Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:58, реферат
Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.
Введение……………………………………………………………….................. 3
Глава 1. Общее представление о развитии личности в профессии……………4
1.1.Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля
деятельности психолога…………………………………………………………4
1.2. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала…………………………………………………………………...10
1. 3. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога………17
Глава 2. Основной инструмент работы практического психолога - его лич-ность. Профессиональные особенности психолога…………………………...24
Заключение…………………………………………………………….................33
Литература……………………………………………………………...............36
Приложение………………………………………………………………………37
4. Основной инструмент работы практического психолога - его личность.
Профессиональные особенности психолога.
Психолог работает в первую очередь своей личностью. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Нельзя всерьез требовать от клиентов и участников того, что вы не делаете сами.
Психолог, как практический психолог, работает в первую очередь своей личностью. Основной инструмент работы психолога - его личность. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность.
Среди психологов мало успешных бизнесменов, мало лидеров по жизни, психолог чаще существо созерцательное и понимающее.
Нельзя всерьез требовать от клиентов и участников того, что вы не делаете сами.
Психологи, к сожалению, нормальные люди, то есть мало чем отличаются от тех, кого они собираются учить жизни. Портреты:
И это все психологи - учители жизни. Да, все это можно спрятать от тех, с кем мы работаем, можно говорить все правильные слова, но долго обманывать людей трудно: если передо мной сидит рыхлый, располневший, уже поплывший телом человек, то его слова о необходимости организованности и здорового образа жизни я всерьез воспринимать не буду.
Прежде чем помогать людям, необходимо навести порядок в своей жизни. Сделать себя организованным человеком.
Психологи, как и представители других профессий, особенно работающих с людьми, имеют свои профессиональные особенности, называемые также профессиональной деформацией. Разумеется, у разных людей эти особенности выражены в разной степени, есть прямая корреляция с опытом работы, но в той или иной они наблюдаются начиная со студенчества.
Одним из важных условий эффективной психологической
помощи становится целевая установка
психолога-практика, мотивы его профессиональной
деятельности. Мотивы профессиональной
деятельности практического психолога:
моральное удовлетворение от сознания,
что во время пришел на помощь в трудные
для клиента дни, или же остался довольным,
что получил хорошее материальное вознаграждение
(деньги, ценный подарок) желание оказать
помощь людям, приобретение профессионального
опыта, формирования соответствующих
умений и навыков, сбор необходимого материала
для доклада, отчета, статьи. Понятно, что
настоящий психолог-практик должен ощущать
моральное удовлетворение от сделанного
добра, от оказанной честной помощи. Очень
важно, что оказание психологической помощи
людям становится для психолога-практика
смыслом, содержанием жизни. Ведь по существу
суть настоящей практической психологии
заключается не в том, чтобы владеть какими-то
знаниями и навыками, с помощью которых
можно манипулировать человеком или группой.
Настоящая практическая психология и
настоящая работа с людьми как раз состоит
в том, чтобы в себе и в них пытаться бороться
с такими манипуляциями. Психолог-практик,
как профессионал, должен представить
весь путь психологической помощи, ее
поэтапность, продолжительность, а не
скорую результативность. Клиент при несчастии
должен с помощью психолога-практика ощущать,
что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна.
Он должен постоянно ощущать, что жизнь
на этом не кончается, что она имеет продолжение.
Польза от психолога-практика уже заключается
в том, что он вместе с клиентом занимается
его проблемой, не оставляет его одного.
Одним из важнейших качеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность, или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".
Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
В области психологии специалист должен:
· понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
· владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
· понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
· знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
· знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
· понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
· знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
· знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
· знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
· знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
· иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
· знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
· знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
· знать основные закономерности психологии образования;
· знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
· иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
· знать основные сферы и виды деятельности психолога;
· знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
· знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
· владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
1) общая психология
2) психология личности
3) социальная психология,
4) политическая психология
5) психология менеджмента
6) психология труда и организационная психология
7) клиническая психология
8) психофизиология
9) специальная психология
10) психология развития и возрастная психология
11) педагогическая психология
12) психологическое консультирование
13) психология социальной работы
14) юридическая психология
15) спортивная психология.
Таким образом, все перечисленные требования как минимум необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Помимо этого для хорошей работы психолог просто обязан постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в различных курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.
Трудно
найти личностные качества, одинаково
важные для таких разных сфер деятельности
психолога как научная
Информация о работе Требование к личности практического психолога