Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа
Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время с углублением экономических реформ и развитием среднего и малого бизнеса возрастает роль почерковедческих экспертиз и графологических исследований.
Многие
хозяйственные и коммерческие действия
требуют письменного
Объектом исследования данной работы является почерк и отражающиеся в нём свойства психики и психологические особенности личности пишущего.
Предметом исследования является учебная и научная литература, монографии по теме исследования, публикации в журналах.
Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
В
процессе работы автором использовались
методы систематизации и логического
обобщения теоретических
В
представленной курсовой работе проанализированы
труды ведущих ученых в области
криминалистики, имеющие основополагающее
значение в исследовании выбранной
темы, и, прежде всего, работы Порубова
Н. И.., Порубова А. Н., Грамовича Г. И.
, Андреева И. С., Белкина Р. С., Дулова А.
С. и ряда других авторов. Также были использованы
материалы Интернет–ресурсов.
ГЛАВА 1
ПОЧЕРК
КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1.
Понятие и свойства
почерка
Почерк – это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.
Почерк
характеризуется двумя
Физиологической основой формирования письменных навыков является учение И.П. Павлoвa об условно–рефлекторной деятельности. Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков. Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные психографологические особенности, закрепленные в почерке. В дальнейшем он мало изменяется. Индивидуально–графологические особенности почерка – это своеобразная личностная печать индивида.
В
психологии достоверно установлена
зависимость почерка от эмоционального
состояния и некоторых
Н.Н.
Обозов, обобщив богатый опыт исследования
в области графологии, говорит
о необходимости различать
Результаты исследования Н.Н. Обозова в области графологии имеют прикладное значение. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
Выявлены корреляционные зависимости почерка от типа телосложения по Э. Кречмеру (пикник, астеник, атлетик). У пикника почерк характеризуется округлостью вершин букв, плавным переходом от изгиба к изгибу. У атлетиков и астеников кривые, наоборот, имеют резко угловой характер.
Еще более зависима графика письма от типа личности («мыслитель», «собеседник», «практик»). У «мыслителя» почерк как бы сопровождает его мысль. Он увлечен содержанием письма, а не его формой. У «собеседника» почерк – самодостаточное явление. Он более постоянен в «рисунке» письма. У «практика» же почерк связан с той ролью, которую он избрал для себя (надо быть точным, собранным, артистичным). Это сказывается на самом почерке. Имеется некоторое различие между почерком женщин и мужчин. Так, известно, что специализация женщин в основном связана с общением, с межличностными отношениями, в то время как у мужчин специализация связана с предметным миром, с практикой. Женщина–«мыслитель» и женщина–«практик» в почерке сохраняют свое женское начало, округляя буквообразования, делая почерк более плавным. Мужчины же «мыслители» и «практики» усиливают особенности угловатого, отрывистого почерка [23, c. 272].
Профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на графологические особенности почерка. У врачей, использующих латынь для написания рецептов, почерк стремительно «быстрый» и в силу этого и частично из–за применения латинского языка для написания рецептов становится малопонятным. Математик в своем письме невольно стремится использовать язык символов и кодов. Поэт придает своему письму своеобразную форму для выражения эстетических чувств. Это наблюдается не только в содержании письма, но и в расположении текста. Слабоуспевающий ученик в своем почерке произвольно допускает дрожащие линии и штрихи, чего нет у успевающих школьников, и т. д.
Свойства высшей нервной деятельности накладывают свой отпечаток на графологию письма. Например, выявлено, что сильные уравновешенные типы ВНД (сангвиники и флегматики) в письме придерживаются равномерного нажима на конец пишущего инструмента. Для холерика характерно сильное надавливание на пишущий инструмент в процессе письма. У меланхоликов – весьма легкое надавливание, могут проступать в письме едва заметные штрихи и линии [3, c. 84].
В определенных пределах почерк меняется под воздействием психического состояния или эмоциогенных факторов. Так, при повышенной активности и хорошем настроении строки у пишущего могут направляться в верхний правый угол. При снижении активности, пониженном настроении и пессимизме – опускаются в нижний правый угол.
В
медицинской практике выявлены особенности
почерка людей с психическими
заболеваниями. К примеру, признаком
неврологических нарушений
Результаты исследования подтверждают возможность определения по почерку отдельных характерологических черт личности (общительность, практичность, энергичность, любознательность, но и в определенной степени консерватизм, осторожность и т. п.).
Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Человеческое воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической [4, c. 107].
Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким–либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.
К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно–мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. [19, c. 117]
Объективными являются система
Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.
Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно–рефлекторных связей. Подробная устойчивая система нервных связей носит название динамического стереотипа.
Благодаря возникновению
Относительная устойчивость письма понимается как не сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие–либо изменения. Однако следует отметить, что изменения в почерке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков, а постепенно и в отдельных его элементах, что "ни в коей мере не препятствует процессу идентификации. Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека (20 – 60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.
Говоря об относительной
Естественные – возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.
Искусственные – маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация – это подражание почерку другого лица, которое может быть совершено по памяти, на глаз, путем срисовывания.
Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривлении прямолинейных элементов букв, в угловатости овалов, в тупых началах и окончаниях штрихов [3, c. 86].