Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:02, доклад
Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Для достижения успеха
в управленческой деятельности руководитель
должен развивать в себе творческие
способности:
- инициативность;
- умение решать
нетрадиционные проблемы;
- способность оригинально
подходить к любым задачам;
- критический дар;
- альтернативное (многовариантное)
мышление, способность видеть проблемы
там, где для других всё ясно;
- способность распознавать
недостатки в хорошо
- склонность всё
усовершенствовать;
- умение психологически
перестраиваться, когда
- способность действовать
вопреки мнению людей;
- установку на
решение нетрадиционных
- склонность к
самостоятельности (в
- новаторство;
- настроенность против
всех проявлений бездумности;
- способность воспринимать
критические замечания как
- открытость всему
новому;
- способность к
риску;
- склонность и
способность выдвигать при
Современный руководитель,
будучи бесспорным лидером, в то же
время должен обладать умением, когда
того требуют обстоятельства, использовать
административные методы управления.
Иначе говоря, для того, чтобы
управлять людьми, он должен: овладеть
искусством управлять собой как
лидером и как администратором;
мыслить системно, панорамно (широко,
комплексно) и одновременно профессионально
предметно, со знанием деталей и
тонкостей управленческого
Говоря о личностных
качествах руководителей, успешно
реализующих нововведения в подчинённых
им организациях, подразделениях, чаще
всего отмечают:
- организаторские
способности;
- высокий профессионализм;
- стремление к
самоутверждению,
Организаторские способности
руководителей представляют собой
сложное по структуре личностное
образование, позволяющее быстро и
эффективно решать задачи управления
подчинёнными. Оно включает в себя
творческий потенциал руководителя,
его интеллектуальные и коммуникативные
особенности, эмоционально-волевые
характеристики, педагогические возможности,
а также обусловливается такими
чертами характера, как энергичность,
оптимизм и др.
Применительно к
нововведениям, организаторские способности
руководителя можно оценить по следующим
показателям:
- познавательная
активность (потребность в активном
решении служебных задач с
привлечением новых,
- преобразование
задачи по внедрению нового
опыта в "собственную"
- скорость решения
задачи по нововведению;
- наличие нескольких
вариантов решения по
- глубина прогнозирования
и предвосхищения результата
нововведения;
- положительное эмоциональное
отношение к новаторской
- полнота актуализации
знаний и умений (профессиональных,
юридических, управленческих, психологических,
педагогических и т.д.).
Организаторские способности
проявляются в
Американский специалист
по психологии управления Герба Саймон
отмечает, что он поддерживает контакты
примерно с 1000 человек. Каждый из них, в
свою очередь, поддерживает отношения
примерно с другими 500-1000 человек, неизвестными
ему. Поэтому, чтобы получить ответ
на какой-то вопрос, ему достаточно
нескольких телефонных звонков. Поступая
подобным образом, можно не только поддерживать
высокий уровень
В зависимости от
отношения руководителей к
Консервативный - ориентированный
на привычные, многократно проверенные
на практике способы работы. В структуре
личности такого руководителя весьма
устойчивы социальные стереотипы на
всех трёх уровнях: мыслительном, поведенческом
и эмоциональном. К новому он относится
с предубеждением, насмешливо, предложения
подчинённых отвергает, а при инициативе
сверху старается переложить работу по
внедрению на заместителей или растянуть
сроки.
Декларативный. На словах
руководитель поддерживает любое новшество,
а на деле проводит лишь те из них, которые
не требуют больших затрат труда,
энергии и риска.
Колеблющийся. Руководитель
боится нововведений, не имеет своей
точки зрения; решения в области
новаций зависят от того, под влиянием
кого из своих заместителей руководитель
находится; принимает с одинаковой
лёгкостью противоположные
Прогрессивный. Руководитель
постоянно ищет новые, более экономичные
пути достижения целей организации;
он обладает чутьём на новое, передовое;
глубоко продумывает
Одержимый. Разнообразные
изменения в перестройки
Следует, однако, иметь
ввиду, что в чистом виде данные стили
руководства проявляются редко.
Сами же нововведения
по содержанию могут быть:
- материально-технологическими
(новые программы, технологии, компьютеризация
деятельности и т.п.);
- экономическими (новые
системы стимулирования, финансирования);
- нормативно-правовыми
(внесение предложений в
- управленческими
или организационно-
- кадровыми (использование
методов психодиагностики, психотренинга
и др.).
В общих чертах влияние
характера нововведений на их восприимчивость
можно представить так:
Способствует восприятию:
Способствует сопротивлению:
- соответствие содержания потребностям практики;
- неопределённость
между содержанием и
- одноаспектность (простота);
- комплексность (сложность);
- рекомендательный характер;
- обязательный характер;
- инициатива снизу;
- указание сверху;
- незначительные изменения.
- радикальные изменения.
Особенности современной
коммерческой деятельности также относят
к числу факторов, влияющих на восприятие
новшеств. их можно разделить на
две группы: объективные и субъективные
(социально-психологические).
Объективные факторы
присущи самим организациям. Это:
- закрытость внутренней
информации;
- степень регламентации
деятельности;
- централизация управления;
- имеющиеся ресурсы;
- вид режима;
- размеры организации,
учреждения, численность его сотрудников;
- период существования.
Субъективные факторы
включают в себя всё, что связано
с психологией сотрудников.
Прогнозирование хода
внедрения любого новшества в
учреждении основывается не только на
анализе психологических
Часто нововведения
связываются с понятием психологических
барьеров, возникающих как реакция
на всякое новшество.
ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
БАРЬЕРОВ К НОВОВВЕДЕНИЯМ
вверх
Барьер профессиональной
некомпетентности. Он связан с непониманием
сущности нововведения ввиду низкой
профессиональной подготовленности отдельных
работников. Это свойственно чаще
молодым сотрудникам, не имеющим
большого практического опыта и
находящимся на низших должностях.
Элементы недостаточной профессиональной
компетентности, дилетантизма встречаются
и среди руководителей.
Для преодоления
данного психологического барьера
необходимо работать над повышением
профессионального мастерства личного
состава, знакомит работников с сущностью
нововведения, аргументировано показывать
его преимущества, раскрывать имеющиеся
для его внедрения и т.д.
Барьер перестраховки.
Его сущность состоит в опасении
подчинённых в том, что нововведение
может вызвать отрицательные
последствия, в выжидании поддержки
новшества вышестоящим
Барьер навыка, привычки,
традиции. Практика показывает, что
одной их субъективных трудностей для
сотрудников является необходимость
изменения существующих способов и
методов работы с людьми, техническими
средствами, оргтехникой. Прежние навыки
трудовой деятельности дают преимущество
перед новыми, позволяют работать
быстро и без напряжения, способствуют
общественному признанию. Поэтому
естественно, что всё новое, которое
лишает человека этих преимуществ, кажется
ему малоэффективным и
Барьер идиллии
проявляется у сотрудников, которые
имеют хорошее материальное положение,
полностью удовлетворены
Барьер боязни потерять
вознаграждения. Предстоящие технические,
технологические или
Барьер изменения
места работы. Многие сотрудники боятся,
что в результате нововведения может
последовать сокращение штатов, перемещение
на другую должность.