Почерк и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

       Если имеются обращения или  подписи, исследуют  их  размещение  относительно текста или срезов бумаги.

     Признаки  почерка разделяются на общие и частные. Общие характеризуют почерк в целом как систему движений, частные – в деталях.

     К общим признакам относят:

     – выработанность почерка (способность пользоваться скорописью , темп письма, координация движений);

     – сложность почерка (норма – прописи, простые и усложненные, в т. ч.  стилизованные);

     – общая форма направления движений в почерке (прямолинейная и криволинейная или угловатые и округлые);

     – направление движений – левоокружное (как правило в округлых почерках) и правоокружным (по часовой стрелке);

     – наклон почерка (прямой, правонаклонный, левонаклонный относительно вертикальной оси ;если угол наклона относительно линии строки менее 50 гр. такой почерк называется косым);

     – размер почерка: крупный – более 5 мм, средний –2–5 , менее мелкий 2 мм;

     – разгон почерка – отношение ширины букв к их высоте: сжатый, средний (ширина равна их высоте), размашистый;

     – связность почерка: высокосвязная (5–6 букв), средней связности (3–4), отрывистые (1–2);

     –нажим: сильный, средний и слабый (трудно выделить при письме шариковыми ручками) [3, c. 87].

     Частные признаки почерка

     1. Форма движений – очертание элементов письменного знакапрямолинейные и криволинейные;

     2. Направление движений;

     3. Протяженность движений;

     4. Вид соединения движений: слитный  и интервальный;

     5. Количество движений  при выполнении письменного знака;

     6. Последовательность движений выполнения элементов знака, отличных от прописей;

     7. Размещение движений точки начала  и окончания движений, пересечения, связывания;

     8. Сложность движений,упрощение, усложнение движений [18, c. 133].

     Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

     1. Почерк – это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего  и основанная на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки;

     2. Почерк характеризуется двумя основными свойствами – индивидуальностью и   относительной   устойчивостью,   которые формируются одновременно  и независимо один от другого;

     3. К существенным свойствам почерка  графологи относят: вариационность, сохраняемость, остроугольность, выдержанность и другие;

     4. Признаки почерка характеризуют почерк каждого пишущего лица как индивидуальную систему движений, служащих для фиксации смыслового содержания письма;

     5. Признаки почерка разделяются на общие и частные. Общие характеризуют почерк в целом как систему движений, частные – в деталях. 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     ВОЗМОЖНОСТИ СУДЕБНО–ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСТАНОВЛЕНИИ И ИЗМЕНЕНИИ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ 
 

     2.1. Идентификационные  исследования почерка 

     Судебно–почерковедческая  экспертиза – это род криминалистической экспертизы, разновидность криминалистического  исследования документов – вещественных доказательств. Ее содержание составляет исследование почерка или исследование подписи, проводимое экспертами–почерковедами на основе своих специальных знаний в соответствии с процессуальным законодательством для решения  задач, входящих в предмет экспертизы почерка (исследование почерка, исследование подписи). Судебно–почерковедческая экспертиза документов традиционно является одним  из наиболее часто назначаемых видов  криминалистической экспертизы в любом  судопроизводстве: уголовном, гражданском, хозяйственном [10, c. 87].

     Объектами рукописной подделки становятся все  возможные виды документов (договоры и приложения к ним, завещания, долговые расписки, различные акты и заявления, платежные ведомости, товарные накладные  и т.д.). Это те документы, оформление которых влечет наступление определенных правовых последствий. В гражданском процессе наиболее часто судебно–почерковедческая экспертиза назначается по делам о признании недействительными завещаний, договоров, долговых расписок, и др. По делам, рассматриваемым в хозяйственном суде, судебно–почерковедческая экспертиза назначается в отношении документов, обеспечивающих хозяйственную деятельность юридического лица (уставы, учредительные договоры, протоколы собраний участников, договоры (соглашения) и приложения к ним, векселя и т.д.) [22, c. 12].

     Исследования  письменной речи в криминалистических целях могут осуществляться с  двух сторон. С одной стороны, эти  исследования стремятся помочь ответить на вопрос о том, как определить, что данный текст принадлежит именно данному автору. С другой стороны, такие исследования могут дать материал для выявления тех качеств личности (личностных качеств, как выражаются психологи), которые так или иначе находят свое выражение в письменном тексте.

     Первое  направление исследований – это  идентификационные исследования письменной речи.

     Теория  судебно–почерковедческой идентификации тесно взаимосвязана с теорией криминалистической идентификации. Современная теория идентификации базируется на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их общих и частных признаков, совокупность которых позволяет осуществить идентификацию объекта.

     В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что почерк является предметом  идентификационного исследования при  постановке вопроса об исполнителе  текста, подлежащего экспертизе; письменная речь – предмет идентификационного исследования при постановке вопроса  об авторе анонимного или псевдонимного  текста (вопрос атрибуции текста). Необходимость  методологического разграничения  предметов исследования письма в  целом возникает еще и потому, что нередки случаи, когда почерковедческая экспертиза не может быть осуществлена, например, когда следствие располагает  печатным текстом [7, c. 63].

