Почерк и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В настоящее время с углублением  экономических реформ и развитием  среднего и малого бизнеса возрастает роль почерковедческих экспертиз и  графологических исследований.

     Многие  хозяйственные и коммерческие действия требуют письменного оформления, будь то заключение договора или контракта; составление или оформление завещания  или документов, дающих право на что–либо; удостоверяющих личность или юридически значимое событие в жизни, а равно письменная фиксация какого–либо действия. К объектам исследования относится любая материально закрепленная запись, ведь она может стать орудием совершения преступления или доказательством при разбирательстве дела в суде.

     Объектом  исследования данной работы является почерк и отражающиеся в нём свойства психики и психологические особенности личности пишущего.

     Предметом исследования является учебная и научная литература, монографии по теме исследования, публикации в журналах.

     Изучение  выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

     –рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;

     –изучить признаки почерка;

     –охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;

     –определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь

     –обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

     В процессе работы автором использовались методы систематизации и логического  обобщения теоретических источников.

     В представленной курсовой работе проанализированы труды ведущих ученых в области  криминалистики, имеющие основополагающее значение в исследовании выбранной  темы, и, прежде всего, работы Порубова Н. И.., Порубова А. Н.,  Грамовича Г. И. , Андреева И. С., Белкина Р. С., Дулова А. С. и ряда других авторов. Также были использованы материалы Интернет–ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1

     ПОЧЕРК  КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
 

     1.1. Понятие и свойства почерка 

     Почерк  – это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего  и основанная на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

     Почерк  характеризуется двумя существенными  свойствами – индивидуальностью и   относительной   устойчивостью,   которые формируются одновременно  и независимо один от другого [6, c. 58].

     Физиологической основой формирования письменных навыков  является учение И.П. Павлoвa об условно–рефлекторной деятельности. Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков. Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные психографологические особенности, закрепленные в почерке. В дальнейшем он мало изменяется. Индивидуально–графологические особенности почерка – это своеобразная личностная печать индивида.

     В психологии достоверно установлена  зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. По вопросу о корреляционной зависимости  между почерком и характером человека, о характерологических особенностях почерка мнения разделились. Одни (например, Е.И. Рогов) считают, что однозначных  связей между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера не существует или, во всяком случае, они не подтверждаются. Другие (Д.М. Зуев–Инсаров, Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин) утверждают, что эти связи прослеживаются достаточно четко и подтверждаются многими исследованиями. Впрочем, и сам Е.И. Рогов недостаточно уверен в своем утверждении, так как в своей работе «Психология человека» он опубликовал психографологический тест по определению характерологических качеств личности по отдельным признакам письма [16, c. 143].

     Н.Н. Обозов, обобщив богатый опыт исследования в области графологии, говорит  о необходимости различать устойчивые особенности почерка, не изменяющиеся под воздействием внешних обстоятельств, и неустойчивые, изменяющиеся под  воздействием эмоциогенных факторов: «Для современного человека, когда перья сменили шариковые ручки и пишущие машинки, графология может представляться пережитком. Между тем даже роспись в ведомости или в любом другом документе не только единственное доказательство, достоверное свидетельство автора, но и характеристика личности. Подпись, или автограф, немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Наряду с устойчивыми особенностями почерка, которые не меняются в зависимости от состояний человека, некоторые его особенности связаны с настроением, утомлением, возбуждением» [12, c. 217].

     Результаты  исследования Н.Н. Обозова в области графологии имеют прикладное значение. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:

     Выявлены  корреляционные зависимости почерка  от типа телосложения по Э. Кречмеру (пикник, астеник, атлетик). У пикника почерк характеризуется округлостью вершин букв, плавным переходом от изгиба к изгибу. У атлетиков и астеников кривые, наоборот, имеют резко угловой характер.

     Еще более зависима графика письма от типа личности («мыслитель», «собеседник», «практик»). У «мыслителя» почерк как бы сопровождает его мысль. Он увлечен содержанием письма, а  не его формой. У «собеседника»  почерк – самодостаточное явление. Он более постоянен в «рисунке» письма. У «практика» же почерк связан с той ролью, которую он избрал для себя (надо быть точным, собранным, артистичным). Это сказывается на самом почерке. Имеется некоторое различие между почерком женщин и мужчин. Так, известно, что специализация женщин в основном связана с общением, с межличностными отношениями, в то время как у мужчин специализация связана с предметным миром, с практикой. Женщина–«мыслитель» и женщина–«практик» в почерке сохраняют свое женское начало, округляя буквообразования, делая почерк более плавным. Мужчины же «мыслители» и «практики» усиливают особенности угловатого, отрывистого почерка [23, c. 272].

     Профессиональная  деятельность накладывает свой отпечаток  на графологические особенности  почерка. У врачей, использующих латынь для написания рецептов, почерк стремительно «быстрый» и в силу этого и частично из–за применения латинского языка для написания рецептов становится малопонятным. Математик в своем письме невольно стремится использовать язык символов и кодов. Поэт придает своему письму своеобразную форму для выражения эстетических чувств. Это наблюдается не только в содержании письма, но и в расположении текста. Слабоуспевающий ученик в своем почерке произвольно допускает дрожащие линии и штрихи, чего нет у успевающих школьников, и т. д.

     Свойства  высшей нервной деятельности накладывают  свой отпечаток на графологию письма. Например, выявлено, что сильные  уравновешенные типы ВНД (сангвиники и  флегматики) в письме придерживаются равномерного нажима на конец пишущего инструмента. Для холерика характерно сильное надавливание на пишущий  инструмент в процессе письма. У  меланхоликов – весьма легкое надавливание, могут проступать в письме едва заметные штрихи и линии [3, c. 84].

     В определенных пределах почерк меняется под воздействием психического состояния  или эмоциогенных факторов. Так, при повышенной активности и хорошем настроении строки у пишущего могут направляться в верхний правый угол. При снижении активности, пониженном настроении и пессимизме – опускаются в нижний правый угол.

     В медицинской практике выявлены особенности  почерка людей с психическими заболеваниями. К примеру, признаком  неврологических нарушений является неравномерность интервалов между  словами, одни слова пишутся достаточно крупными буквами, другие – мелкими, незаметными, строки «падают» вниз по направлению к пишущему и т. п.

     Результаты  исследования подтверждают возможность  определения по почерку отдельных  характерологических черт личности (общительность, практичность, энергичность, любознательность, но и в определенной степени консерватизм, осторожность и т. п.).

     Умение  писать не является прирожденным свойством  человека, а возникает  в результате обучения, длительной тренировки и  выработки  навыков.  Человеческое воспитание и обучение представляет  длинные  ряды  условных рефлексов, к числу которых относится  и  процесс  письма.  Процесс  обучения письму  состоит  как  бы  из  трех  самостоятельных  стадий:   технической, графической  и орфографической [4, c. 107].   

     Выполнение  письменных знаков на начальной  стадии  обучения  представляет процесс вырисовывания  элементов  букв  довольно  медленными  движениями  в соответствии  с  каким–либо  эталоном.  По  мере  запоминания  форм  знаков обучающийся  начинает  выполнять их   более   быстрыми   и   определенными движениями, добиваясь большей скорости  и  наименьшей  затраты  нервного  и физического труда.  На  формирование  почерка  огромное  влияние  оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего,  а  объективные  зависят  от  внешних условий, в  которых  протекает  процесс  письма. 

     К  субъективным  факторам относятся: состояние органов  зрения,  строение  костно–мышечного  аппарата руки, степень его подвижности, особенности  нервной  системы,  прилежность, навык держать пишущий прибор и др. [19, c. 117]

       Объективными являются система   обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д.

        Все это  в  конечном  итоге   обусловливает  формирование  индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

        Обучаясь письму, пишущий вырабатывает  навыки,  которые,  закрепляясь в процессе  письменной  практики,  связываются между собой в определенную устойчивую  систему условно–рефлекторных  связей.   Подробная   устойчивая система нервных связей носит название динамического стереотипа.

        Благодаря возникновению чувства  автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе  начертания  форм  знаков,  а  на содержании,    изложении мыслей, т. е.  возникает  устойчивость  признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся  системы,  не  затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей  нервной деятельностью и  мышлением  человека  лежат  в  основе  индивидуальности  и устойчивости почерка и письма в целом [21, c. 61].

        Относительная   устойчивость   письма   понимается    как    не    сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие–либо изменения. Однако следует отметить, что изменения в почерке происходят не вдруг  и  не всей совокупности признаков, а постепенно и в отдельных его элементах,  что "ни в коей мере не препятствует процессу идентификации. Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека  (20  –  60 лет)  изменения  в  почерке  незначительны.  Старческие  изменения  почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.

        Говоря об относительной устойчивости  почерка, следует  помнить,  что  он может изменяться и под воздействием ряда факторов,  которые  условно  могут быть разделены на естественные, искусственные и патологические.

     Естественные  –  возрастные,   непривычные   условия,   необычные   пишущие принадлежности, состояние пишущего  и  др.

       Искусственные  –  маскировка  и имитация. Маскировка может быть произведена  путем   замены  пишущей  руки, изменения шрифта  (печатный,  чертежный),    замедления  или увеличения скорости и др. Имитация – это подражание  почерку другого лица,  которое может  быть   совершено   по   памяти,   на   глаз,   путем   срисовывания.

     Патологические   изменения  возникают  в  результате   болезней   и   травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются  в  искривлении  прямолинейных  элементов  букв,  в  угловатости овалов, в тупых началах и окончаниях штрихов [3, c. 86].

Информация о работе Почерк и личность