Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа
Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81
Руководящий состав библиотеки считает, что из личностных качеств у руководителя на первом месте должно быть чувство ответственности (14, 3%), творческая активность (14,3%), умение общаться (14, 3%), эрудиция (14,3%); на втором месте – умение сосредотачиваться (10,7%), способность постигать новое (10,7%); затем идут терпение (7,2%) и быстрая реакция (7,2%); на последнем месте – открытость (3,6%) и доброта (3,6%). Сотрудники считают, что на первом месте у руководителя должны быть: чувство ответственности (15%), творческая активность (15%), умение общаться (15%), эрудиция (15%); на втором месте – способность постигать новое (10%), терпение (10%), доброта(10%); затем идут открытость (7,5%); умение сосредотачиваться (5%) и на последнем месте – быстрая реакция (2,5%).
В следующем блоке вопросов сотрудники сообщили, что из методов воздействия руководители применяют в первую очередь просьбу (33,3%), совет (27,8%), убеждение (16,7%); следующими идут внушение (11,1%), поощрение (5,6%), наказание (5,6%).
В блоке вопросов о наличии лидерских качеств у руководителя ответы распределились следующим образом: руководители считают себя лидерами половина респондентов (50%), и остальные ответили, что не знают (50%); 66,6% сотрудников считают своего руководителя лидером, нет считают (16,7%) и не знаю (16,7%).
В блоке вопросов о методах стимулирования сотрудников мы рассмотрели следующую картину: руководители предпочитают удобный режим работы (75%), а затем дополнительный отпуск (25%); сотрудники так же предпочитают удобный режим труда (83,3 %) и другое (16,7%).
Так же у респондентов был выявлен уровень готовности к смене места работы. Результаты следующие: руководящий состав предпочитает не менять свое место работы (75%) и один изъявил желание сменить место работы на более высокооплачиваемое(16,7%).
Факторы успешной деятельности библиотеки сотрудники и руководители отметили следующим образом: у руководителей – хорошо скомплектованный фонд (23%), использование инновационных методов (7, 7%), наличие Интернет-класса (23%), дополнительные услуги для читателей (30,8%), другое (15,4%). Сотрудники считают, что на первом месте хорошо скомплектованный фонд (35,3%), наличие Интернет-класса (29,4%), использование инновационных методов (17,6%), дополнительные услуги для читателей (17,6).
При определении качеств, присущих руководителю на первом месте у сотрудников стоит то, что руководитель может быть примером (23,5%), дисциплинированность (23,5%), справедливость и возможность поделиться личными переживаниями (17,6%), способность погасить конфликт (5, 9%).
2.3. Практические рекомендации.
Коллектив библиотек МУК «Информационно-культурно-
Нужно отметить, что не все сотрудники понимают важность применения инновационных методов в библиотечной деятельности, это так же сопряжено с тем, что за последнее время коллектив не повышал свой профессиональный уровень. Такое положение вещей руководителю библиотеки следует исправлять.
Хорошим моментом является то, что сотрудники библиотеки считают своего руководителя примером для подражания, профессионалом своего дела, это говорит о том, что он относится к коллективу ровно, с уважением, выслушивает наболевшие вопросы, не применяет радикальных методов воздействия.
Руководителю следует обратить внимание на то, что следует разнообразить методы стимулирования сотрудников, не успокаиваться (имея хорошие профессиональные и личностные качества), постоянно работать над улучшением комфортной обстановки в библиотеке и улучшению взаимоотношений между сотрудниками.
В целом, обстановку в коллективе следует считать удовлетворительной. В пользу данной оценки говорит тот факт, что почти все сотрудники не собираются менять свое место работы.
Заключение.
«Успешная библиотечная карьера зависит от трех вещей – характера, специальных знаний и опыта». Эти слова принадлежат знаменитому американскому библиотекарю Мелвилю Дьюи. И поэтому библиотечный менеджер в наше время полностью должен подходить под данный критерий.
«Руководитель может поддерживать сложившиеся в организации ценности профессиональной деятельности (принципы функционирования) или способствовать их изменению». (35) Его личностные качества, его поведение не должно пугать работников. Руководитель должен располагать к открытости, с уважением относиться к сотрудникам и способствовать их профессиональному росту.
Библиотечное дело, как и любая другая система, столкнулась с кризисом систем управления, который выражается в разрыве классической теории с реальной практикой. Поэтому в рамках концепции библиотечного менеджмента разработаны принципы стратегического управления, позволяющего библиотеке справляться с проблемами, реагировать на изменения во внешней среде, достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Пришла новая парадигма управления, ориентированная на предвидение изменений, гибкость, экстренность управленческих решений на основе инициативы, творчества
В наше время экономических и социальных изменений во многом от руководителя зависит, будет ли библиотека успешно выживать среди огромной конкуренции на рынке предоставления информационных услуг. От его позитивного мышления зависит, насколько успешно будут происходить инновационные процессы в библиотеке.
На основе проведенного исследования выявлено, что успешная деятельность руководителя – это творческий процесс, где важны не только знания общих основ теории управления, специальные знания, но и социально-психологические качества руководителя, помогающие более эффективно управлять библиотекой. Талант руководителя заключается в сочетании своих способностей, приоритетными из которых являются дар общения, умение создавать условия для раскрытия потенциала работников библиотеки.
Подводя итог, можно сказать, что менеджер – «это яркая личность, с четко определенным кругом задач, носитель инновационного типа организационной культуры, способный позитивно мыслить и управлять, настроенный на достижение результата и знающий, как это сделать. (клюев)
В рамках данной дипломной работы было проведено исследование, которое позволило выявить следующие закономерности современного библиотечного руководителя:
это человек, облеченный властью, руководящий определенным количеством людей;
это лидер, ведущий за собой коллектив, используя при этом свой профессионализм;
это дипломат, который устанавливает контакты с различными организациями, сообществами, предприятиями;
это педагог, обладающими высокими нравственными качествами, умеющий преодолевать конфликты;
это инноватор, умеющий внедрить в производство новые методы и технологии;
это человек, умеющий с пользой организовать свое рабочее время;
это человек, обладающий высокими знаниями, способностями, уровнем культуры, решительностью, рассудительностью, быть образцом для окружающих его людей.
На основе данных исследования дипломной работы, руководителю конкретной библиотеки даны практические рекомендации по организации своей управленческой деятельности.
Для обеспечения скоординированной деятельности библиотекой нужны компетентные, умные профессионалы, настойчивые и смелые руководители. Они мыслят глобально, действуют в соответствии со спецификой работы, ориентируются на международные стандарты эффективного управления.
Результаты дипломного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что новые подходы к управлению библиотекой это быстроразвивающийся процесс, что эффективное управление библиотекой зависит от профессиональных и личных качеств современного руководителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраева, Ю. Как стать хорошим руководителем. / Ю. Авраева // Библиотека. – 2001. - № 7. – С. 8 – 10.
2. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. / Г.А Алтухова. – М.: МГУКИ, 2002. – 104 с.
3. Андреева, Н. Е. Персонал-стратегия. Эффективное кадровое планирование в библиотеке. / Н. Е. Андреева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. - № 4. – С. 70 – 89.
4. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 219 с. – (Серия «Высшее образование»).
5. Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: сб. статист. И аналитич. материалов о состоянии библиотечной сферы. – М.: Либерея, 2002. – 224 с.
6. Библиотечный коллектив: формирование и управление: учеб. Пособие / Сост. А.Н. Ванеев, Н.И. Мошкина и др. – СПб, 1996. – 58 с.
7. Бишоф, А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. / А. Бишоф, К. Бишоф [Пер. с нем. П.А. Гармант]. – М.: Омега-Л, 2006. – 127 с. – (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!).
8. Бойняшкина, Е.Н. Библиотечная профессия: приоритеты XXI века / Е.Н. Бойняшкина // Вестник ДВГНБ. – 2005. - № 2. – С.18 – 23.
9. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учеб.-практ. пособие / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб,: Профессия, 2004. – 304 с.
10. Брежнева, В.В. Информационные технологии в обучении менеджеров информационных ресурсов: опыт кафедры НТИ Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств / В.В. Брежнева, Т.В. Захарчук, Ю.В. Бабушкина // Вестник ДВГНБ. – 2005. - № 2. – С. 38 – 47.
11. Бухалков, М.И. Управление персоналом на предприятии: учеб. Для вузов / М.И. Бухалков, Н.М. Кузьмина, О.А. Бабордина. – М.: Экзамен, 2005. – 320 с. – (Серия «Учебник для вузов»).
12. Ванеев, А.Н. Проблемы управления в библиотеках / А.Н. Ванеев. – Проблемы управления в библиотеках // Библиотека. – 2006. - № 6. – С. 24 – 28.
13. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 416 с.
14. Гениева, Е.Ю. Что значит быть хорошим менеджером или теория геоцентрических кругов / Е.Ю. Гениева // Библиотека. – 1995. - № 9. – С. 16 – 19.
15. Грейдина, Н.Л. Основы по коммуникативной презентации. / Н.Л. Грейдина. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. – 380 с.
16. Гусак, О.А. Самоменеджмент руководителя библиотеки / О.А. Гусак, С.А. Езова // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 9. – С. 42 – 46.
17. Гусева, А.С. Служебная карьера / А.С. Гусева, В.А. Ильин. – М. Экономика, 2003. – 176 с.
18. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции / М.Я. Дворкина. – М.: МГУКИ: Профиздат, 2003. – 48 с.
19. Джерелиевская, И.Я. О смысле управленческой деятельности / И.Я. Джерелиевская // Вестник библиотек Москвы. – 2004. - № 1. – С. 31 – 35.
20. Дрешер, Ю.Н. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере / Ю.Н. Дрешер, Т.А. Атланова // Науч. и техн. б-ки. – 2004. - № 9. – С. 14 – 18.
21. Ежова, Л.С. Инновационные методы кадровой политики / Л.С. Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. № 1. – С. 64 – 86.
22. Езова, С.А. Уточнение понятия библиотечное общение / С.А. Езова // Науч. и техн. биб – ки. – 2005. - № 5. – С. 50 -57.
23. Жданова Т. Без отрыва от производства // Библиотекарь. – 2000. - № 8. – С.62-64.
24. Жданько, Н.В. Информационная культура библиотечного менеджера / Н.В. Жданько // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 12. – С.3 – 11.
25. Жолобов, Ю.Б. Проблемы коллектива: команда и лидер / Ю.В. Жолобов // Библиотечная газета. – 2004. - № 2004. - № 223. – С. 6 – 7.
26. Збаровская, Н.В. Управление персоналом / Н.В. Збаровская // Библиотека, 2005. - № 5. – С. 45 – 47.
27. Иваницкий, И.И. Самомаркетинг, или о ком мечтают работодатели / И.И. Иваницкий. – М.: ЭКСМО, 2004. – 384 с.
28. Имидж – профессиональная характеристика руководителя // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. - № 6. – С. 79 – 81.
29. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238 с. – (Серия «Высшее образование»).
30. Карташов, Н.С. О трех заблуждениях в науке управления / Н.С. Карташов. – Библиотека. – 2001. - № 6. – С. 59 – 63.
31. Качанова, Е.Ю. Внутренний маркетинг и стратегия развития: уч.-метод. пособие / Е.Ю. Качанова. – Хабаровск: ХГИИК, 2007. – 40 с.
32. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред. А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с. – (Серия «Библиотека»).
33. Качанова, Е.Ю. Особенности подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности в ХГИИК: оценка современной ситуации // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства ДВ. – Хабаровск: ХГИИК, 2006. – С. 67 – 74.
34. Качанова, Е.Ю. Руководитель библиотеки и библиотечный менеджер: изменение слов или представлений / Е.Ю. Качанова Непрерывное библиотечное образование. – 2001. - № 3-4. – С. 35 – 48.
<Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности