Рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению эффективности трудовой мотивации.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
изучить теоретические основы мотивации;
проанализировать действующую систему мотивации труда на предприятии ОАО «НПК Уралвагонзавод»;
разработать рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………5
Понятие, сущность и виды мотивации труда………………………………...5
1.2. Основные теории мотивации………………………………………………….19
1.3. Формы и методы мотивации………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ системы МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОв
ОАО «НПК УРАЛВАГОНЗАВОД»………………………………………………41
2.1. Характеристика ОАО «НПК Уралвагонзавод»……………………………...41
. Анализ основных показателей деятельности………………………………..51
Анализ кадрового потенциала………………………………………………….53
. Анализ фонда оплаты труда…………………………………………………..64
Диагностика трудовой мотивации…………………………………………...69
3. рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации……………………………………………………………………...84
3.1. Разработка плана мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала предприятия и расчет его эффективности ……………………….......84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..89
СПИСОК Использованных источников………………………………91
ПРИЛОЖЕНЕ А……………………………………………………………………95

Файлы: 1 файл

Диплом-мотивация трудвой деятельности по УВЗ.doc

— 2.95 Мб (Скачать)

Сегодня корпорация предлагает рынку 19 типов вагонов  нового поколения, отвечающих самым  современным эксплуатационным и  техническим требованиям: это цистерны различного назначения, платформы для  перевозки контейнеров, лесоматериалов и других материалов, специализированные и универсальные полувагоны, вагоны-хопперы, думпкары, а также узлы и детали к ним.

Сегодня «Уралвагонзавод» производит боевые танки Т-72 и Т-90, играя важную роль в российском экспорте на рынке вооружений. В 2010 году он вошёл  в список ста крупнейших производителей оружия в мире.

Высшим органом  управления Общества является общее  собрание акционеров.

 

 

Высшим органом  управления общества является Общее  собрание акционеров и Совет директоров.

Учредителем и единственным акционером открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» является  Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, контролирующий орган – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Возглавляет предприятием генеральный директор. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества, располагать достаточными полномочиями для разработки стратегии и организации текущей работы предприятия. Определяет техническую политику предприятия, перспективы развития предприятия и пути реализации комплексных программ по всем направлениям совершенствования, реконструкции и технического перевооружения действующего производства,  а также представляет предприятие во всех хозяйственных и государственных учреждениях.

Производственно-диспетчерский  отдел является подразделением предприятия, осуществляющим оперативное руководство ходом производственного процесса. Непосредственно подчиняется первому заместителю директора. Отдел занимается составлением планов по выпуску продукции, разрабатывает общий годовой план и ежемесячный номенклатурный план. Общий годовой план является основой цехового планирования.

Технический отдел осуществляет непрерывное технологическое совершенствование производства, обеспечивающее безусловное выполнение производственной программы предприятия. Отдел принимает меры по ускорению освоения в производстве прогрессивных технологий, новейших материалов, внедрения научно-технических достижений, рассматривает и утверждает изменения, вносимые в техническую документацию, руководит работой по организации и планированию новых цехов и участков.

Отдел капитального строительства обеспечивает хозяйственное обслуживание предприятия, принимает участие в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов предприятия, составлении смет расходов. Также обеспечивает подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда.

Планово-экономический  отдел организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, учет издержек производства, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

Отдел маркетинга проводит ряд рекламных мероприятий по распространению товара на рынке

Отдел организации  труда и заработной платы обеспечивает контроль за использованием материальных и трудовых ресурсов, отвечает за сохранность собственности предприятия.

Отдел материально-технического снабжения. В функции отдела входит: прием заказов клиентов, согласование цен, сроков, и возможность изготовления заказов с производственным отделом, составление заявок и отслеживание их выполнения, организация обеспечения предприятия необходимыми сырьем и материалами.

Отдел по управлению персоналом это подразделение предприятия обеспечивает подбор, подготовку, расстановку и рациональное использование кадров в соответствии с их деловыми качествами, контролирует исполнение руководителями подразделений распоряжений и приказов по вопросам работы с кадрами, осуществляет контроль за состоянием трудовой  дисциплины в подразделениях предприятия.

Отдел управления качеством следит чтобы качество продукции соответствовала стандартам в полном объеме.

