Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
 изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
 проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
 определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
 разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица № 11. Уровень готовности к смене  места работы.

Гипотеза

Руководящий состав

Сотрудники

абс

%

абс

%

А) нет

 

 

 

 

Б) не знаю

 

 

 

 

В) да

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

Таблица № 12. Факторы успешной деятельности библиотеки.

Гипотеза

Руководящий состав

Сотрудники

абс

%

абс

%

А) Хорошо скомплектованный фонд

 

 

 

 

Б) использование инновационных методов

 

 

 

 

В) Наличие Интернет-класса

 

 

 

 

Г) Дополнительные услуги для читателей

 

 

 

 

Д) другое

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

Таблица № 13. Качества, присущие руководителю данной библиотеки.

Гипотеза

Сотрудники

абс

%

А) может быть примером

 

 

Б) дисциплинированность

 

 

В) справедливость

 

 

Г) проявление заботы о подчиненных

 

 

Д) возможность поделиться личными переживаниями

 

 

Е) способность погасить конфликт в коллективе

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

Таблица № 14. Сведения о респондентах.

 

Руководящий состав

Сотрудники

абс

%

абс

%

Должность:

      директор библиотеки

      зав. библиотекой

      зав. отделом

      библиотекарь

      библиограф

 

 

 

 

Стаж работы в библиотеке:

      1 год

      до 3 лет

      до 5 лет

      от 5 до 10 лет

      больше 10 лет

 

 

 

 

Образование:

      высшее

      высшее(библиотечное)

      среднее

      среднее специальное

      среднее специальное (библиотечное)

 

 

 

 

Возраст:

      до 25 лет

      от 25 до 35 лет

      от 35 до 45 лет

      старше 45 лет

 

 

 

 

Пол:

      женский

      мужской

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

Для того, чтобы выявить эффективность управления руководителя библиотеки или наоборот – слабые стороны, было проведено анкетирование. Предлагаемая методика дала возможность получить надежную информацию о том, насколько комфортна обстановка в коллективе на момент опроса, насколько компетентен данный руководитель управленческой деятельности. В приложениях № 1 и № 2 представлены анкеты, на основе которых было проведено анонимное исследование в библиотеках МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение» руководящего состава и рядовых сотрудников. Эти две группы респондентов и составили выборку дипломной работы.

Структура анкет выглядела следующим образом:

1 группа – заведующие библиотеками;

2группа – рядовые сотрудники библиотеки: библиотекари, технический персонал.

              Таким образом, выборка составила следующую картину. Всего опрошенных 10 человек, руководящего состава – 4 человека (40 %) от общего количества опрошенных; из них с высшим образованием – 1 человек (0 %), окончивший ХГИИК.

Сотрудников – 6  человек (60 %) от количества работающих: с высшим библиотечным образованием – 1 (10%), средним специальным (библиотечным) – 3 человека (30%). Все работающие сотрудники (10человек) – женщины.

В результате исследования выяснили, что по первому блоку вопросов, посвященному мотивам, сопутствующим руководящей должности, что в руководители случайно пришел 1 человек (25%), по другой причине (назначение вышестоящим директором) – 1 человек (25%), по стечению обстоятельств – 2 человека (50%).

У сотрудников следующая картина: по призванию пришли – 2 человека (33,3%), по стечению обстоятельств – 3 человека (50%), случайно – 1 человек (16,7).

Блок вопросов, посвященный методам управления позволил выяснить, что руководители в основном используют психологические методы в управлении 4 человека (44, 4 %), на втором месте административные и экономические – по 2 человека (22, 2%), социологические методы использует 1 человек (11, 1%).

Стиль управления в данных библиотеках используют смешанный (100%).

Вопросы по уровню удовлетворения своей деятельностью показали, что удовлетворены своей работой большинство 3 руководителя (75%), не удовлетворен 1 руководитель (25%).

Блок вопросов, относящийся к профессиональным качествам современного руководителя выявил, что: у руководящего состава преобладают следующие качества – хорошие организаторские способности все руководители (17,4%); достаточные теоретические знания – все руководители (17,4%); способность быстро принимать решения – все руководители (17, 4%); полная реализация планируемого – все руководители (17,4%); творческие способности – все руководители (17, 4%); применение инновационных методик – 3 человека (13%). Сотрудники считают, что руководителям нужны в первую очередь творческие способности (33,4%) и теоретические знания (27, 8 %), затем идут хорошие организаторские способности (22,3%), все остальные варианты по (5,5%).

Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности