Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
 изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
 проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
 определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
 разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)


5

 

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»

 

 

 

 

 

«Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности»

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2011

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»

Факультет социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности

 

 

 

 

Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Дипломная работа

 

 

 

                                                       Выполнил: Алексеева Лидия Александровна

                                  Студент 455-у группы __________________

Научный руководитель: Орлова Елена Николаевна,

к.п.н., доцент _______________________

Заведующий кафедрой: Качанова Елена Юрьевна,

д.п.н., профессор _______________________

Допущено к защите «__» __________2011 г.

 

 

Хабаровск

2011

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10

1.1    Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10

1.2    Требования к профессии ………………………………………………….13

     1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13

1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17

1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23

1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28

1.2.5. Самопрезентация  библиотечного менеджера……………………38

1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41

       1.3.1.  Личностные характеристики руководителя …………………….41

       1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44

       1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45

       1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49

Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53

2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53

2.2.  Результаты дипломного исследования…………………………………55

2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67

Заключение……………………………………………………………………...69

Список использованной литературы…………………………………………73

Приложения…………………………………………………………………….81

 

Введение

 

Сегодня перед библиотеками России стоит много задач: это и качественное и доступное обслуживание читателей, выживание в непростых условиях рынка, применение новых методов и форм работы. И все эти задачи невозможно решить без решения проблем управления библиотекой.

              Управление библиотекой предполагает эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных, технологических и социальных возможностей для достижения целей деятельности библиотеки.

              Сложные условия современного мира, приводит к возрастанию роли управления. Действия руководителя не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Мы отказываемся от командно-бюрократических принципов управления и ищем новые пути решения проблемы.

Сегодня библиотека – это открытая система, которая не только научилась конкурировать с различными учреждениями образования и культуры, но и сотрудничает с ними, достигая при этом свои конкретные цели – более полное удовлетворение читательских интересов. Современная библиотека – это не только книжное хранилище и пропагандист книги, но и проводник в мире информационных ресурсов.

Формируется новый имидж библиотеки и формируется новый корпус управленческих кадров. Руководители с одной стороны должны решать задачи сохранения традиций, а с другой -  обеспечивать высокий уровень обслуживания , разнообразие этих услуг, знание читательских потребностей и их удовлетворение в современных рамках управленческих моделей. А это невозможно без данных моделей, разработанных менеджментом.

«Активный интерес к менеджменту как одна из самых определенных тенденций современности отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем переходного периода. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер-профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности». (51)

Объект исследования: управленческая деятельность менеджера.

Предмет исследования: требования, предъявляемые к профессии и личности библиотечного менеджера.

Гипотеза: эффективное управление зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя библиотеки.

Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

      изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;

      проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время

      определить сущность и значение руководителя в новых условиях;

      разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.

Методы, применяемые к решению данных задач:

      анкетирование руководящего состава библиотек МУК ИКДЦ;

      анкетирование сотрудников библиотек МУК ИКДЦ;

      изучение и обобщение опыта работы в России;

      изучение работ российских библиотековедов по данному вопросу.

Базой выявления источников явились документы, каталоги и картотеки библиотек ХГИИК, Биробиджанской областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема, библиотеки МО «Бирское городское поселение». В дипломной работе использовались также материалы из специальных периодических изданий: «Научно-технические библиотеки», «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиополе», «Вестник ДВГНБ», «Управление персоналом».

              В специальной литературе уделяется внимание положению, в котором приходится работать современным руководителям и библиотекам. Публикуется много работ, учебно-практических пособий по управлению библиотекой таких авторов, как: Джерелиевская И.К. ( 18), Жданько Н.В. (22), Фенелонов Е.А. (55), Ванеев А.Н.(12) .

              Большое внимание уделяется стратегии развития личности руководителя. Об этом говорят публикации Ждановой Т.А.(23), Сусловой И.М.(51).

              Так же уделяется внимание способности руководителя управлять инновационными процессами в библиотеке. Об этом говорит Качанова Е.Ю. (34, 35).

              Научная новизна работы: состоит в комплексном подходе к рассмотрению вопроса управления библиотечной деятельностью в условиях развивающихся рыночных отношений.

              Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования ее в качестве методического пособия для руководителей библиотек, методистов и специалистов, широкого круга читателей, интересующегося вопросами управления, а так же базой для дальнейшего исследования по данному вопросу.

              Хронологические рамки источников выявленных по теме дипломного исследования, включают издания за период с 2002 по 2010 годы.

              Базой дипломного исследования стали:

      библиотека поселка Бира МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение»

      библиотеки МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение».

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера, заключения, списка использованной литературы и приложений.

              Во введении определены актуальность и значимость темы, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, его научная новизна и практическая значимость;

              В главе I «Требования к профессии и личности библиотечного менеджера» раскрыты факторы, которые влияют на библиотечную профессию в современных условиях, требуют от руководителя изменений в стратегии управления. Подробно раскрыты требования к личности библиотечного менеджера в современных условиях. Показана роль руководителя в системе управления библиотекой.

              В главе II «Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирское городское поселение» . Опыт исследования. Практические рекомендации» содержит данные исследования, проведенного в рамках дипломной работы в коллективах обозначенных библиотек. Рассмотрены результаты анкетирования сотрудников и руководителей библиотек. На основе результатов определены направления и разработаны рекомендации программы системы управления библиотечным коллективом.

              В заключении подведены итоги дипломного исследования и намечены пути совершенствования библиотечного менеджера, как руководителя.

              Приложения включают в себя:

      анкету для руководящего состава библиотеки;

      анкету для сотрудников библиотек;

      анализ синтеза результатов исследования;

      Положение о библиотеках МУК ИКДЦ МО «Бирское городское поселение»;

      должностные инструкции заведующей библиотекой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера.

 

1.1.           Структурно-содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования.

 

Изучая вопросы управления библиотекой в современных условиях, для начала следует изучить и рассмотреть эту тему специалистами библиотечного дела.

С этой целью был изучен документальный поток путем просмотра учебной литературы, периодических и продолжающихся изданий. Документальный поток изучался по структурно-содержательному анализу, в результате которого потоку была дана оценка (см. Приложение № 1). Данный анализ позволил определить основные направления развития вопроса, выявить ведущих специалистов, работающих в данной области.

Анализируя собранный документальный поток по вопросам требований к профессии и личности библиотечного менеджера с 2002 по 2010 годы, можно сделать вывод, что данная тема довольно актуальна, публикации по данной теме постоянно присутствуют в профессиональной литературе. Публикуется много работ теоретического и практического характера. Среди работ относительно требованиям к профессии можно выделить труды Дворкиной М.Я. (18), Джерелиевской П.Я. (19), Карташова Н.С. (30), Ванеева А.Н. (12), Фенелонова Е. (57), Сусловой И.М. (51), Сукиасяна Э.Р. (50). О личности современного руководителя пишут: Гусак О.А. и Езова С.А. (16), Гениева Е.Ю. (14), Езова С.А. (22), Суслова И.М. (51), Бишоф А. (7). О роли руководителя в инновационных процессах рассмотрены труды: Ежовой Л.С. (21), Качановой Е.Ю. (31.32,33,34,35), Толканюк Н.А. (53).

Обращаясь к типовой и видовой структуре документального потока, можно сделать вывод, что: вопросы по данной теме помещены в различных публикациях по типам и видам и это свидетельствует об актуальности данной темы в наше время.

В связи с изменениями социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, в библиотечной деятельности произошли значительные изменения. На страницах профессиональных изданий обсуждаются вопросы изменившихся требований к профессии библиотечного менеджера и к его личности. Об изменениях в библиотечной профессии говорят: в сборнике статистических и аналитических материалах Бойняшкина Е.Н. (8), Дворкина М.Я. (18), Ежова Л.С. (21), Ванеев А.Н. (12).

В формировании менеджеров -  руководителей библиотек, важно отметить работы Сусловой И.М. Ее учебное пособие «Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности» излагает основы деятельности менеджера библиотеки. Раскрывается система работы с кадрами менеджеров, уделено внимание специфике трудовых коллективов библиотеки, содержание труда руководителей различных уровней, формированию кадров управленцев, сформулированы требования к менеджеру библиотеки. Даются рекомендации по организации труда менеджера библиотеки.

Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности