Влияние профессии на деформацию личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.

Оглавление

Введение
1.Роль предмета труда в деформации личности
2.Средство, способ и способности как факторы профессионально-нравственной деформации личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭТИКА.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

 

 

 

План

 

 

Введение

 

  1. Роль предмета труда в деформации личности

 

  1. Средство, способ и способности как факторы профессионально-нравственной деформации личности

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.

Настоящего  профессионала, достигшего высот в своей специальности, можно узнать по следующим признакам: постоянная готовность к работе, вечное недовольство собой, стремление к дальнейшему самосовершенствованию, особая энергетическая одержимость в овладении мировых вершин и установлении рекордов в специальности, предельная сосредоточенность на деле. Их отличают повышенные требования к себе и коллегам, критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе, добровольные самоограничения в образе жизни, в удовлетворении некоторых потребностей, интересов, в сужении круга общения, безразличие ко всему постороннему, ощущение драматического разрыва между собой и окружающими, их непонимания (профессиональное одиночество). Непременный атрибут специалиста — это узость и глубина подхода к своему предмету труда.

 

 

 

 

    1. Роль предмета труда в деформации личности

 

Черчилль говорил: «Есть три дисциплины, в которых любитель может превосходить профессионала, — это проституция, дипломатия и кибернетика». Думаю, что этот список можно дополнить еще одной дисциплиной: практическая психология.

Каков же психологический механизм влияния объектов деятельности на формирование профессионального сознания субъекта? Каким образом предметные свойства всегда овеществленного объекта деятельности деформируют сознание субъекта? Каким образом содержание этих объектов, понятий, знаний о них придают определенную профессиональную форму сознанию субъекта?

В общем виде можно сказать, что таким механизмом является интериоризация вещественных свойств материала объекта в структуру субъективного образа, понятия, которые наполняют сознание специалиста-деятеля и придают ему определенное строение.

Создается адекватный образ предмета своего труда. Получая  информацию об объекте, оперируя с ним, субъект деятельности обязан усваивать необходимые для работы знания об этом объекте. Он должен не только отражать, наподобие зеркала, этот объект в своем сознании, как утверждает теория отражения, но и фиксировать его в сознании, удерживать в поле внимания, в оперативной и долговременной памяти. Профессионал, долгое время работающий с одними и теми же объектами, тем и отличается от новичка, что у него в сознании прочно и надежно хранится вся информация об объекте деятельности.

О. Г. Анисимов отмечает, что процесс подчинения субъекта логике существования объекта порождает способность уподобления человека предмету деятельности: «Объект может заставить субъекта подчиниться своей «логике» в ходе реагирования. Именно эта способность субъекта заменить субъективную «логику» на объективную приводит, применительно к познавательным процессам, к способности уподобления».

Ученику, чтобы  стать специалистом, еще только предстоит  многократно «загружать» свое сознание, память всеми знаниями об объекте. Профессионал же сформировал уже свое особенное сознание, свое видение, слышание объективного мира, наполнил свою память именно этим, а не другим содержанием.

Интериоризировать знания об объекте, усвоить их - значит сделать их своим достоянием, своим внутренним свойством, качеством своего сознания, своей психики.

Редкие специалисты-дегустаторы духов, одеколонов, продуктов парфюмерной промышленности вынуждены удерживать в памяти тысячи особенностей запахов, их нюансов. Они обязаны специально тренировать свою специфическую способность, сохранять ее в ущерб многим другим. Они вынуждены жить и незримо лучше ориентироваться в другом объектном мире — мире запахов, нежели большинство обыкновенных людей.

Необходимость интериоризации знаний о предметном профес­сиональном мире и вызвала необходимость создания специальных научных и учебных заведений, где изучаются все характеристики будущего объекта трудовой деятельности (материаловедение, курс сопротивления материалов, теория механизмов, анатомия, физи­ология, социология, психология и их разделы и т. п.).

Для того, чтобы  что-то усвоить, необходимо этому придать удобоваримую форму. Чтобы усвоить пищу, надо ее сначала разжевать и затем переварить. Как утверждают кулинары и диетологи, человек представляет собой то, что он ест. Аналогично и в психологическом смысле: содержание сознания, психики профессионала во многом определяется конкретикой того объекта деятельности, знания о котором он усвоил.

В этом плане  существуют общности механизмов усвоения предметного содержания одушевленных и неодушевленных предметов. Общность состоит в том, что человек для того, чтобы что-то усвоить, интериоризировать, должен сначала преобразовать информацию о том или другом объекте в удобную для хранения, осмысления форму.

Одним из таких  общих моментов усвоения живых и неживых объектов является попытка очеловечить, одушевить их характеристики. Например, приписать дереву человеческую способность плакать («плакучая ива»).

Другая общность заключается в том, что человек, познавая объект своего труда, должен как бы вжиться в него, слиться с ним, почувствовать его особенности, создать такую субъективную модель этого объекта, которая точно бы отражала его специфику. Операторы машин должны их почувствовать, чтобы лучше ими управлять, создать оперативный образ объекта. Футболисты должны иметь «чувство мяча», клиницисты — клинический нюх и т. п. Профессиональное вчувствование в объект своей деятельности есть аспект интериоризации.

Существуют  и различия в механизмах уподобления  субъекта и объекта — живого и  неживого. Различия заключаются прежде всего в степени их уподобления. Субъекту гораздо легче уподобляться живому объекту, чем неживому.

Первобытный охотник, имитируя во время танца повадки зверя, уподобляясь объекту своей деятельности, лучше познает его особенности. Повторяя его телодвижения, человек как бы воссоздает в себе аналогичное животному психофизиологическое состояние, в котором некоторое время и пребывает. Таким путем он вживается в логику существования имитируемого объекта.

Для того, чтобы  эффективно воздействовать на объект, необходимо хорошо, полно и точно знать не только общие и особые (типичные) свойства данного экземпляра объекта, но и единичные, максимально конкретные. Для этого необходимо осматривать, ощупывать его. Во время процесса познания субъект должен не только отражать, но и как бы заимствовать характеристики объекта, уподобляться ему.

Разумеется, мера этого субъектно-объектного уподобления может быть разной в зависимости от степени природной похожести, сходства объекта и субъекта. Стать единым целым с куском металла гораздо труднее, нежели с одушевленным предметом, хотя попытки такого субъективного «обживания» объекта деятельности, несомненно, встречаются. В производственной педагогике, в техническом обучении даже имеются специальные дидактические приемы подобного субъективного вхождения в образ предмета. Они получили названия «синектика». «Представьте себя деталью этого механизма, машины и посмотрите, что с ней происходит в процессе работы», — рекомендуют педагоги этого направления.

Любой процесс вхождения в образ другого не проходит бесследно. Долгое, частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного Я и к срастанию с чужой маской.

Разумеется, субъективного  отождествления с неодушевленным предметом  и полного слияния с ним добиться трудно. Недаром артист Л. Ярмольник отказался от идеи демонстрации на сцене этюдов, изображающих, скажем, телефонные аппараты, часы-будильник, поскольку зрители с большим трудом узнают результаты его перевоплощения в неодушевленные объекты. Намного труднее сопереживать механическому оборудованию, агрегату, нежели одушевленному объекту (например, лошади Холстомеру Л. Н. Толстого).

С. Л. Рубинштейн так писал о второй существенной характеристике психики — ее принадлежности не только субъекту, но и объекту: «Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему». «Осознание переживания — это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано».

В этих высказываниях  С. Л. Рубинштейна подчеркнута связь, внутренняя, психическая, причинная зависимость содержания сознания субъекта от объекта труда и от действий над ним. Следовательно, качественное своеобразие объекта профессиональной деятельности и определяет качественное содержание сознания субъекта. Именно объект труда определяет фокусность внимания, именно он формулирует и жестко диктует специфичность психических механизмов субъекта профессиональной деятельности.

