Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:02, доклад
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Управление фирмой,
организацией, учреждением, его подразделением,
группой сотрудников - это, прежде всего,
работа с людьми, с каждым человеком
в отдельности. Поэтому для достижения
успеха нужно научиться делать так,
чтобы все, с кем вам приходиться
работать, во-первых, прониклись к вам
расположением, во-вторых, были убеждены
в вашей правоте, в-третьих, прилагали
максимальные усилия для успеха общего
дела.
Качества руководителя
можно условно разделить на две
группы. Первая группа - его деловые,
профессиональные качества, используемые
им методы и приёмы управленческой
деятельности.
Вторая группа - интеллектуальные
и личностные качества: знания, способности,
интеллект, эмоционально-волевая сфера,
характер. Эта группа качеств обладает
двумя особенностями. Во-первых, она
является фундаментом, на котором строится
профессиональная, управленческая компетентность
руководителя. Во-вторых, она гораздо
труднее, чем первая, поддаётся коррекции:
изменить стиль мышления или характер
несравненно сложнее, чум усвоить
методику принятия решений или технологию
управления.
Одно из основных
психологических качеств
- проблемно и перспективно,
заранее определяя возможные
трудности и способы их
- системно, охватывая
все стороны дела и влияющие
факторы;
- практически и
обоснованно, отличая
- консервативно,
нешаблонно, сочетая преимущества
накопленного опыта с
- оперативно, то есть
быстро реагируя на изменения
обстановки, самостоятельно принимая
наиболее рациональные решения
в условиях дефицита времени;
-последовательно
и целеустремлённо, добиваясь
поставленной цели, отделяя главное
от второстепенного, не утопая
в текучке;
- самокритично, проявляя
способность трезво оценивать
свои действия, максимально использовать
положительный опыт других, совершенствовать
профессиональные знания и
Любой руководитель
значительную часть своего рабочего
времени тратит на общение. Поэтому
важным профессиональным качеством
для него является умение осуществлять
деловое общение с людьми вне
зависимости от собственных эмоциональных
оценок. он должен контролировать своё
поведение так, чтобы негативное
отношение к кому-либо не влияло
отрицательно на характер деловых отношений
с ним, а положительное отношение
к сотруднику становилось тому известным
и срабатывало как
Ниже приводится
перечень качеств хорошего руководителя,
составленный по результатам зарубежных
исследований.
Хороший руководитель
1. Может установить
и поддерживать отношения с
равными себе людьми.
2. Способен быть
лидером.
3. Способен построить
систему коммуникаций в
4. Обладает способностью
принимать нестандартные
5. Способен найти
оптимальный вариант решения
в условиях ограниченного
6. Может идти на
оправданный риск и на
7. Имеет склонность
к самоанализу, понимает роль
лидера в организации, умеет
видеть то, какое влияние он
оказывает на организацию.
8. Обладает высокой
сопротивляемостью к фрустрации
(состояние, возникающее у
9. Поощряет участие
членов коллектива в
10. Обсуждает свои
качества, принимая замечания, но
при этом сохраняет
11. С выдержкой
относится к победам и
12. Может выйти
проигравшим без чувства
13. Способен удерживать
высокий уровень усилий, энергичен.
14. Компетентен в
специфических проблемах
15. Переводит свои
идеи на язык, понятный для
людей.
16. Высказывает подчинённым
только конструктивную критику,
17. Даёт понять
людям, что в основном
18. Прилагает усилия
по защите личного достоинства
своих подчинённых, жёстко
19. Предоставляет
подчинённым как можно больше
свободы для служебных
20. Способен вызвать
к себе расположение.
21. Концентрирует
внимание на поставленных
22. Служит примером
в эффективности использования
рабочего времени, делится со
своими коллегами
23. Умеет ясно, точно,
коротко выразить свои мысли
словами.
24. Способен видеть
изменения, происходящие как
25. Готов начать
процесс нововведений, управлять
им и использовать в интересах
организации.
26. Способен нести
ответственность за порученное
дело.
27. Открыт для общения
со всеми подчинёнными. Внимателен
к их деловым предложениям. В
разнообразных формах выражает
за это благодарность.
28. Постоянно занимается
выявлением "звёзд" в своём
окружении. Отрабатывает
29. Тщательно продумывает
работу по созданию условий
для профессиональной
30. В состоянии
разрешать конфликты,
Профессионализм руководителя
- постоянно самовозрастающая величина.
Он призван являть собой образец
повышения уровня своих теоретических
знаний и практических навыков, общекультурного
роста. Крайне важна систематическая
демонстрация им хорошего владения технологией
интеллектуального
В зависимости от
управленческой ситуации руководителю
приходится исполнять разнообразные
"роли", которые определяются его
положением в организации. Таких
ролей достаточно много.
1. Администратор
(наблюдает за исполнением).
2. Плановик (разрабатывает
методы и средства, помощью которых
другие достигают цели).
3. Политик (устанавливает
цели и линию поведения в
группе, организации).
4. Эксперт (человек,
к которому обращаются как
к источнику достоверной
5. Представитель
(коллектива во внешней среде).
6. Регулятор (отношений
внутри группы, организации).
7. Источник (идей, информации,
поощрений и наказаний).
8. Судья (а также
миротворец).
9. Символ (пример, лицо
коллектива).
10. Диктатор (человек,
отменяющий индивидуальную
11. Старший товарищ
(к которому обращаются за
12. "Козёл отпущения"
(человек, отвечающий за всё
в случае неудачи).
Выделенные роли
являются, по существу, набором тех
умений и навыков, которыми должен обладать
сильный руководитель.
Существует и перечень
признаков слабого
Слабый руководитель
1. Всегда сталкивается
с непредвиденными
2. Убеждён, что
знает дело и владеет им
лучше всех, поэтому всё старается
сделать сам.
3. Занят деталями,
участвует во всех делах, из-
4. Заваливает бумагами
письменный стол. Причём совершенно
непонятно, какие из них
5. Работает по 10-14
часов в сутки, даже по ночам.
Засиживается в кабинете
6. Всегда ходит
с портфелем, в котором носит
непрочитанные бумаги с работы
- домой, из дома - на работу.
7. Решение старается
отложить на завтра: ведь вопрос
может решиться сам или его
решит кто-то другой.
8. Никогда ничего
не решает до конца, бремя
нерешённых вопросов лежит на
его плечах, давит на психику.
9. Всё видит белым
или чёрным, для него нет оттенков,
полутонов, нюансов.
10. Склонен "из
мухи делать слона". Случайным,
непринципиальным деталям
11. Старается принять
наилучшее решение вместо того,
чтобы принять выполнимое.
12. Фамильярен с
подчинёнными: похлопывая по плечу
или обнимая за талию,
13. Готов к любому
компромиссу, чтобы избежать
14. Работает по
принципу "открытых дверей", к
нему в кабинет идёт кто
хочет, когда хочет и по
15. Когда коллективу
присуждается премия или
Многие руководители
в повседневной управленческой деятельности
совершают характерные ошибки. Перечислим
типичные ошибки управления и рекомендации
по их устранению.
Перенос решения
на завтра
Этот недостаток
- самый распространённый, и огромная
кипа бумаг на вашем столе - его
первый признак. Как правило, мы прибегаем
к оттягиванию решения в том
случае, когда стоящие перед нами
задачи, проблемы или цели довольно
туманны, если у нас нет ясного
и чёткого представления о
том, чего же мы, собственно, хотим добиться.
Почти всегда в такой ситуации
помогает письменная формулировка ближайших
задач. Попробуйте обсудить проблему с
ближайшими сотрудниками, с опытными
людьми. Узнайте, бывали ли подобные проблемы
раньше. Установите жёсткие сроки
решения вопросов. Разделите проблему
на части.
Выполнение работы
на половину
Быть до предела
занятым и работать творчески - вовсе
не одно и то же. Человек может
заниматься множеством дел, но решать
лишь малую их часть. С точки зрения
повседневной производительности труда
и сохранения собственной нервной
системы полезнее ограничиться окончательным
решением только нескольких проблем, чем
одновременно начинать множество дел,
которые всё равно не удастся
довести до конца. Необходимо помнить,
что не решённые до конца проблемы
тяжким грузом ложатся на вашу психику,
тогда как каждое законченное
дело даёт нам чувство морального
удовлетворения.