Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:02, доклад
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Однако психологические
барьеры могут формироваться
и относительно уже действующих
порядков, которые по тем или иным
причинам перестают удовлетворять
людей. В связи с этим, не сбрасывая
со счетов необходимость изучения данного
явления, руководителю следует иметь
представление и о других типичных
реакциях сотрудников на нововведения,
помимо психологических барьеров.
Кроме психологических
барьеров выделяются следующие возможные
психологические реакции
- Принятие нововведения
и активное участие в его
реализации.
- Пассивное принятие
нововведения, в основном под
давлением обстоятельств или
социально-психологических
- Пассивное неприятие
нововведения, занятие выжидательной
позиции, позиции
- Активное неприятие
нововведения, выступление против,
апелляция к опыту и теории.
- Активное неприятие,
связанное с оказанием
- Особо выделяется
ещё одна позиция, в которой
могут быть представлены в
той или иной мере
Каковы же психологические
состояния и механизмы, лежащие
в основе каждой из типичных реакций
на нововведение? Понимание инициатором
внедрения новшеств этих механизмов
позволит формировать мотивацию
сотрудников, направленную на принятие
нововведений, и снижать уровень
негативного отношения.
Например, на активное
участие в реализации нововведений
влияют следующие комплексы мотивов.
Первый тип мотивации
основан на неосознанном побуждении
к активному принятию (на установке).
Мотивация данного рода возникает
обычно тогда, когда нововведение вызвано
всеми предшествующими
Второй тип мотивации
основан на возможности осуществления
личных целей и возникает обычно
тогда, когда нововведения открывают
сотрудникам возможности
Третий тип - это
комплексы мотивов, связанные с
чувством долга. Проявляется тогда,
когда подчинённые сознательно
ориентированы на общественно значимые
ценности, а осуществление нововведения
предполагает достижение высокого экономического
или социального эффекта. Эта
мотивация свойственна людям
цельным, социально и профессионально
активным.
Все эти три типа
мотивации опосредуются определёнными
индивидуально-психологическими свойствами
работников: особенностями их темперамента,
характера, способностей. В некоторых
случаях данные свойства могут выступать
и самостоятельными мотивами принятия
или неприятия нововведений (например,
когда личность сотрудника характеризуется
узостью, недостаточностью знаний, интересов,
самопознания, понимания собственной
жизненной стратегии и т.п.). В
этом случае можно говорить об известной
предрасположенности к
В основе пассивного
принятия нововведений лежит следование
примеру других. Это может быть
обусловлено тем, что нововведение
почему-то незначимо для работника
или у него нет достаточной
информации, чтобы принять решение
о его актуальности. Для такого
типа поведения характерна, прежде
всего, установка на мнение всего
коллектива. Формируется она обычно
в тех случаях, когда коллектив
сплочён и стабилен. Данная ориентация
является как бы промежуточной. За время
осуществления нововведений люди с
такой мотивацией успевают более
чётко определить свои позиции. Если
коллектив достаточно высоко развит,
то сотрудники начинают активно поддерживать
нововведения, в противном случае
происходит пассивное неприятие
новшеств.
Пассивное неприятие
нововведения обусловливает выжидание
и пристальное изучение негативных
явлений, сопровождающих осуществление
нововведения. Такое поведение основывается
на полной удовлетворённости существующим
положением вещей и нежелании
терпеть неудобства и различного
рода напряжение из-за введения новшеств.
При формировании этой
мотивации может сказываться
негативный опыт предыдущих нововведений
или высокий уровень
Активное неприятие
нововведений выражается в открытых
выступлениях сотрудников, нередко - с
указанием на неэффективность подобного
опыта в других подразделениях.
Основными мотивами
здесь являются:
- изменение служебно-ролевого
статуса сотрудников в
- изменение содержания
служебных обязанностей и
- информационная
необеспеченность нововведений;
- конфликтные отношения
в коллективе, а также в системах
"руководитель 0 исполнитель".
Хороший руководитель
должен учитывать изложенные мотивы
и факторы при осуществлении
нововведений. Современная психология
управления даёт практические рекомендации,
касающиеся стиля управленческой деятельности.
Наиболее приемлемы
для руководителей следующие.
Как можно меньше
говорите "я", больше - "мы".
Научитесь управлять
собой - только тогда вы обретёте способность
компетентно управлять другими.
Если то, что делают
ваши сотрудники, в корне не расходится
с вашими представлениями, дайте
им максимум свободы.
