Личность
— это активно осваивающий
и целенаправленно преобразующий
природу, общество и самого себя человек,
обладающий уникальным, динамичным соотношением
пространственно-временных ориентации,
потребностно-волевых переживаний, содержательных
направленностеи, уровней освоения и форм
реализации деятельности, которая обеспечивает
свободу самоопределения в поступках
и меру ответственности за их последствия
перед природой. Личность получает свою
структуру из видового строения человеческой
деятельности и характеризуется поэтому
пятью потенциалами: познавательным, ценностным,
творческим, коммуникативным и художественным.
Гносеологический
(познавательный) потенциал определяется
объемом и качеством информации,
которой располагает личность. Эта
информация складывается из знаний о
внешнем мире (природном и социальном)
и самопознания. Этот потенциал включает
в себя психологические качества,
с которыми связана познавательная
деятельность человека. Аксиологический
(ценностный) потенциал личности определяется
приобретенной ею в процессе социализации
системой ценностных ориентации в нравственной,
политической, религиозной, эстетической
сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями,
убеждениями и устремлениями. Речь идет
здесь, следовательно, о единстве психологических
и идеологических моментов, сознания личности
и ее самосознания, которые вырабатываются
с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных
механизмов, раскрываясь в ее мироощущении,
мировоззрении и мироустремлении. Творческий
потенциал личности определяется полученными
ею и самостоятельно выработанными умениями
и навыками, способностями к действию
созидательному или разрушительному,
продуктивному или репродуктивному, и
мерой их реализации в той или иной сфере
(или нескольких сферах) труда, социально-организаторской
и критической деятельности. Коммуникативный
потенциал личности определяется мерой
и формами ее общительности, характером
и прочностью контактов, устанавливаемых
ею с другими людьми. По своему содержанию
межличностное общение выражается в системе
социальных ролей. Художественный потенциал
личности определяется уровнем, содержанием,
интенсивностью ее художественных потребностей
и тем, как она их удовлетворяет. Художественная
активность личности развертывается и
в творчестве, профессиональном и самодеятельном,
и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется
не своим характером, темпераментом и
физическими качествами и т. п., а тем, 1)
что и как она знает; 2) что и как она ценит;
3) что и как она созидает; 4) с кем и как
она общается; 5) каковы ее художественные
потребности и как она их удовлетворяет,
а главное, какова мера ее ответственности
за свои поступки, решения, судьбу.
Быть
личностью — значит осуществлять
выбор, возникающий в силу внутренней
необходимости, оценивать последствия
принятого решения и держать
ответ за них перед собой и
обществом, в котором живешь. Быть
личностью — это значит постоянно
строить самого себя и других, владеть
арсеналом приемов и средств,
с помощью которых можно овладеть
собственным поведением, подчинить
его своей власти. Быть личностью
— значит обладать свободой выбора
и нести ее бремя.