Почерк и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Изучение выбранной темы – «Почерк и личность» предполагает достижение следующей цели – раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
–рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;
–изучить признаки почерка;
–охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;
–определить современное состояние и перспективы развития графологических исследований в Республики Беларусь
–обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 74.05 Кб (Скачать)

     Операционные  ошибки заключаются в нарушении  предписаний последовательности процедур, неправильном применении средств исследования либо использовании непригодных  средств, в получении некачественного  сравнительного материала и т. д. при осуществлении экспертом  операций с объектами исследования [16, c. 123].

     Ошибки  процессуального характера обусловлены  нарушениями процессуальных процедур и правил экспертного исследования. К данным нарушениям можно отнести:

     – самостоятельный (помимо суда или следователя) сбор дополнительных материалов для экспертизы;

     –  выход эксперта за пределы своего правового статуса;

     – обоснование выводов материалами дела, а не результатами исследования;

     – несоответствие ответов эксперта, проведенного исследования поставленным ему вопросам.

     Отсюда  следует, что причины экспертных ошибок могут быть субъективными  и объективными [14, c. 117].

     Способность анализировать почерк не является врожденным даром. Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться  для того, чтобы получить верный результат. Кстати, у анализа почерка  существуют пределы возможностей, о  которых необходимо знать. Вы не сможете  сказать, принадлежит ли почерк мужчине  или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое якобы, на первый взгляд, писал мужчина, может оказаться милая бабушка, обладающая сильной и энергичной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые, по видимости, писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности. Нельзя узнать по почерку, женат ли мужчина и замужем ли женщина, есть ли у них дети. Даже характер работы писавшего определить практически нельзя, поскольку многие люди занимаются делами, для которых они не подходят, но справляются с ними благодаря своим способностям. В то же время почерк открывает то призвание, к которому человек наиболее подходит. На начальной стадии овладения искусством графологического анализа следует придерживаться нескольких правил [8, c. 38].

     Далеко  не каждая рукопись может стать пригодной  для анализа. На первых порах стоит  избегать специально составленных служебных  записок, переписанного текста или  стихов. Во всех упомянутых случаях  человек будет нарочито старательно  писать, форма стихов и переписываемого  текста будет вынуждать его изменить свою манеру письма. Наиболее пригоден почерк писем близких и знакомых людей, желательно иметь в распоряжении не менее двадцати–тридцати строк.

     Графологическому  анализу необходимо подвергать почерк текста, написанного на бумаге без  линеек. Если при изучении почерка  различных людей с одинаково  выраженными личностными особенностями  регулярно встречаются определенные признаки, то это указывает на проявление в почерке известных свойств  характера.

     Для каждого обнаруженного признака почерка необходимо стремиться найти  соответствующее объяснение в психологическом  портрете человека.

     Сопоставляя с различными признаками индивидуальные особенности человека, надо стремиться к созданию единой, целостной картины  личности, а не останавливаться на отдельных, не связанных между собой  фрагментах. В результате можно получить весьма длинный и противоречивый список [18, c.137].

       Далеко не все из выявленных  особенностей войдут в психологический  портрет личности. Но не надо  спешить что–либо отбрасывать. Очень важно при анализе почерка, особенно при изучении выдающихся признаков, определить не только единую, целостную картину, но и основные внутренние конфликты. Тогда противоречивые индивидуальные особенности объединятся в группы, которые и являются основными составляющими личности. В разрешении конфликтов между этими составляющими наиболее ярко и полно раскрывается человек, и это находит свое отражение в почерке.

     Идеальный образец почерка должен быть на большом  листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Лучше  не переписывать текст из книги или  газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более  естественным. Постарайтесь получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста. Хорошо бы раздобыть образец письма, написанного раньше, когда испытуемый еще не знал, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, обращайте внимание на последнюю, потому что к концу письма его автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы покрасивее выводить буквы. На последней странице он пишет более естественно.

     Можно оценивать совершенно неизвестных  ранее людей, о которых ничего неизвестно, кроме их почерка. Когда  работает психолог, то чем больше он общается с изучаемым человеком, тем точнее его заключение. Когда  работает графолог, то чем меньше он знает о человеке, кроме его  почерка, тем беспристрастнее результат  его экспертизы  [4, c. 119].

     Необходимо  выделить наиболее значимые требования к работе эксперта–графолога:

     1. Объективность оценки (Исключается возможность какой–либо предвзятости мнения (графолог может совершенно не знать, не видеть человека, почерк которого подвергается анализу). Есть возможность оперативного графологического анализа сразу у нескольких графологов одновременно);

     2. Надежность критериев оценки (Графологические данные не могут использоваться для сравнения качеств человека, так как некоторые поступки могут больше никогда не повторяться или повторяться, но в иной обстановке (например, дома, а не на работе). Когда мы оцениваем человека по поступкам, то мы только догадываемся о качествах, послуживших причинами поступка. Когда оцениваем по качествам, то оцениваем по основе, фундаменту человека);

     3. Дистанционность анализа (Графологический анализ может проводиться дистанционно, когда отсканированный документ (подпись человека, каракули или иной рукописный текст) отсылаются графологу);

     4. Независимость от языка написания (Графолог изучает признаки письма, не используя смысла написанного. Поэтому графологу безразлично, на каком языке написан изучаемый документ. Это касается любого письма, кроме иероглифического, являющегося не письмом, а рисунком);

     5. Оперативность (Профессиональный графолог может выдать обширный результат анализа в виде документа в течение 1–2 дней. Ответ о наличии либо отсутствии тех или иных признаков можно получить за считанные минуты);

     6. Скрытость от тестируемого (Исследование проводится без ведома кандидата, то есть исключает симуляцию либо заучивание «правильных ответов», в отличие от таких методов, как тестирование и интервью);

     7. Получение материала для целенаправленного изучения кандидата (Графологическое исследование, не заменяя ни тестирования, ни интервью, помогает сфокусировать внимание кадровых служб на тех свойствах личности, которые были обнаружены при графологическом исследовании. Есть примеры, когда кадровая служба делала однозначный вывод о профессиональной (с точки зрения психологических качеств) непригодности кандидата на основании графологического исследования. Более того, на всех известных претендентов на освобождающуюся должность можно быстро завести картотеку их личностных свойств, заполучив хотя бы образец их подписи, и тем самым подготовиться к возможной беседе с ними);

     8. Осознание природных качеств для нормализации отношений (Если начальнику или подчиненному удается осознать, что те качества, которые он пытается исправить в другом, относятся к числу фундаментальных для этого человека, то он может сэкономить свои силы, время и нервы. Если один человек принимает качества другого, то он уже знает, как избегать острых углов во взаимных отношениях) [8, c. 43].

     Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу о том, что современное  состояние графологической экспертизы в Республике Беларусь находится  на достаточно высоком уровне. В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности, но и для оценки состояния пишущего. Также можно утверждать, что современная судебная почерковедческая экспертиза в Республике Беларусь является самостоятельным научным направлением, в котором исследуется общая теория и определено ее место в системе научного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     При разработке поставленных в курсовой работе вопросов автор пришел к следующим  выводам:

     1. Почерк – это фиксируемая в  рукописи характерная для   каждого  пишущего  и основанная  на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. Почерк характеризуется двумя основными свойствами – индивидуальностью  и   относительной   устойчивостью,   которые  формируются  одновременно  и независимо один от другого Также к существенным свойствам почерка графологи относят: вариационность, сохраняемость, остроугольность, выдержанность и другие;

     2. Признаки почерка характеризуют  почерк каждого пишущего лица  как индивидуальную систему движений, служащих для фиксации смыслового  содержания письма. Признаки почерка  разделяются на общие и частные.  Общие  характеризуют почерк  в целом как систему движений, частные –  в деталях;

     3. С помощью экспертизы почерка  решаются идентификационные, диагностические  и смешанные – классификационно–диагностические задачи на основании исследования рукописей: текстов различного объема (включая краткие записи) и подписи. Идентификационные задачи предполагают установление конкретного исполнителя рукописи или факта выполнения нескольких рукописей одним лицом. Диагностические задачи в судебном почерковедении направлены на установление необычных условий, в которых выполнялась рукопись: внешние – обстановочные (необычная поза, слабое освещение, движущийся транспорт), внутренние – состояние пишущего лица (стресс, алкогольное опьянение, болезнь, возрастные изменения организма), установочные – связанные с намеренным изменением почерка или подражанием почерку другого лица. Классификационно–диагностические задачи – это задачи по установлению групповой принадлежности – свойств личности исполнителя рукописи (его пола и возраста);

     4. Современное состояние графологической  экспертизы в Республике Беларусь  находится на достаточно высоком  уровне. В криминалистике распознавание  почерка используется не только  для идентификации личности, но  и для оценки состояния пишущего. Также можно утверждать, что современная  судебная почерковедческая экспертиза  в Республике Беларусь является  самостоятельным научным направлением, в котором исследуется общая  теория и определено ее место  в системе научного знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

     1. Аверьянова, Т. В. Судебная экспертиза : курс общей теории / Т. В. Аверьянова. – М. : Высш. образование, 2007. – 166 с.

     2. Аверьянова, Т. В. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / Т. В. Аверьянова. – 3–е изд., доп. – М. : ИНФРА–М–НОРМА, 2010. – 542 с.

     3. Андреев, И. С. Курс криминалистики / И. С. Андреев, Г. И. Грамович, Н. И. Порубов ; под ред. Н.И. Порубова. – Минск : Выш. шк., 2000. – 344 с.

     4. Анищенко, И. А. Криминалистика : учебник / И. А. Анищенко [и др.] ; под ред. Г. Н. Мухина ; М–во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 621 с.

     5. Баев, О. Я. Основы криминалистики : курс лекций / О. Я. Баев. – М. : ЭКСМО, 2008. – 128 с.

     6. Белкин, Р. С. Криминалистическая энциклопедия : справочное пособие / Р. С. Белкин. – 2–е изд. М. : Мегатрон–ХХI, 2000. – 111 с.

     7. Белкин, Р. С. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / Р. С. Белкин. – 3–е изд., доп. – М. : ЮНИТИ, Закон и право, 2001. – 412 с. 

     8. Буринский, Е. Ф. Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею / Е. Ф. Буринский. – М. : ЛексЭст, 2002. – 54 с.

     9. Волынский, В. А. Криминалистическая техника: наука–техника–общество–человек / В. А. Волынский. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 168 с.

     10. Грамович, Г. И. Криминалистическая техника (научные, правовые, методологические, организационные основы) : монография / Г. И. Грамович. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. – 275 с.

     11. Дулов, А. В. Из истории криминалистической экспертизы в России / А. В. Дулов, И. Ф. Крылов. – М. : Госюриздат, 1960. – 321 с.

Информация о работе Почерк и личность