Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:46, контрольная работа
Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.
Введение
1.Роль предмета труда в деформации личности
2.Средство, способ и способности как факторы профессионально-нравственной деформации личности
Заключение
Список литературы
Степень овладения определенными орудиями отличает профессионала от новичка, одного специалиста от представителя другого вида труда. Для того, чтобы овладеть каким-либо техническим или концептуальным средством познания и преобразования мира, человек должен усвоить строго определенную «философию», соответствующую этому средству, его логику.
Ясно, что мировоззрение физика-астронома, взирающего на мир через телескоп и «отягченного» определенными теориями устройства мира, будет в чем-то отличаться от картины мира микробиолога, рассматривающего в течение всей своей жизни окружающую среду через микроскоп.
Ясно, что они по-разному «квантуют», по меткому выражению Е. А. Климова, «окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления. И если при этом они недостаточно рефлексируют, например, субъектный, природный, технический, эстетический или, наконец, метрический и т. п. аспекты окружающей обстановки, возникает задача их компенсаторной информационной поддержки, взаимообогащения специалистов информацией об окружающем (последнее — ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов)».
Таким образом, орудийная оснастка субъекта является фактором, формирующим индивидуальность личности.
Мы особо хотим подчеркнуть мощнейшую роль таких средств деятельности, как профессиональный язык и язык соответствующей науки, обслуживающей данную профессию в социализации человека как личности. Усвоение значения и смысла тех или иных профессиональных терминов и понятий не только обогащает личный опыт, но и расширяет его в строго определенном направлении.
Знание конкретных профессиональных и научных теорий и концепций об определенных областях бытия — это огромный фактор формирования целостного мировоззрения человека. Это мощный инструмент жизненного самоопределения личности в разных ситуациях.
Как пишет М. Б. Туровский, «особенность труда как отношение субъекта и объекта состоит в том, что обоюдный обмен характеристиками, в котором человек получает предметные определения, представленные в навыках, способах его объективной деятельности, а объект получает человеческие определения в потребительских характеристиках продукта труда, — оказывается вынесенным вовне собственных определений и субъекта, и объекта. Он предстает в качестве третьего звена субъект-объектного отношения. Это третье звено предметно представлено в орудии труда. Однако усвоение сформированных способов деятельности индивидов не имеет непосредственных определений. В орудиях же способы труда предметно омертвлены».
Отечественными психологами сформулировано несколько положений относительно проблемы способностей (следующего компонента структуры): способности формируются в деятельности; способности формируются не во всякой деятельности, а лишь в такой, где есть затруднения, требующие освоения новых способов или новых средств деятельности, к которой есть интерес и которая в конечном счете успешна.
Л. И. Анцыферова пишет: «Прогрессивное развитие личности осуществляется не во всякой деятельности — ее условием выступает проблемная, личностно значимая, интересующая человека успешная деятельность».
Изучению различных способностей человека, процессов их формирования посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов. В частности, Б. Г. Ананьев на основе анализа результатов многих исследований выделил такие основные виды способностей субъекта:
1. жизнеспособность;
При этом он отмечал: «Крайне недостаточны знания о том, существует ли какая-нибудь иерархия в системе этих понятий, есть ли какая-либо субординация и координация возможностей»
Действительно, в литературе, посвященной проблеме способностей, еще много неразберихи. Это является, на наш взгляд, следствием нечеткости в определении понятия «деятельность» с ее основными компонентами и нечетким пониманием термина «способность». Зачастую можно встретить обширные рассуждения о способностях (музыкальных, математических, полководческих и т. п.), которые носят сверхабстрактный характер только из-за того, что четко не показано соотношение между понятиями «способность» и «средство деятельности». Например, в монографии Т. Н. Артемьевой «Методологический аспект проблемы способностей» объемом около 200 страниц мы нашли лишь дважды упоминание о понятии «средство деятельности»!
Очевидной становится
такая общая закономерность: человек
очень редко обращает внимание на
средства, особенно мыслительно-понятийные,
по сравнению с другими
Безотносительно к какому-либо средству бессмысленно рассуждать о способностях. Анализируя, изучая способности, надо определиться, о каких именно средствах деятельности и способах их употребления идет речь.
Средство деятельности — это инструмент, который используется для воздействия на предмет труда. Любая деятельность как процесс преобразования материальных предметов возможна лишь при использовании какого-то определенного средства, с помощью которого изменяется первоначальный предмет — сырье — в конечный предмет — результат. Средством может быть какой-то внешний по отношению к субъекту предмет. Например, палка, с помощью которой обезьяна достает банан. Или орган человеческого тела (рука), нервно-психический аппарат, с помощью которого изменяются образ, представление, суждение.
Любое средство деятельности обладает одной существенной характеристикой: всякому материалу объекта деятельности свойственна определенная степень сопротивляемости к преобразованию, он как бы стремится сохранить свою форму, размер, структуру и другие изначальные параметры. Поэтому субъект, желающий получить из материала-сырья конечный продукт деятельности, должен совершать «насилие» над объектом своего труда. Для этого он использует средства — инструменты, орудия, — которые должны обладать большей прочностью, стойкостью, устойчивостью по сравнению с материалом объекта деятельности.
Рассматривая проблему способностей человека как умение применять определенным способом известные средства деятельности, К. Маркс писал: «Способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами».
Специфические предметы деятельности и их средства являются деформирующими факторами сознания субъекта профессиональной деятельности. Знания и учет особенностей этих факторов крайне важен в профессиоведении, трудовой педагогике, профилактике профессиональной деформации личности. Изучение специфики арсенала средств, характерных для определенной профессии, особенно знаковых, понятийно-мыслительных, — это важный элемент исследования профессиональной деформации.
Полученные при профессиональном обучении и на практике знания, умения, навыки, способности, усвоенные понятийно-концептуальные средства восприятия, познания и понимания мира становятся привычным достоянием не только субъекта определенного труда, но и целостной индивидуальности человека. Он использует их и в сфере труда, и во многих других ситуациях жизни для своего самоопределения.
Заключение
В пространстве деятельности человек проявляет только субъектные качества, а в жизни, поведении — личностные. Показана полезность разделения единого пространства жизни, жизнедеятельности человека на две разные сферы: область социального воспроизводства профессиональной деятельности и область личностного, более «свободного» поведения, общения.
Неправомерно
говорить о возможности субъект-
В профессиях типа
«человек—человек» человек
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995.- 213с.
2. Безносов С. П., Глущенко П. П. Юридическая психология: Учеб. пособие. СПб., 2006. - 35 с.
3. Борисова С. Е. Профессиональная деформация личности сотрудников милиции. М, 2004. - 32 с.
4. Гуров А. И. Профессиональная преступность: Прошлое и настоящее. М., 1996, 87 с.
5. Епифанов И. Кто, где и как совершает смертную казнь //Аргументы и факты. 1996. № 8. С. 9.
Информация о работе Влияние профессии на деформацию личности