Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:02, доклад
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Стремление сделать
всё сразу
Одновременное решение
нескольких проблем - самый верный путь
к неврозам. Следует всегда помнить
об этом. Большинство из нас может
интенсивно заниматься решением только
одной проблемы. поэтому переходить
к новой задаче можно только тогда,
когда предыдущая уже полностью
решена или хотя бы получено ясное
представление о характере её
решения.
Стремление сделать
всё самому
Управление - это
та функция руководителя, которую
нельзя совместить со стремлением сделать
всё лично. Задача состоит не в
том, чтобы загрузить себя работой,
а в том, чтобы планировать, направлять
и контролировать работу других. Руководитель
обязан создавать такие условия,
чтобы в его группе, отделе сотрудники
работали наиболее эффективно. он направляет
и контролирует ход запланированных
работ.
Убеждение, что вы
знаете всё лучше других
Если перед вами
встала какая-то особая, нестандартная
задача - отбросьте ложный стыд, не бойтесь
уронить авторитет, обратитесь к
специалистам.
Неумение разграничить
функции
Отсутствие чёткого
разграничения задач, ответственности
и служебных функций очень
часто подводит организацию дела.
Необходимо точно определить задания,
обязанности, информационные каналы и
степень ответственности
Самое эффективное
средство борьбы с дублированием
функций и претензиями на всестороннюю
компетентность - ясные и детализированные
должностные инструкции, увязанные
с постоянно модернизируемой
схемой организации и меняющимися
целями её деятельности
Попытки переложить
вину на других
Многие руководители
часто занимаются делами совершенно
бесполезными и абсолютно излишними.
Типичный пример - перекладывание вины
на других в случае неудачи. Полезная
энергия в этом случае направляется
в прошлое, хотя исправить уже
ничего нельзя. Куда полезнее вместо этого
нацелить свою деятельность в будущее
- на то, что необходимо сделать незамедлительно.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
вверх
Стиль руководства -
это типичная для руководителя система
приёмов деятельности, используемая
в работе с людьми. Стиль руководства
проявляется и в манере руководителя
руководить, слушать других людей, и
в том, как он организует подготовку, принятие
и реализацию решений. О нём можно судить
по тому, как организованы личное рабочее
место руководителя и труд возглавляемого
коллектива.
Принято выделять три
основных стиля руководства: авторитарный,
демократический и либеральный.
Этот подход к анализу и классификации
стилей является наиболее распространённым.
Авторитарный (директивный)
стиль руководства
Руководитель, придерживающийся
демократического стиля, децентрализует
свою управленческую власть. он консультируется
с подчинёнными, которые также
принимают участие в выработке
решений и получают достаточно информации,
чтобы иметь представление о
перспективах своей работы. Практикуется
делегирование функций и
Либеральный (попустительный)
стиль руководства
Возможны и другие
классификации стилей руководства.
При этом руководитель
может выступать как в роли
лидера, так и в роли администратора.
Чем отличается руководитель-администратор
от руководителя-лидера?
Основное их различие
состоит в том, что лидер не
командует, не приказывает и на давит
на работников ради достижения каких-либо,
порой далёких от их понимания, целей,
а ведёт людей за собой к
решению общих для коллектива
проблем.
Руководитель
Административный
стиль управления исключает равноправный
обмен критическими замечаниями: с
администратором не поспоришь. Он устремлён
к созданию и укреплению своего доминирующего
положения в коллективе практически
любыми средствами и абсолютно убеждён
в том, что люди нуждаются в
твёрдой руке, в руководителе, решающим
всё за коллектив не только в крупных
делах, но и в мелочах. Так как
для администратора все люди, находящиеся
ниже его в управленческой иерархии,
одинаковы, то и побуждать их к
деятельности следует одинаковыми
средствами, среди которых на первое
место он ставит методы прямого командного
воздействия (давление, принуждение, наказание,
контроль, запугивание последствиями
и т.п.).
В слабых проявлениях
администратор - человек, с которым
можно сосуществовать, но сотрудничать
не за страх, а за совесть - едва ли. Нередко
руководитель этого типа бестактен,
бесцеремонен, груб. Для него характерна
двойственная психология: "вверх"
- предпочтение, "вниз" - презрение.
Втайне он хотел бы увеличения своей
независимости от руководства и
усиления зависимости от себя людей,
стоящих ниже. Часто он отождествляет
себя с той организацией, которой
управляет.
Неафишируемый принцип
администратора - "все средства хороши
для достижения цели", что на деле
отнюдь не означает, будто любой
ценой можно получить стоящий
результат.
Администратор глубоко
верит в то, что люди всё стерпят
или, точнее, должны стерпеть от своего
начальника. А если не захотят, их надо
заставить, принудить, поставить на
место. При этом он считает допустимым
применение любых доказательств превосходства
представителей руководства над рядовыми
сотрудниками.
Руководитель такого
типа чаще всего не терпит критики.
Пренебрежение к людям является
следствием основополагающей установки
администратора - "я выше других,
так как я на более высокой
должности", "мои преимущества
неоспоримы, иначе бы мне не поручили
эту ответственную работу". Люди
подчиняются ему не как сотруднику,
обладающему интеллектуальными
и профессиональными
Социально приемлемым
и эффективным в современных
условиях является руководство людьми,
осуществляемое в форме лидерства.
Что же характеризует лидера? Прежде
всего - его способность воспринимать
нужды коллектива, его проблемы и
выполнять ту долю работы по их удовлетворению
и решению, которую остальные
члены коллектива взять на себя по
каким-либо причинам не могут. Лидер
может выступать во многих амплуа,
тогда это лидер
Таким образом, лидер
- это человек с
Лидер способен вовлекать
людей в деятельность, не отдавая
прямые распоряжения и команды. Он в
высокой степени наделён "чувством
локтя", умеет убеждать, склонен
поощрять. Он обладает неформальным авторитетом
(ему подчиняются, за ним идут, даже
если он не занимает руководящего поста).
Лидер оптимистичен (уверен, что
подавляющее число проблем, которые
встают перед людьми, разрешимы). Умеет
планировать совместную работу с учётом
интересов и возможностей каждого члена
коллектива. Люди без особых колебаний
соглашаются на участие в делах, которые
он организует, так как знают, что он не
станет предлагать им бесполезную работу.
Способен вовлекать людей в выполнение
дел, необходимых коллективу, но не очень
выгодных для отдельных сотрудников. Способен
использовать для принятия коллективных
решений мнения и предположения, противоположные
собственной позиции. Умеет увлечь людей
на выполнение незапланированных заданий.
Лидер - это человек,
за которым идут не в силу формального
подчинения или из-за страха перед
начальством, а потому, что он обладает
способностями и умением
Существует такое
представление: человек ведёт за
собой людей лишь тогда, когда
может утешить их в трудную
минуту. Это в большей степени
верно. Если человек уважает людей,
относится к ним
Главное качество, которое
влечёт к такому человеческому типу,
- это доверие к людям. А когда
человек доверяет людям, они обычно
отвечают ему тем же.
Но качества утешителя
принесут пользу делу лишь в том
случае, если они сбалансированы установкой
на рациональный анализ проблем, с которыми
к лидеру обращаются. Одни утешения,
без анализа путей преодоления
трудностей и без практических действий,
направленных на решение проблем, не
могут служить основой