке: 1 год до 3 лет до 5 лет от 5 до 10 лет больше 10 лет |
|
|
|
|
Образование: высшее высшее(библиотечное) среднее среднее специальное среднее специальное (библиотечное) |
|
|
|
|
Возраст: до 25 лет от 25 до 35 лет от 35 до 45 лет старше 45 лет |
|
|
|
|
Пол: женский мужской |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Для того, чтобы выявить эффективность управления руководителя библиотеки или наоборот – слабые стороны, было проведено анкетирование. Предлагаемая методика дала возможность получить надежную информацию о том, насколько комфортна обстановка в коллективе на момент опроса, насколько компетентен данный руководитель управленческой деятельности. В приложениях № 1 и № 2 представлены анкеты, на основе которых было проведено анонимное исследование в библиотеках МУК «Информационно-культурно-
Структура анкет выглядела следующим образом:
1 группа – заведующие библиотеками;
2группа – рядовые сотрудники библиотеки: библиотекари, технический персонал.
Таким образом, выборка составила следующую картину. Всего опрошенных 10 человек, руководящего состава – 4 человека (40 %) от общего количества опрошенных; из них с высшим образованием – 1 человек (0 %), окончивший ХГИИК.
Сотрудников – 6 человек (60 %) от количества работающих: с высшим библиотечным образованием – 1 (10%), средним специальным (библиотечным) – 3 человека (30%). Все работающие сотрудники (10человек) – женщины.
В результате исследования выяснили, что по первому блоку вопросов, посвященному мотивам, сопутствующим руководящей должности, что в руководители случайно пришел 1 человек (25%), по другой причине (назначение вышестоящим директором) – 1 человек (25%), по стечению обстоятельств – 2 человека (50%).
У сотрудников следующая картина: по призванию пришли – 2 человека (33,3%), по стечению обстоятельств – 3 человека (50%), случайно – 1 человек (16,7).
Блок вопросов, посвященный методам управления позволил выяснить, что руководители в основном используют психологические методы в управлении 4 человека (44, 4 %), на втором месте административные и экономические – по 2 человека (22, 2%), социологические методы использует 1 человек (11, 1%).
Стиль управления в данных библиотеках используют смешанный (100%).
Вопросы по уровню удовлетворения своей деятельностью показали, что удовлетворены своей работой большинство 3 руководителя (75%), не удовлетворен 1 руководитель (25%).
Блок вопросов, относящийся к профессиональным качествам современного руководителя выявил, что: у руководящего состава преобладают следующие качества – хорошие организаторские способности все руководители (17,4%); достаточные теоретические знания – все руководители (17,4%); способность быстро принимать решения – все руководители (17, 4%); полная реализация планируемого – все руководители (17,4%); творческие способности – все руководители (17, 4%); применение инновационных методик – 3 человека (13%). Сотрудники считают, что руководителям нужны в первую очередь творческие способности (33,4%) и теоретические знания (27, 8 %), затем идут хорошие организаторские способности (22,3%), все остальные варианты по (5,5%).
Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности