Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа
Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81
1.3.3. Стили руководства
Для того, чтобы руководитель мог управлять коллективом и быть главной фигурой в коллективе, к нему предъявляются определенные требования. Профессиональные требования определяются «Тарифно-квалификационными характеристиками, они одинаковы для всех руководителей всех типов библиотек.
Конкретный перечень должностных обязанностей руководителей разрабатывается непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций. На основании этих документов проводится аттестация, выявляются определенные профессиональные качества руководителя и степень его соответствия занимаемой должности, а так же эффективность применения им профессиональных знаний в конкретных организационных условиях и творческом процессе.
От того, какими качествами обладает руководитель, зависит и то, какой стиль управления он принимает в работе. Стиль – это управленческое поведение руководителя, диктующее выбор методов управления. Общепринятым является выделение трех основных стилей управления: директивное (или авторитарное), демократическое и либеральное.
Директивный стиль управления отличается чрезмерной централизацией власти. При этом стиле руководитель догматичен, не терпит возражений, не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных, жестко контролируя их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику он не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит критиковать. Характерен недостаток уважения к окружающим, но на практике такой стиль встречается нечасто.
Демократический стиль управления предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Для руководителя в этом случае бывает характерно уважительное отношение к людям, забота об их потребностях. Он старается чаще советоваться с коллективом и прислушивается к их мнению. Такой руководитель добивается желаемых результатов посредством убеждения подчиненных в целесообразности и значимости возлагаемых на них обязанностей. Демократический стиль поощряет творческую активность (во многом посредством делегирования полномочий), способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, в которой люди в полной мере осознают свою значимость в решении задач, стоящих перед коллективом, дисциплина при этом трансформируется в самодисциплину.
Либеральный стиль отличает отсутствие размаха в деятельности, безиннициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они не слишком благоприятны. Руководитель, придерживающийся либерального стиля управления, не вмешивается в дела подчиненных и не проявляет активности, выступая в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Во взаимоотношениях с подчиненными данный руководитель вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в решении их проблем. Такой руководитель выслушает критику, примет замечание к сведению, но не способен будет что-либо изменить в определенной ситуации. Он не проявляет организаторские способности, нерегулярно и слабо контролирует работу сотрудников.
Становление стиля работы – это долгий и кропотливый труд. Тот или иной стиль в чистом виде редко встречается в практике. В реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются некоторые общие черты, присущие различным стилям, но при доминирующей роли каких-либо из них. В современных условиях руководителям следует переходить к новому стилю управления, в котором меньше внимания уделяется контролю, а сотрудники привлекаются к участию в управлении – так называемое «коллективное управление». Суть такого управления заключается в следующем: сотрудники проявляют присущую им активность и самоконтроль, стремятся к расширению своих познаний и к творческому росту, если на работе для этого созданы благоприятные условия. При этом руководителю необходимо проявлять больше доверия к подчиненным. Условием высокой продуктивности коллективного управления являются свободные коммуникации между сотрудниками сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; сотрудничество при постановке целей, принятии решений и оценке результатов. При таком стиле управления повышается производительность труда, степень удовлетворенности сотрудников своей работой. Коллективное управление может проявляться в следующих формах: повышение в разнообразия в работе; последовательная смена видов деятельности и обучение смежным профессиям; гибкий рабочий график; взаимозаменяемость (52).
С другой стороны нельзя подходить к разным библиотекам с одинаковым стилем управления. Это зависит от многих причин и руководитель должен проанализировать ситуацию и применить соответствующий стиль управления к данному коллективу и библиотеке. И чем больше будет уверен руководитель в своих подчиненных, тем демократичнее будет его стиль управления.
1.3.4.Самоменеджмент руководителя
Начнем с того, что обязанности руководителя очень разнообразны: управленческая работа, научно-исследовательская и научно-методическая, повышение квалификации, в современных условиях прибавляется экономическая и предпринимательская. При этом нужно организовать работу подчиненных, отдавать приказы, писать резолюции, проводить совещания. Нередко руководителю приходится решать сразу несколько вопросов. Иногда возникает неприятное чувство, что все сразу работает против тебя, катастрофически не хватает времени, кажется, что рабочий день пропал даром и не всегда виноват в этом сам менеджер. Перегрузка является следствием его многочисленных задач, поэтому так важно правильно организовать свой рабочий день. Существует много различных методик по организации труда, а так же оргтехника, которая намного облегчает труд руководителя. В наше время с успехом используются калькулятор, органайзер, блокнот ежедневник, телефонная книга с автодозвоном картотека визитных карточек, факс, компьютер и т.д.
В последнее время все чаще стали говорить о таком направлении, как самоменеджмент. Самоменеджмент по определению Л.И. Зайверта – это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Самоменеджмент понимается как средство саморазвития индивида-менеджера в рамках всеобщей организационной науки. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать негативные обстоятельства как на работе, так и в личной жизни (51).
Таким образом, руководитель должен произвести ситуационный анализ: определить цели не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни. Ведь руководитель не только «весь в работе», он еще и человек, имеющий личные интересы. После этого нужно выяснить, какие есть успехи и какие знания и умения понадобились для выполнения успешной работы – это создаст потенциал для дальнейшего развития. Анализ неудач и поражений приведет к выводам, как в дальнейшем избежать этого. Цели руководителя должны быть четко сформулированы и спланированы. Если у руководителя все спланировано, это даст ему выигрыш во времени, обозримость пролематики, установление приоритетов, сроков, резервов времени, повышение эффективности, делегирование дел.
Руководящие обязанности требуют большой самоотдачи, отнимают много сил и энергии. Но хочется еще и книгу почитать, заняться самообразованием, встретиться с друзьями, поэтому для лучшего самоменеджмента можно применять метод «ключевых сфер». Активный человек может освоить несколько сфер, от остального необходимо отказываться. Можно выделить для себя профессиональную сферу (стать директором созданного информационного центра). Существуют и личные сферы. Задачи должны быть конкретными и ясными, планирование начинать с долгосрочных планов (на несколько лет) и заканчивать недельными, дневными. Отдельно должен выделяться план на текущий год. Должны присутствовать планы на месяц, неделю, день: самым сложным для исполнения считается недельный план – для его выполнения нужно проводить наблюдения и расчеты времени в течение рабочего дня.
Отсутствие плана у руководителя сказывается на работе подчиненных (они отвлекают руководителя по незначительным поводам и в любые часы), он рискует упустить важные проблемы. Поэтому, нужно распределить свое рабочее время на условно занятое и свободное. В занятом в свою очередь в занятом времени выделяется абсолютно «занятое». Свободное время включает регламентированное (для работы с коллективом) и лично свободное.
Планированию мешает ряд факторов: много дел и вопросов, трудности в учете и нормировании функций управления, появление новых проблем, подвижность среды (коллектива). Поэтому планировать действия нужно лишь на часть рабочего времени, регулярно корректировать планы, последовательно доводить начатое до конца, резервировать время для различного рода поглотителей (телефонных звонков, посетителей и т.д.). Для улучшения работы нужно составлять график рабочего времени, что повышает ритмичность работы.
И конечно, записывать дела, которые нужно исполнить в течение дня в записную книжку в форме ежедневника. При планировании своей работы руководитель не должен строго регламентировать свою работу, а выбрать для себя приемлемый график исполнения работ. И, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать о несомненной выгоде планирования своей работы, так как в результате определенного алгоритма исчезнут «горящие» дела, руководитель почувствует удовлетворение своей работой и ощущение того, что свое рабочее время он стал использовать наиболее рационально.
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МКУ «Информационно-культурно-
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-
В настоящее время в МО «Бирское городское поселение» имеется «Информационно-культурно-
Книжный фонд составляет 35 829 экз. документов. Площадь помещения составляет – 138 кв. м. В библиотеке имеется два компьютера, 2 принтера.
Библиотека имеет неплохо скомплектованный фонд и обслуживает ежегодно 1600 читателей: детей, педагогов, рабочих, студентов. Фонд периодики составляет около 30 названий газет и журналов.
С текущего года в библиотеке планируется подключить Интернет. Библиотеки сел Будукан и Семисточное не имеют читальных залов, фонд порядка по 4 тысячи экземпляров. В штате по одному сотруднику.
Библиотеки строят свою деятельность по следующим основным направлениям:
библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей, предоставление им как традиционных библиотечных услуг, так и услуг, основанных на применении новых библиотечных технологий;
использование информационных технологий для повышения качества обслуживания читателей;
улучшение справочно-поискового аппарата библиотеки как средства раскрытия ресурсов библиотек;
качественное улучшение формирования фонда библиотек, организация их хранения и обеспечение сохранности;
повышение квалификации персонала библиотеки, особенно в области информационных технологий.
Библиотека поселка Бира в 2010 году была построена в соответствии с планом работы, заведующая библиотекой Алексеева Лидия Александровна. На сегодняшний день перед библиотекой стоит ряд проблем: идет снижение посещаемости и книговыдачи молодежи и взрослого населения. Что связано с наличием во многих семьях Интернета, хороших личных библиотек, возможностью приобретать новые книги в магазинах.
Еще одна большая проблема – это отсутствие возможности в полную меру применять новые информационные технологии (Интернет будет подключен только в 2011 году), нет электронного каталога.
2.2. Результаты дипломного исследования.
Программа дипломного исследования предусматривала всестороннее изучение управления библиотек МО «Бирское городское поселение». Основной базой исследования явилась библиотека поселка Бира. Сделана оценка руководителя по результатам деятельности библиотеки.
Рассматривались профессиональные, личностные, социально-психологические качества необходимые современному руководителю, которые непосредственно влияют на эффективность управления библиотеой.
В рамках дипломной работы было проведено исследование эффективности управления библиотекой и профессиональных и личностных качеств руководителя.
На первом этапе проводилось выявление, изучение и анализ предварительной информации, было выдвинуто предположение, что эффективность управления зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя. Для исследования были составлены две анкеты: для руководящего состава и сотрудников. При анкетировании библиотечных работников были определены следующие параметры:
изучение профессиональных и личностных качеств руководителя;
выявление стиля управления;
Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности