Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление проблем управления библиотекой и определение путей их решения.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
 изучить опыт работы в управлении библиотек МУК «Информационно-культурно-досугового центра» МО «Бирского городского поселения»;
 проанализировать состояние и основные направления управления библиотечным персоналом в наше время
 определить сущность и значение руководителя в новых условиях;
 разработать практические рекомендации по совершенствованию управления.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Требования к профессии и личности библиотечного менеджера. 10
1.1 Структурно – содержательный анализ источниковедческой базы по теме дипломного исследования ………………………………………………..10
1.2 Требования к профессии ………………………………………………….13
1.2.1. Профессия и библиотеки России в XXI веке………………………13
1.2.2 Управление библиотекой, функции менеджера. Управление коллективом. ……………………………………………………………….17
1.2.3. Менеджер – профессиональный руководитель…………………..23
1.2.4. Руководитель, как лидер инновационных процессов …………...28
1.2.5. Самопрезентация библиотечного менеджера……………………38
1.3. Требования к личности библиотечного руководителя ………………..41
1.3.1. Личностные характеристики руководителя …………………….41
1.3.2. Руководство и лидерство …………………………………………44
1.3.3. Стили руководства ………………………………………………..45
1.3.4. Самоменеджмент руководителя ………………………………….49
Глава 2. Деятельность менеджера на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение». Опыт исследования. Практические рекомендации……………53
2.1. Анализ ситуации на примере библиотек МУК «Информационно-культурно-досуговый центр» МО «Бирское городское поселение»………53
2.2. Результаты дипломного исследования…………………………………55
2.3. Практические рекомендации……………………………………………..67
Заключение……………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………73
Приложения…………………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

Управленческий персонал библиотек называют «библиотечными менеджерами». Таким образом, подчеркивается их роль в создании новых систем управления, их способность работать в новых условиях, быть лидерами преобразований. При просмотре библиотековедческой литературы по вопросам управления  отметим, что у руководителя в наше время должны присутствовать качества:

      умение вносить адекватные функциональные коррективы и нети ответственность за их последствия, учитывать информацию о внешней и внутренней среде и распространять ее в виде фактов и нормативных документов;

      анализировать библиотечные процессы и явления в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости, соотносить действия с целями и результатами, искать и находить новые оценки, обобщения, подходы, действия и использовать новые идеи в практической деятельности;

      использовать перспективное мышление и предвидение событий, позволяющие выделять и формулировать цели деятельности библиотечного коллектива;

      разрабатывать стратегии в соответствии с целями библиотеки, определять направления ее развития, распределять и корректировать ресурсы;

      быть увлеченным делом и способным повести за собой команду, обладать волей и сильной энергетикой для создания благоприятной среды, способным работать в коллективе, завоевывать доверие, уважение и авторитет, ценить творческий потенциал в людях, поддерживать и поощрять новые идеи;

      обладать способностью влияния на происходящие в коллективе социально – психологические процессы, позволяющие осваивать и внедрять инновации, ясно излагать мысли, быть убедительным, искренним, дружелюбным;

      уметь подготавливать и применять управленческие решения, видеть библиотеку как единое целое, иметь опыт в решении проблем, нарушать традиции, испытывать потребность к переменам, активно использовать современные подходы к управлению, понимать стиль и практику менеджмента;

      управлять собственной работой, рационально распределять время, ставить четкие цели, иметь высокую способность к саморазвитию и профессиональному росту.

              Еще одно определение деловых качеств у Качановой Е.Ю. (32), для библиотечного менеджера важны: личная инновационная активность, позволяющая стимулировать инновационное поведение персонала, препятствовать инерции и сопротивлению изменениям, выступать в роли генератора идей, носителя инновационного стиля деятельности; эмоциональность, коммуникабельность и открытость для новых идей, предложений сотрудников, пользователей и партнеров; способность предвидеть развитие событий, это дает возможность эффективно планировать изменения, определять приоритеты, рассчитывать потребность в ресурсах, распределять роли и контролировать ход работ, учитывать неожиданные изменения; ответственность и способность к рефлексии и анализу текущих событий, позволяющие инновационному менеджеру постоянно находить новые возможности для улучшения деятельности; способность к созданию творческой атмосферы позволяет поддерживать и поощрять авторов творческих идей / исполнителей инновационных проектов (37).

Какую же конкретную роль играет руководитель в инновационных процессах? Эта роль очевидно не проста: с одной стороны руководитель (высшего звена) должен исполнять свои основные функции по организации работы библиотеки, а с другой стороны вводить новое.

              Интересное решение проблемы предлагает Качанова Е.Ю.: на ее взгляд высшее звено руководителей (в бизнесе их называют топ-менеджерами), не должно непосредственно включаться в инновационный процесс, а создавать благоприятные условия, делегировать полномочия по управлению изменениями другим специалистам – инновационным менеджерам (заместителям, главным специалистам и др.) (34).

              По моему мнению, руководитель должен быть высокопрофессиональным специалистом,  отлично знать свое дело не только в библиотечной области. Он должен быть хорошо информирован о проблеме, знать не только опыт работы российских ученых в области библиотековедения, но и зарубежный опыт.

              Согласна с мнением Э.Р. Сукиасяна, что возможность поехать за границу представляется только весьма узкому кругу специалистов. Но с новым в работе зарубежных коллег можно ознакомиться посредством периодической печати и специализированных изданий.

              Посмотрим на эту проблему с другой стороны: а все ли руководители бывали в библиотеках своего города, области? Даже не анализируя специально этот вопрос, могу сказать: в любой библиотеке можно при желании увидеть много интересного и полезного для своей работы. Надо только захотеть. Конечно оценивать новизну и полезность того или иного опыта может только специалист, хорошо разбирающийся в технологии, стандартах, умеющий увидеть то, что не лежит на поверхности (14).

              Мы постепенно приходим к пониманию того, что профессиональные и общие знания у руководителя библиотеки должны подкрепляться специальными знаниями и умениями, навыками управленческого характера.

              Во всех странах мира, в том числе и у нас, управленческая подготовка традиционно является послевузовской, дополнительно к базовой, профессиональной. Должно быть ясно одно: учиться следует всем. Можно пройти двухнедельные или месячные курсы, а можно получить и фундаментальную подготовку по двухгодичной программе (14).

              Из вышесказанного напрашивается вывод, что для того, чтобы принимать участие в инновационных процессах, чтобы умело управлять ими, нужно быть высокопрофессиональным специалистом с багажом специальных знаний. В том случае, если руководитель делегирует полномочия по управлению и претворению в жизнь инновационных проектов своей команде, то обучаться в обязательном порядке должны и его сотрудники, занимающиеся инновациями. И еще хочу подвести итог к тому, что руководитель библиотеки может сам участвовать в инновационных процессах, может делегировать свои полномочия, но и в том и в другом случае без специальных знаний, желания заниматься новациями, хорошей мотивации, хорошего «инновационного климата» в библиотеке, налаженной методической помощи, инновационные процессы не будут осуществлены.

 

 

1.2.5.Самопрезентация библиотечного менеджера.

Считается, что реклама в современных условиях – один из основных способов получения информации о товаре или услуге. Реклама менеджера – это презентация его профессиональных качеств. Если руководитель заинтересован в продвижении своих профессиональных качеств, то это говорит о том, что данный руководитель характеризуется как зрелая и самостоятельная личность, способная к работе в современных условиях. Поэтому нужно вырабатывать в себе навыки самопрезентации постоянно, начиная с момента обучения в вузе.

Отметим, что самопрезентация, как совокупность определенных навыков и умений личности, состоит из трех блоков умений:

      Создание собственного имиджа;

      Культура речи;

      Умение составить резюме.

В современных условиях умение составить резюме является определяющим при поиске работы и трудоустройстве. Оно помогает привлечь внимание к своей персоне и получить возможность собеседования с работодателем.

              Вполне естественным представляется желание многих идти вверх по карьерной лестнице. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своих сил, слабостей и недостатков. Только при этих условиях можно правильно спланировать свою карьеру. Поможет в управлении карьерой  самопрезентация. Ведь если ты не будешь рекламировать себя, кто узнает, что ты расширяешь свои знания, что ты активен в работе, что у тебя есть определенные успехи.

              Важным условием успешной карьеры является имидж. Это то, что видят и оценивают окружающие – внешний вид и манеру поведения. И очень важным является культура речи. Самое главное правильно формулировать мысли в соответствии с существующими нормами русского языка. Библиотечный менеджер много времени проводит в общении: проводит различные совещания, занимается деловой перепиской, общественной жизнью в своем регионе. Поэтому он должен быть коммуникабельным, т.е. уметь эффективно и качественно общаться, уметь вести переговоры, составлять грамотно деловые письма, проводить беседы, вести телефонные и визуальные переговоры. Менеджер затрачивает на деловое общение от 50 до 90 % своего времени и здесь должны проявиться все способности руководителя: организатора, психолога, педагога и т.д.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что самопрезентация один из двигателей успешного карьерного роста менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.           Требования к личности библиотечного руководителя

Одно из главных требований к современному руководителю – наличие разумных личностных ценностей. Именно они определяют поведение менеджера и диктуют выбор правильных решений.

              Если руководитель видит в библиотеке источник духовности, то ему легко установить критерии мотиваций своих подчиненных; если руководитель воспитан в уважении к женщине, то он никогда не позволит себе накричать на неё; если для руководителя важнейшая ценность – человеческая личность, то демократичность управления становится неотъемлемым стилем его деятельности. Руководитель, которому неясны его собственные личностные ценности, не имеет твердой базы для действий,

склонен к принятию спонтанных и сиюминутных решений, поэтому каждому менеджеру важно и целесообразно определить и выработать главные ценностные установки (51).

 

1.3.1. Личностные характеристики руководителя.

             

Считается, что руководитель библиотеки должен иметь следующие группы личностных качеств:

        Коллективизм, честность, справедливость, терпимость, гибкость,                                искренность, коммуникативность;

        деловитость, требовательность, внимательность, ответственность;

        самообладание, самоконтроль, уравновешенность, уверенность;

        память, аналитичность.

Еще одна группа качеств отражает те из них, которые необходимы для принятия управленческих решений. По мнению И.М. Сусловой, руководитель, обладающий ими:

        постоянно анализирует свою роль по отношению к коллективу, вышестоящему руководству, общественным организациям;

        определяет задания для сотрудников, внимательно и глубоко анализирует основную цель, адаптируя ее к интересам конкретного исполнителя, делегирует полномочия, создавая в коллективе творческий подход к работе;

        стимулирует работу похвалой, продвижением по службе;

        устанавливает и активно поддерживает «обратную связь» с подчиненными;

        умеет справляться с самыми «трудными» людьми – ленивыми, злыми, беспомощными, слишком эмоциональными или ожесточенными, самоуверенными или запуганными (51).

Кроме всего вышесказанного у современного руководителя библиотеки должны быть еще и высокие нравственные качества: они формируются из таких компонентов, как культура поведения, культура общения, культура речи, культура чувств и культура мышления. Руководитель должен уметь ориентироваться в непредвиденной и нестандартной ситуации, найти оптимальный вариант своего поведения в отношении персонала, читателей, а также во взаимоотношениях с внешней средой. Руководитель должен быть вежлив, чуток, тактичен к людям.

              На базе американских и японских исследований в области менеджмента был сконструирован «идеальный» тип руководителя. Его характеристиками признаны: твердый, но одновременно гибкий; серьезный, но с чувством юмора; дружелюбный, но умеет держать дистанцию; преданный своему делу, но не теряет головы при успехах и поражениях; мечтательный, но с сильно развитой волей; готовый идти на риск, но основательно все просчитывающий.(10)

              Ну и , конечно, нельзя недооценивать впечатление от внешнего вида. Многие специалисты считают, что внешний вид человека – главный компонент его имиджа, тем более для работника, занятого в сфере обслуживания, общения. Положительный образ руководителя влияет на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата, а в целом – на повышение имиджа учреждения, нашей профессии в глазах пользователей, представителей общественных организаций, спонсоров и т. д.

 

 

 

1.3.2.Руководитель и лидерство.

             

              Лидер должен уметь влиять на людей, однако, влиять можно по разному. Можно так организовать дело, что подчиненные как огня боялись своего руководителя и делали все по первому намеку. Но что их удерживает возле подобного начальника? Разве что высокая зарплата… . Но как только конкурент даст столько же или больше и будет к ним хорошо относиться, работник незамедлительно уйдет. Результаты исследований в области психологии показывают, что сотрудники постоянно наблюдают, что делает их начальник и чем он занимается. Заинтересован ли он защищать интересы своего руководителя? Поэтому руководитель должен быть готов идти на риск ради своих сотрудников, иметь удачную стратегическую идею. Каковой можно считать идею отталкивания не от своих желаний, а от нужд людей, которые с удовольствием заплатят вам за исполнение их желаний.

              В то же время руководитель, мысля масштабно, должен помнить о мелочах. Иногда досадная мелкая оплошность может побить самое грандиозное предприятие.

              Энтузиазм – это то, что заряжает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера в будущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда – все эти факторы усиливают ресурс организации, при этом исходят от ее лидера.

              Как сказал Хенк Гринберг руководитель одной прибыльной страховой компании, «Люди или признают вас лидером, или нет. Они должны быть спокойными, должны чувствовать, куда ведет их руководитель, и ощущать уверенность в правильности избранного ими пути.

Информация о работе Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности