Почерк и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

        Исследование   рукописных    текстов    проводят    эксперты–почерковеды, основываясь на данных судебного почерковедения. Судебное  почерковедение  – это  отрасль  науки  криминалистики,  которая  изучает   процесс    письма, закономерности  формирования  и  функционирования   почерка   для   решения идентификационных  и   неидентификационных   задач   на   основе   познания закономерностей, определяющих его сущность. Экспертиза  рукописных  текстов носит название почерковедческой или графической [20, c. 23].

     Основу  судебного почерковедения составляет положение об индивидуальности почерка. Каждому пишущему свойственен индивидуальный почерк, нет двух людей, имеющих один и тот же почерк. В практическом отношении индивидуальность почерка  доказана многолетней практикой  установления исполнителя рукописи в судебных и иных целях.  Индивидуальность почерка больше всего сказывается  не в отчетливо заметных его признаках, таких, например, как общее его построение, типы письменных знаков, их размеры, наклоны и прочее, а в мелких, требующих специальных методов для их обнаружения. Вследствие этого правильное решение вопросов, входящих в компетенцию судебно–почерковедческой экспертизы, возможно только на основе квалифицированного исследования, проведённого хорошо подготовленным специалистом [2, c. 128].

     Анализ  почерка раскрывает внутренние черты  характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки разных людей индивидуальны, как их отпечатки  пальцев. У анализа почерка существуют определённые пределы возможностей. Нельзя, например, с определённостью  сказать, принадлежит ли почерк мужчине  или женщине, если текст не подписан. Часто мелкие буквы с лёгким нажимом, которые, видимо, писала женщина, на самом  деле были начертаны застенчивым  мужчиной со склонностью к сентиментальности. Графолог не может определить пол  и возраст писавшего. Письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Само собой, что графолог не сможет дать ответ на вопрос, женат ли человек или холост, так как брак не изменяет основных черт характера. Также по почерку невозможно определить, есть ли у автора письма дети или нет или принадлежат ли люди к одной семье, т.к. почерки не обладают семейным сходством. Нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения. В то же время почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, чётко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие расчётливости.

     Каждый  почерк является индивидуальным для  аналитика, и его дело указать  благоприятные и слабые черты  личности, проявляющиеся в почерке [8, c. 13].

     Графология  – это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.

     Еще в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между  почерком и характером. До нас дошло  изречение императора Нерона: "Я  боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская  натура".

     Графология  – это интересный и ценный способ, позволяющий понять самого себя и познать природу других людей. На почерке сказываются многие особенности личности каждого человека:

     – черты характера;

     – наклонности и способности;

     – интеллект;

     – эмоционально–чувственные проявления;

     – волевые качества;

     – морально–психологические качества;

     – психологические комплексы;

     – психические отклонения;

     – темперамент и т.д. [18, c. 129]

     Ровный  почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии. У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк. Маниакальные больные пишут размашисто, величина букв возрастает по мере письма. У психически ненормальных письменная речь отрывочна и бессвязна, наблюдаются  особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания. Основные черты характера, такие как ум, глупость, чувствительность, вспыльчивость, болезненность, воля, талантливость, а также черты внешности, такие как рост, полнота, худощавость, находят своё отражение в почерке человека.

     Например, мелкие буквы почерка говорят  о том, что его владелец скрытный, рациональный и экономный человек. У него хорошая способность к концентрации ума, конкретизации данных и информации. Очень маленькие буквы могут говорить об эгоизме и скупости. Крупные буквы, напротив, будут характеризовать своего хозяина как наивного, мечтательного и непрактичного, но в то же время не лишенного стремления к независимости и свободной деятельности. Человек с крупным почерком обладает, как правило, большим запасом энергии, которую использует нерационально, что может проявляться в виде щедрости и расточительности. Каждый нюанс в графологии имеет значение [14, c. 183].

     Несмотря  на относительную устойчивость почерка  конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств  могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы  временных связей стереотипами, подчеркивал  их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств  объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы, –отмечал И. П. Павлов,–представляют собой в высшей степени чувствительную величину и потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».

     В криминалистической литературе по судебному  почерковедению к причинам, изменяющим почерк, относят:

     – неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма;

     – различные травмы рук, глаз;

     – нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;

     – различные нервные заболевания;

     – выполнение рукописи левой рукой при обычном письме правой рукой;

     – выполнение рукописи особым образом: в непривычном темпе–старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам [9, c. 92].

     Устойчивость  письменно–двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин:

     –степени сформированности письменно–двигательного навыка;

     –особенностей нервного аппарата управления движениями человека.

     Естественно, стереотипность движений у лица, не обладающего сформированным письменно–двигательным навыком, низкая. Сохраняемость особенностей движений при выполнении одноименных письменных знаков крайне малая. Поэтому на практике эксперты–почерковеды при решении вопроса об исполнителе документа испытывают определенные трудности, если имеют дело с мало выработанным почерком; неустойчивость движений часто является причиной отказа эксперта от решения вопроса о тождестве.

     Таким образом, сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения – свойства почерка, необходимые для идентификации личности [13, c. 59].

     Особенностью  проявления динамического стереотипа письменно–двигательного навыка является его вариационность. Вариационность–одно из свойств сформировавшегося письменно–двигательного навыка. Эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно–двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам  объективного и субъективного характера. В. Ф. Орлова, с учетом факторов объективного и субъективного характера, влияющих на формирование письменно–двигательного навыка, отмечает двоякую природу вариационности почерка. С одной стороны, вариационность почерка, по ее мнению, есть результат приспособления движений в процессе автоматизированного письма; с другой–это результат сознательной перестройки механизма движений в связи с определенными целями пишущего. У человека могут варьировать как одни и те же признаки почерка, так и почерк в целом. В первом случае говорят о вариационности признаков почерка; во втором – о вариационности почерка [1, c. 45].

     В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов  почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и др. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, выполнение левой рукой и т. д..

     Вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно–двигательного навыка к различным условиям (объективного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность всегда должна учитываться как при исследованиях идентификационного, так и неидентификационного характера. Например, прежде чем решать вопрос об исполнителе документа, эксперту необходимо установить, не было ли здесь установки на умышленное изменение почерка и т. [17, c. 19].

     Остроугольность либо, напротив, округлость начертания букв является признаком, который обязательно учитывается графологами при анализе почерка. Зуев–Инсаров считал, что это свойство является графологическим выражением твердости и, одновременно, определенной конфликтности человеческого характера.

     Сложная подпись с большим количеством  завитушек и росчерков многие авторы также относят к графологическим  свойствам письма. Так Зуев–Инсаров считал это графологическое свойство отражением подозрительности и недоверчивости характера в сопряжении с негативным и высокомерно–эгоцентрическим отношением к другим людям.

     Также большое значение имеет размер почерка. Почерк может быть крупным размашистым, а может быть мелким бисерным. Соответственно, разные социотипы могут иметь тенденцию избирательно склоняться к какой–то одной из этих двух крайностей [5, c. 32].

     Следует обратить внимание на то, что современные  графологи, в том числе и хорошо знакомые с соционикой и типологией Майерс–Бриггс, по старинке обычно связывают крупный размер букв в почерке с экстраверсией, хотя гораздо более сильное влияние на это свойство оказывают полюса уступчивости и беспечности, то есть высокой эмоциональной и сенсорной реактивности.

     Следует отметить, что многие графологи в  качестве самостоятельного свойства почерка  выделяют выдержанность. Под общей графологической выдержанностью понимается его гармоничность, разборчивость, малая вариативность в начертании одних и тех же букв. Напротив, почерк корявый, пляшущий, малоразборчивый, с некрасивыми и постоянно разными по размеру и начертанию буквами не может считаться графологически выдержанным [3, c. 86]. 

     1.2. Признаки почерка 

     Топографические признаки и особые привычки письма имеют существенное идентификационное  значение, так как при умышленном искажении почерка они нередко  сохраняются в силу того, что пишущий все внимание уделяет изменению почерка. Кроме того, данные признаки позволяют подробно описать исследуемый документ в процессуальных актах и тем самым выделить его из группы аналогичных документов.

     Признаки  почерка характеризуют почерк каждого  пишущего лица как индивидуальную систему  движений, служащих для фиксации смыслового содержания письма. Поэтому в почерке  необходимо изучать не форму письменных знаков и штрихов, а движения, которыми они выполнены [19, c. 121].

     Всякие  движения в труде, в том числе  и при письме, характеризуются  формой, направлением, скоростью, протяженностью, количеством, последовательностью, степенью непрерывности, размещением и сложностью.

     Топографические признаки устойчивы и мало контролируются пишущим.

     Топографические   признаки   письма,   или   признаки   пространственной ориентации движений.  Это устойчивые    привычки размещения    текста. При изучении топографии обращают внимание  на  поля,  абзацы,  красные  строки, строение строк по направлению, размеры между ними, на величину  промежутков между словами. Сюда же можно отнести привычки выделять в тексте  отдельные слова, способ сокращения и переноса слов, написание дат, нумерацию страниц [15, c. 102].

Информация о работе Почерк и личность