Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа
Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81
5
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»
«Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности»
Дипломная работа
Хабаровск
2011
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»
Факультет социально-культурной и информационной деятельности
Кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности
Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности
Дипломная работа
Студент 455-у группы __________________
Научный руководитель: Орлова Елена Николаевна,
к.п.н., доцент _______________________
Заведующий кафедрой: Качанова Елена Юрьевна,
д.п.н., профессор _______________________
Допущено к защите «__» __________2011 г.
Хабаровск
2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения……………………………………………………
Введение
Сегодня перед библиотеками России стоит много задач: это и качественное и доступное обслуживание читателей, выживание в непростых условиях рынка, применение новых методов и форм работы. И все эти задачи невозможно решить без решения проблем управления библиотекой.
Управление библиотекой предполагает эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных, технологических и социальных возможностей для достижения целей деятельности библиотеки.
Сложные условия современного мира, приводит к возрастанию роли управления. Действия руководителя не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Мы отказываемся от командно-бюрократических принципов управления и ищем новые пути решения проблемы.
Сегодня библиотека – это открытая система, которая не только научилась конкурировать с различными учреждениями образования и культуры, но и сотрудничает с ними, достигая при этом свои конкретные цели – более полное удовлетворение читательских интересов. Современная библиотека – это не только книжное хранилище и пропагандист книги, но и проводник в мире информационных ресурсов.
Формируется новый имидж библиотеки и формируется новый корпус управленческих кадров. Руководители с одной стороны должны решать задачи сохранения традиций, а с другой - обеспечивать высокий уровень обслуживания , разнообразие этих услуг, знание читательских потребностей и их удовлетворение в современных рамках управленческих моделей. А это невозможно без данных моделей, разработанных менеджментом.
«Активный интерес к менеджменту как одна из самых определенных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер-профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности». (51)
Объект исследования: управленческая деятельность менеджера.
Предмет исследования: требования, предъявляемые к профессии и личности библиотечного менеджера.
Гипотеза: эффективное управление зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя библиотеки.
Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-
проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.
Методы, применяемые к решению данных задач:
анкетирование руководящего состава библиотек МУК ИКДЦ;
анкетирование сотрудников библиотек МУК ИКДЦ;
изучение и обобщение опыта работы в России;
изучение работ российских библиотековедов по данному вопросу.
Базой выявления источников явились документы, каталоги и картотеки библиотек ХГИИК, Биробиджанской областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема, библиотеки МО «Бирское городское поселение». В дипломной работе использовались также материалы из специальных периодических изданий: «Научно-технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиополе», «Вестник ДВГНБ», «Управление персоналом».
В специальной литературе уделяется внимание положению, в котором приходится работать современным руководителям и библиотекам. Публикуется много работ, учебно-практических пособий по управлению библиотекой таких авторов, как: Джерелиевская И.К. ( 18), Жданько Н.В. (22), Фенелонов Е.А. (55), Ванеев А.Н.(12) .
Большое внимание уделяется стратегии развития личности руководителя. Об этом говорят публикации Ждановой Т.А.(23), Сусловой И.М.(51).
Так же уделяется внимание способности руководителя управлять инновационными процессами в библиотеке. Об этом говорит Качанова Е.Ю. (34, 35).
Научная новизна работы: состоит в комплексном подходе к рассмотрению вопроса управления библиотечной деятельностью в условиях развивающихся рыночных отношений.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования ее в качестве методического пособия для руководителей библиотек, методистов и специалистов, широкого круга читателей, интересующегося вопросами управления, а так же базой для дальнейшего исследования по данному вопросу.
Хронологические рамки источников выявленных по теме дипломного исследования, включают издания за период с 2002 по 2010 годы.
Базой дипломного исследования стали:
библиотека поселка Бира МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение»
библиотеки МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение».
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены актуальность и значимость темы, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, его научная новизна и практическая значимость;
В главе I «Требования к профессии и личности библиотечного менеджера» раскрыты факторы, которые влияют на библиотечную профессию в современных условиях, требуют от руководителя изменений в стратегии управления. Подробно раскрыты требования к личности библиотечного менеджера в современных условиях. Показана роль руководителя в системе управления библиотекой.
В главе II «Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-
В заключении подведены итоги дипломного исследования и намечены пути совершенствования библиотечного менеджера, как руководителя.
Приложения включают в себя:
анкету для руководящего состава библиотеки;
анкету для сотрудников библиотек;
анализ синтеза результатов исследования;
Положение о библиотеках МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение»;
должностные инструкции заведующей библиотекой
ГЛАВА 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера.
1.1. Структурно-содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования.
Изучая вопросы управления библиотекой в современных условиях, для начала следует изучить и рассмотреть эту тему специалистами библиотечного дела.
С этой целью был изучен документальный поток путем просмотра учебной литературы, периодических и продолжающихся изданий. Документальный поток изучался по структурно-содержательному анализу, в результате которого потоку была дана оценка (см. Приложение № 1). Данный анализ позволил определить основные направления развития вопроса, выявить ведущих специалистов, работающих в данной области.
Анализируя собранный документальный поток по вопросам требований к профессии и личности библиотечного менеджера с 2002 по 2010 годы, можно сделать вывод, что данная тема довольно актуальна, публикации по данной теме постоянно присутствуют в профессиональной литературе. Публикуется много работ теоретического и практического характера. Среди работ относительно требованиям к профессии можно выделить труды Дворкиной М.Я. (18), Джерелиевской П.Я. (19), Карташова Н.С. (30), Ванеева А.Н. (12), Фенелонова Е. (57), Сусловой И.М. (51), Сукиасяна Э.Р. (50). О личности современного руководителя пишут: Гусак О.А. и Езова С.А. (16), Гениева Е.Ю. (14), Езова С.А. (22), Суслова И.М. (51), Бишоф А. (7). О роли руководителя в инновационных процессах рассмотрены труды: Ежовой Л.С. (21), Качановой Е.Ю. (31.32,33,34,35), Толканюк Н.А. (53).
Обращаясь к типовой и видовой структуре документального потока, можно сделать вывод, что: вопросы по данной теме помещены в различных публикациях по типам и видам и это свидетельствует об актуальности данной темы в наше время.
В связи с изменениями социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, в библиотечной деятельности произошли значительные изменения. На страницах профессиональных изданий обсуждаются вопросы изменившихся требований к профессии библиотечного менеджера и к его личности. Об изменениях в библиотечной профессии говорят: в сборнике статистических и аналитических материалах Бойняшкина Е.Н. (8), Дворкина М.Я. (18), Ежова Л.С. (21), Ванеев А.Н. (12).
В формировании менеджеров - руководителей библиотек, важно отметить работы Сусловой И.М. Ее учебное пособие «Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности» излагает основы деятельности менеджера библиотеки. Раскрывается система работы с кадрами менеджеров, уделено внимание специфике трудовых коллективов библиотеки, содержание труда руководителей различных уровней, формированию кадров управленцев, сформулированы требования к менеджеру библиотеки. Даются рекомендации по организации труда менеджера библиотеки.
Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности