Требование к личности практического психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:58, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................. 3
Глава 1. Общее представление о развитии личности в профессии……………4
1.1.Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля
деятельности психолога…………………………………………………………4
1.2. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала…………………………………………………………………...10
1. 3. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога………17
Глава 2. Основной инструмент работы практического психолога - его лич-ность. Профессиональные особенности психолога…………………………...24
Заключение…………………………………………………………….................33
Литература……………………………………………………………...............36
Приложение………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

требование к личности практического психолога.docx

— 353.68 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Профессиональная этика психолога» 

на тему:

«Требование к личности практического психолога» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка факультета

клинической психологии

заочного  отделения

Новосёлова  Ю. Ю.

Группа  ППТЗ-21/11-СВС2-1-Б

Проверил: Доктор Медицинских наук

профессор Тристан В. Г. 
 

Москва 2011 

Содержание                                                                                                 СТР.   

Введение……………………………………………………………….................. 3

Глава 1. Общее  представление о развитии личности в профессии……………4

1.1.Проблема  «модели специалиста» и индивидуального  стиля 

деятельности  психолога…………………………………………………………4

1.2. «Кризисы  разочарования» и основные этапы  развития психолога–профессионала…………………………………………………………………...10

1. 3. Проблема  профессиональных деструкций в  развитии психолога………17

Глава 2. Основной инструмент работы практического психолога  - его личность. Профессиональные особенности психолога…………………………...24

Заключение…………………………………………………………….................33

Литература……………………………………………………………...............36

Приложение………………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

   Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

     В этой связи предъявляется ряд требований к личности психолога, а так же ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общее  представление о развитии личности в профессии.

1.1.Проблема  «модели специалиста» и индивидуального  стиля.

    Сама  идея «модели специалиста», тем более применительно к такой творческой и сложной профессии, как психолог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно–образцовый «профиль личностных и профессиональных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой профиль должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядочность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не многие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, З. Фрейд) и были далеки от образца, «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и научной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального профиля специалиста»?

    И все–таки для того чтобы, по крайней  мере, ориентировочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается полезным.

    Известный психолог А. К. Маркова   выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:

    1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога;

    2) профессионально–должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач);

    3) квалификационный профиль (знания  и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специальностям .

    Также А. К. Маркова выделяет:

    1) модель уже действующего (работающего,  готового) специалиста

    2) модель подготовки специалиста  (на основе анализа учебной  деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста).

    При описании модели готового специалиста выделяются: модель деятельности специалиста, а также — модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно–возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт.

    Одной из наиболее острых проблем при составлении  «модели специалиста» является выделение «модели личности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста». Способность к творчеству, любовь к людям, порядочность, профессиональная и человеческая совесть является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.

    Чтобы хоть как–то выйти из тупиковой  ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

    1. Ненависть к людям, стремление  «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

    2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

    3. Неумение общаться, неспособность  выстраивать с людьми отношения  на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное — постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

    4. Можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность.

    Существует  довольно много моделей профессиональной деятельности практического психолога. В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультанта, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравнении с неквалифицированным безотносительно к конкретному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994) (см. приложение №1)

    При рассмотрении основных требований (и  противопоказаний) к профессионалу–психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие–то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты:

    1. Сначала психолог опирается на  уже имеющиеся у него способности  и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.

    2. Далее на основе имеющихся  качеств и умений нередко возникают  новые, ранее отсутствующие качества.

    3. Наконец, постепенно формируется  сложная взаимосвязанная система  имеющихся адаптированных и новых  профессионально важных качеств. 

    Такую систему качеств В. С. Мерлин   называл «симптомокомплексом» и отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат.

    Отдельные действия образуют целостную систему  именно благодаря целесообразному характеру их связи» (Мерлин, 1986. — С. 166–167).

    Обращаем  внимание, что для полноценного формирования специалиста–психолога также важнейшую  роль играет ориентация на какую–то цель (или даже идею), которая и мобилизует различные знания и умения, приобретаемые как в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь — отсутствие такой идеи, что не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», то есть на уровне несистематизированной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений, знаний, умений и т. п.

    Можно выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

    1. На первом этапе важно осваивать  профессиональную деятельность  по уже отработанным схемам  и процедурам, то есть научиться  работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:

    1.1. Общая ориентировка в данной  деятельности, когда начинающий  работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.

    1.2. Освоение отдельных действий  и операций, а также отработка  отдельных процедур, приемов и методик работы.

    1.3. Наконец, освоение деятельности  в целом (по нормативно–одобряемому, «правильному» образцу).

    2. На втором этапе уже более  опытный специалист (научившийся  выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно–одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:

Информация о работе Требование к личности практического психолога