     Для криминалистической идентификации  значимы: индивидуальность, устойчивость, рефлекторность. Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства заложены в почерк самим механизмом его образования, так как являются фиксирующими в рукописи.

     Система движений, с помощью которой при  письме воспроизводятся рукописные тексты или подписи, – это слаженная  система, все элементы которой строго согласованы. В понятии почерка  она отражает его основное содержание.

     Индивидуальность  почерка определяется как его  своеобразие, неповторимость. Это обусловлено  совокупностью особенностей, присущей почерку только одного конкретного  лица [4, c. 112].

     На  процесс формирования письменного  навыка оказывают основополагающее влияние внутренние (субъективные), а также внешние (объективные) факторы. К внутренним факторам относятся  анатомические, физиологические и  психические особенности личности (например, особенности нервной системы, зрительного восприятия, памяти и  др.). К внешним факторам относятся: методика обучения письму, условия  обучения и др. При формировании письменно–двигательного навыка внутренние и внешние факторы взаимообусловлены.

     Письмо  – это частный случай координированного двигательного акта, требующий большой точности и быстроты. Поэтому в основе процесса письма лежат общие закономерности физиологии движений. В процессе формирования и осуществления письма важную роль играют зрительный и слуховой анализаторы, имеющие чрезвычайно сложное строение. Только они обладают способностью воспринимать раздражения на расстоянии (телерецепция).

     Ознакомление  с общим смыслом письма, его  фонетическим принципом – начальный  этап в обучении письменным навыкам. Затем следуют освоение приемов  письма и практическое овладение  письмом. Самым продолжительным  периодом в выработке письменно–двигательного навыка является совершенствование усвоенного умения писать. При этом период становления индивидуального письменно–двигательного навыка может быть различным [17, c. 23].

     Индивидуальность  почерка в наибольшей степени  выражается в отклонениях от образцов письменных знаков, по которым происходит обучение письму, – прописей. При  этом (наряду с ними) в почерках наблюдается  выполнение знаков в соответствии с  прописями. Выражением индивидуальности в почерке конкретного лица следует  считать совокупность отклонений от прописей и соответствия им.

     Характерной чертой всех автоматизированных рефлексов, в том числе и автоматизированных произвольных движений при письме, является отсутствие полной осознаваемости их отдельных компонентов. Сложившийся письменный навык позволяет исполнителю при быстром связном письме переключить внимание на содержание записываемой мысли.

     Идентификация конкретного исполнителя по почерку  возможна только в том случае, если сложившаяся индивидуальная система  движений устойчива [19, c. 124].

     Устойчивость  почерка – это повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в непривычных условиях или состояниях.

     Вариационность – одно из проявлений устойчивости письменно–двигательного навыка. Этот признак является формой проявления динамичности. Под вариационностью понимается различное выражение признаков в почерке одного и того же лица (или выражение его системы движений в целом). Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции и является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.

     Индивидуальность  и устойчивость функционально–динамического комплекса особенностей письменно–двигательного навыка делают возможной идентификацию исполнителя рукописных текстов и подписей. При решении идентификационных задач среди свойств почерка необходимо учитывать его вариационность [9, c. 93].

     Характеристики  письменно–двигательного процесса, отображенные в рукописных текстах и подписях, в совокупности образуют индивидуальный комплекс. Отдельные признаки почерка проявляются у многих людей одинаково, но их сочетание вместе с отклонениями от прописных изображений знаков для каждого исполнителя индивидуально.

     Высокая информативность почерка в идентификационном  отношении способствует соблюдению при разработке вероятностных моделей  условий, необходимых для получения  достоверных знаний. Однако при изменении  внешних факторов формирования почерка  количественные данные изменяются, поэтому  требуют постоянного обновления, что подтверждается аналитическими исследованиями почерков современных  молодых людей на рубеже ХХI в [11, c. 302].

     Советские криминалисты, руководствуясь диалектическим методом, связывали индивидуальность почерка со своеобразием комплекса  внешних и внутренних факторов, влиявших на почерк в период формирования. Это  – научно обоснованное положение, вытекающее из необходимости учета связи  субъективных и объективных факторов, обусловленных взаимодействием  индивида с окружающей средой.  Начиная  обучение, индивид сталкивается с  чрезвычайно сильным внешним  фактором – специальным, целенаправленным обучением письму, которое осуществляется систематически, по определенной программе.

     При решении задач идентификационного характера перед экспертом могут  быть поставлены такие вопросы:

       – кем, из числа определенных  лиц, исполнен рукописный текст  либо его часть;

     – не исполнена ли подпись от имени  определенного лица этим же или другим определенным лицом;

       – исполнены ли тексты разных  документов или разные части  одного документа одним лицом;

     – исполнен ли текст документа и  подпись в нем одним лицом [].

     2.2. Диагностические  и классификационные  исследования почерка 

Информация о работе Почерк и личность