Умейте забывать
старые ошибки и проступки подчинённых.
Будьте немногословны.
Будьте вежливы
и терпеливы. Помните: брань - признак
слабости, бессилия.
Шутите сами и
позволяйте шутить подчинённым.
Не бойтесь, если
ваши подчинённые компетентнее вас
в своём деле.
Отмечайте каждое начинание
сотрудника.
Не делайте замечания
подчинённому не только в присутствии
его подчинённых, но и вообще в
присутствии других людей.
Не используйте
своей власти до тех пор, пока не
исчерпаны все лояльные средства,
но потом применяйте власть в полную
силу.
Открыто признавайте
свои ошибки.
Прежде чем принимать
решения, задайте себе пять вопросов
"почему":
- Почему и зачем
это делается?
- Почему делается
именно там?
- Почему делает
именно тот?
- Почему делается
именно в такое время?
- Почему делается
именно так?
Ответы на эти
вопросы прояснят обстановку, сделают
ваше решение более обоснованным.
Будьте уверены
в себе, не склоняйтесь пере препятствиями.
Научитесь как вызывать
подчинённых на разговор, так и
вовремя их останавливать.
Собирайте вокруг себя
способных и активных помощников.
Не ограничивайте
права подчинённых, не сковывайте их
инициативу.
Научитесь не погрязать
в мелочах - передавайте подчинённым
часть своих полномочий.
Держите подчинённых
в тонусе, никогда не занижайте
им заданий.
Воспитывайте личным
примером. Особенно это касается дисциплинированности,
исполнительности и обязательности.
В рабочее время -
ни минуты безделья для себя и подчинённых.
Поддерживайте порядок
на своём рабочем месте.
Осуществляйте повседневный
контроль за деятельностью подчинённых,
не подменяя его мелочной опекой.
Критикуйте только
позитивно и конструктивно, а
не ради критики.
Структура конструктивной
критики должна включать в себя следующие
элементы.
1. Чёткое представление
о том, кто (и что) должен
быть в первую очередь в
центре внимания: во-первых, сотрудники,
плохо выполняющие свою работу;
во-вторых, сотрудники, не делающие
ту работу, выполнение которой,
хотя и не предписано, но полезно
для дела; в-третьих, интеллектуально-
2. Указание на
суть недостатков, промахов, ошибок
или особенностей людей,
3. Описание процесса,
приведшего к сбою в работе.
4. Выявление человека,
в первую очередь виновного
в негативном результате.
5. Выявление других
людей, прямо или косвенно
6. Анализ условий,
в которых оказался возможным
сбой в работе.
7. Указание на
людей, причастных к созданию
таких условий.
8. Предположительное
выяснение внутренних
9. Квалификация самого
недостатка по критериям:
10. Прогнозирование
или предположительное
11. Акцентирование
внимания на вопросах, связанных
с тем, кто (пофамильно) пострадал
от критикуемой ситуации и
кто (пофамильно) вынужден своим
трудом, усилиями, действиями, потерей
времени обеспечивать
12. Оценка негативного
события и людей, причастных
к критикуемому результату, с
указанием меры
13. Конкретные предложения
о путях ликвидации
14. Указание на
невозможность допустить
СОВЕТЫ КРИТИКУЮЩЕМУ
вверх
Вашим главным принципом
должно стать убеждение в том,
что всё, что делалось раньше, можно
делать лучше - если не в целом, то в
деталях.
При анализе любой
проблемы исходите из того, что, если полезное
не делается вообще или делается не
так, как надо, необходимо в первую
очередь искать того, кому это выгодно.
Прежде чем приступить
к критическому анализу негативной
ситуации, постарайтесь выяснить, нельзя
ли исправить дело без критики.
Перед тем как
выступить с критикой в адрес
любого сотрудника, постарайтесь предельно
чётко определить цели критики (что
и как конкретно должно измениться).
Критика - не самоцель, а средство совершенствования
работы.
До начала критического
анализа полезно выяснить позицию
критикуемого по сути негативного события:
вполне возможно, что это окажется
импульсом для исправления
Помните, что обязательные
условия успеха критического анализа
любого работника - знание его способа
восприятия критики и выбор
Объективной основой
критики должно быть точное и детальное
знание того, что произошло и каковы
последствия невыполнения или плохого
выполнения работы. В противном случае
критика становится уязвимой из-за
возможных фактических ошибок и
неточностей и, соответственно, из-за
ошибок в оценках.