Если объектом внимания, размышления, мотивации действий субъекта является нечто доброе, благородное, красивое, то и содержанием сознания его будет добро. Если субъект оперирует в течение рабочего дня над добротным, красивым материалом, в сознании его будут образы добра и красоты.

В противоположном  случае, т. е. когда субъект-профессионал вынужден проделывать трудовые операции над злым и безобразным, образы зла явятся материалом его психики, сознания. Именно такую информацию о материале он «загрузит» в свою память.

Этическая и  эстетическая характеристики объекта труда, качественная специфика материала преобразований и являются содержанием сознания профессионала.

Если трудовая необходимость анализировать, копировать, изображать благородную личность порождает позитивные чувства, то работа над отрицательными персонажами вызывает у нормального субъекта негативные эмоции; у него возникает желание словно бы отмыться, очиститься после трудового дня.

Влияние образов  героя и антигероя на актера отмечалось многими. Показательны в этом плане воспоминания народного артиста СССР Б. П. Чиркова: «Никто из моих героев не повлиял на меня так сильно и так глубоко, как питерский парень Максим. Работа­ли мы с ним рядом и растили друг друга шесть лет, пока оформлялась его биография на экране. Мы пережили с ним империалистическую войну, мы брали Зимний дворец. На моих глазах, рядом со мной, нет, во мне самом рос и формировался Максим. Из беззаботного весельчака, песенника, зачинщика забавных историй вырос умный, не терпящий несправедливостей, самоотверженный, преданный общенародному делу борец за правду, за счастье людей.

Сначала я, актер, пожалуй, даже с некоторой снисходительностью относился к образу человека, которого мне пришлось изображать. Он ведь вроде бы отставал от меня по всем статьям я был грамотнее, был старше его. Его идеалы переросли мои мечты, его поведение было образцом мужества, настойчивости. Мы расстались с Максимом. Я не надевал на себя больше костюм Максима, но его совесть, широта взглядов, его отношение к людям и к жизни — они как бы приросли ко мне. Психология Максима, в которую я когда-то, во время съемок, старался проникнуть и которую я пытался как можно правдивее и точнее показать зрителям, стала так близка и понятна, так привычна мне, что волей-неволей я начал глядеть на мир уже по-иному».

Б. Г. Ананьев  отмечает влияние общения на процесс индивидуального развития человека. Любое общение человека с человеком не есть односторонний акт однонаправленного воздействия одного на другого. Не только сотрудник милиции влияет на преступника, обязательно происходит и обратный процесс взаимовлияний. Он писал: «Еще более очевиден характер взаимодействия, а не одностороннего воздействия в структуре и динамике общения любых видов коммуникаций. В процессе общения люди являются одновременно (или последовательно) объектами и субъектами».

Он также  вскрыл механизм этих взаимовлияний  партнеров по общению, показал, каким образом происходит процесс влияния клиента на продавца, осужденного на сотрудника тюрьмы и т. п. «Именно благодаря общению поступок А становится обстоятельством жизни В, С, D к т. д., а их поступки, экспрессивные действия сказываются на поведении А. Этот взаимопереход поступка в обстоятельства жизни и события и составляет постоянную характеристику совместной жизни и деятельности людей в различных видах коммуникаций».

Таким образом, поступки, действия и скрытые за ними жизненные ценности, мысли, чувства и идеи одного из партнеров, в данном случае преступника, путем взаимоперехода могут деформировать сознание сотрудника милиции. Чтобы раскрыть преступление, найти преступника, сотрудник милиции обязан досконально знать психологию правонарушителей, их привычки, образ мыслей и действий, их образ жизни и жаргон. Он обязан «вжиться» в личность подозреваемого или разыскиваемого, поставить себя на его место.

Информация о работе Влияние профессии на деформацию личности