Отдел технического контроля проводит приемочные, квалификационные, периодические, типовые и сертификационные испытания над продукцией.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат суд, взаимоотношение с государственным бюджетом. Бухгалтерия также производит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, подсчет заработной платы и др.

Финансово-экономический кризис 2009 года не мог не сказаться на рынках сбыта выпускаемой корпорацией продукции. Объем железнодорожных перевозок в 2009 году сократился на 15%, строительство дорог, промышленных и жилых объектов почти на половину. В результате, потребность в выпускаемой Уралвагонзаводом продукции резко снизилась. Грузовые вагоны и техника в российских регионах зачастую простаивали без работы. Негативное влияние на спрос со стороны отечественных потребителей также оказало значительное сокращение объемов выдачи финансовых ресурсов коммерческими банками и лизинговыми компаниями, преимущественно за счет которых ранее закупалась новая техника. 

В результате, по итогам 2009 года объем производства и реализации вагоностроительными заводами России и стран СНГ сократился почти в 2 раза в сравнении с 2008 годом. Одновременно существенно изменилась структура спроса на подвижной состав.

Что касается ОАО  «НПК Уралвагонзавода», то наиболее востребованными в 2009 году были полувагоны и цистерны, на долю которых суммарно пришлось более 80 % от общего объема реализованных в странах СНГ грузовых вагонов. Спрос на специализированные виды подвижного состава в 2009 году резко сократился.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Динамика объема реализации грузовых вагонов в сравнении с рыночной долей предприятия.

 

Важно отметить, что благодаря активизации работы в сегментах полувагонов и  цистерн, ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сохранило  позиции ведущего предприятия на рынке вагоностроения СНГ, занимая по итогам 2009 года 25 % данного рынка.  

Еще более негативно, чем на вагоностроительную отрасль,  экономический кризис сказался на результатах  работы российских производителей дорожно-строительной техники: за 2009 год отечественные заводы суммарно реализовали 582 колесных и гусеничных экскаватора, при этом в докризисном 2008 году объем реализации составил 2 590 ед.

Представим  динамику реализации колесных и гусеничных экскаваторов за 2006-2009 гг. на рис.9 и 10.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Динамика реализации колесных экскаваторов в сравнении с долей предприятия в данном сегменте за 2006-2009 гг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 – Динамика реализации гусеничных экскаваторов в сравнении с долей «Уралвагонзавода» в данном сегменте за 2006-2009 гг.

 

Аналогичная ситуация складывается со спросом на универсальные  погрузчики, реализация которых отечественными производителями сократилась почти  в 3 раза с 1165 ед. в 2008 году до 442 ед. в 2009 году.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11 – Динамика реализации минипогрузчиков российскими предприятиями в сравнении с долей на рынке «Уралвагонзавода» занимающей в данном сегменте

 

Основным заказчиком подвижного состава производства Уралвагонзавода  остается ОАО «Первая грузовая компания» - филиал      ОАО «РЖД», для которой по итогам 2009 года отгружено почти 4,5 тыс. полувагонов и цистерн.

Для ООО «Новая перевозочная компания» и ООО  «Независимая транспортная компания»  было отгружено по 1 000 полувагонов модели  12-132. Для ООО «Нефтетранссервис» и ООО «Запсибтсранссервис» было отгружено  500 и  200 полувагонов модели 12-132 соответственно.

Важно отметить, что приоритетной задачей в 2009 году стала диверсификация портфеля заказов  за счет укрепления сотрудничества с  негосударственными компаниями-операторами.

В рамках решения  данной задачи во втором полугодии  был заключен ряд договоров, обеспечивших работой вагоносборочное и металлургическое производство практически на докризисном  уровне.

В 2007 году выручка предприятия составляла 39,59 млрд руб. (в 2006 году – 30,1 млрд руб.), чистая прибыль – 1 млд руб.

20 сентября 2007 года был подписан контракт с ОАО «РЖД» на поставку 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. за три года (до 2010), что покрывает более 70 % потребностей компании.

В 2008 году общий объём реализации продукции упал и составил около 37,5 млрд руб., в том числе почти 30 млрд руб. — по контрактам ОАО «РЖД». В целом в 2008 г. «Уралвагонзавод» выпустил около 20 тыс. вагонов. Более 80 % его производства приходилось на долю гражданской продукции. На рынке грузовых полувагонов России и стран СНГ доля завода заняла 42 %.

К началу 2009 года  контракт с «РЖД» практически  был выполнен, при этом предприятие  столкнулось с жёсткой ценовой политикой «РЖД», отсутствием новых заказов и оказалось на грани дефолта. Долг «Уралвагонзавода» составлял 66 млрд рублей, каждый день предприятие тратило более 30 миллионов рублей на обслуживание долговых обязательств.

Собственник полностью  обновил руководство «Уралвагонзавода». Также корпорации была оказана масштабная финансовая помощь. В сентябре 2009 г. правительство выделило «Уралвагонзаводу» 4,4 млрд рублей на увеличение уставного капитала. В декабре 2009 г. было принято решение увеличить уставной капитал ещё на 10 млрд рублей.

В 2009 году выручка  компании составила 36,3 млрд руб., чистый убыток — 7,2 млрд руб.

К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино». Для этого предприятия «Уралвагонзавод» должен поставить 8,5 тыс. цистерн.

В первой декаде 2010 г. удельный вес продукции гражданского назначения ОАО «НК „Уралвагонзавод“ составил 46,9 % гражданской продукции отрасли. За январь-апрель 2010 г. завод произвел 3825 полувагонов и 1660 железнодорожных цистерн.

Основными конкурентами на рынке грузовых вагонов в России и странах СНГ являются следующие предприятия: ОАО «Алтайвагон» (г. Новоалтайск, Алтайский край) и ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), Концерн «Крюковский вагоностроительный завод» (г. Кременчуг, Украина) [28].

 

2.2. Анализ основных показателей деятельности

 

Основными   показателями,   характеризующими  экономические   результаты хозяйственной  деятельности  предприятия  являются:  оборот по выпуску и реализации продукции, валовой  доход, прибыль и рентабельность.

При анализе показателей основной деятельности были использованы данные бухгалтерской отчетности за 2008 и 2009 г.г. (см.прилож.1), которые позволяют изучить динамику структуру, равномерность и ритмичность объемов продаж. Так же использованы показатели трудовых ресурсов и других данных, позволяющих осуществить факторный анализ производительности труда.

Таблица 4 – Технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2007 – 2009 гг., тыс.руб.

Показатели

Годы

Отклонение,

(+,-)

Темп роста, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2008

2009

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем продаж, тыс.руб.

39 595 859

37 506 731

36 272 386

-2 089 128

-1 234 345

94,72

96,71

Валовой доход, тыс.руб.

5 221 552

4 985 174

9 296 243

-236 378

4 311 069

95,47

186,5

В % к товарообороту

13,18

13,29

25,63

11,0

12,34

100,8

192,9

Издержки обращения, тыс.руб.

2 368 002

4 372 931

6 808 796

2 004 929

2 435 865

184,7

155,7

В % к товарообороту

5,98

11,66

20,46

5,68

8,8

194,9

176,4

Прибыль от реализации, тыс.руб.

2 853 550

612 243

2 487 447

-2 241 307

1 875 204

21,46

406,3

В % к товарообороту

7,21

1,63

6,86

-5,58

5,23

22,61

420,9

Продолжение таблицы 4

Чистая прибыль, тыс.руб.

1 244 427

6 115 062

7 160 204

4 870 635

1 045 142

491,4

117,1

Рентабельность, %

3,14

16,3

19,74

13,16

3,44

519,1

121,1

Стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

5 910 117

15 815 055

16 583 237

9 904 938

7 681 182

267,6

104,9

Численность, чел.

33 950

34 120

33 850

170

-270

100,5

99,21

Объем продаж на 1 раб. тыс. руб.

1166,3

1099,26

1071,56

-67,04

-27,7

94,25

97,48

Средняя з/п, руб.

9 462

12 136

13 320

2 674

1 184

128,3

109,8

Фондоотдача

6,7

2,37

2,19

-4,33

-0,18

35,37

92,4

Фондовооруженность, тыс.руб./ чел

174,08

463,51

489,90

289,43

26,39

266,3

105,7

Информация о работе Рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации