Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению эффективности трудовой мотивации.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
изучить теоретические основы мотивации;
проанализировать действующую систему мотивации труда на предприятии ОАО «НПК Уралвагонзавод»;
разработать рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………5
Понятие, сущность и виды мотивации труда………………………………...5
1.2. Основные теории мотивации………………………………………………….19
1.3. Формы и методы мотивации………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ системы МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОв
ОАО «НПК УРАЛВАГОНЗАВОД»………………………………………………41
2.1. Характеристика ОАО «НПК Уралвагонзавод»……………………………...41
. Анализ основных показателей деятельности………………………………..51
Анализ кадрового потенциала………………………………………………….53
. Анализ фонда оплаты труда…………………………………………………..64
Диагностика трудовой мотивации…………………………………………...69
3. рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации……………………………………………………………………...84
3.1. Разработка плана мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала предприятия и расчет его эффективности ……………………….......84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..89
СПИСОК Использованных источников………………………………91
ПРИЛОЖЕНЕ А……………………………………………………………………95
Сегодня корпорация предлагает рынку 19 типов вагонов нового поколения, отвечающих самым современным эксплуатационным и техническим требованиям: это цистерны различного назначения, платформы для перевозки контейнеров, лесоматериалов и других материалов, специализированные и универсальные полувагоны, вагоны-хопперы, думпкары, а также узлы и детали к ним.
Сегодня «Уралвагонзавод» производит боевые танки Т-72 и Т-90, играя важную роль в российском экспорте на рынке вооружений. В 2010 году он вошёл в список ста крупнейших производителей оружия в мире.
Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров.
Высшим органом управления общества является Общее собрание акционеров и Совет директоров.
Учредителем и единственным акционером открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, контролирующий орган – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Возглавляет предприятием генеральный директор. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества, располагать достаточными полномочиями для разработки стратегии и организации текущей работы предприятия. Определяет техническую политику предприятия, перспективы развития предприятия и пути реализации комплексных программ по всем направлениям совершенствования, реконструкции и технического перевооружения действующего производства, а также представляет предприятие во всех хозяйственных и государственных учреждениях.
Производственно-диспетчерский отдел является подразделением предприятия, осуществляющим оперативное руководство ходом производственного процесса. Непосредственно подчиняется первому заместителю директора. Отдел занимается составлением планов по выпуску продукции, разрабатывает общий годовой план и ежемесячный номенклатурный план. Общий годовой план является основой цехового планирования.
Технический отдел осуществляет непрерывное технологическое совершенствование производства, обеспечивающее безусловное выполнение производственной программы предприятия. Отдел принимает меры по ускорению освоения в производстве прогрессивных технологий, новейших материалов, внедрения научно-технических достижений, рассматривает и утверждает изменения, вносимые в техническую документацию, руководит работой по организации и планированию новых цехов и участков.
Отдел капитального строительства обеспечивает хозяйственное обслуживание предприятия, принимает участие в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов предприятия, составлении смет расходов. Также обеспечивает подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда.
Планово-экономический отдел организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, учет издержек производства, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.
Отдел маркетинга проводит ряд рекламных мероприятий по распространению товара на рынке
Отдел организации труда и заработной платы обеспечивает контроль за использованием материальных и трудовых ресурсов, отвечает за сохранность собственности предприятия.
Отдел материально-технического снабжения. В функции отдела входит: прием заказов клиентов, согласование цен, сроков, и возможность изготовления заказов с производственным отделом, составление заявок и отслеживание их выполнения, организация обеспечения предприятия необходимыми сырьем и материалами.
Отдел по управлению персоналом это подразделение предприятия обеспечивает подбор, подготовку, расстановку и рациональное использование кадров в соответствии с их деловыми качествами, контролирует исполнение руководителями подразделений распоряжений и приказов по вопросам работы с кадрами, осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия.
Отдел управления качеством следит чтобы качество продукции соответствовала стандартам в полном объеме.
Отдел технического контроля проводит приемочные, квалификационные, периодические, типовые и сертификационные испытания над продукцией.
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат суд, взаимоотношение с государственным бюджетом. Бухгалтерия также производит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, подсчет заработной платы и др.
Финансово-экономический кризис 2009 года не мог не сказаться на рынках сбыта выпускаемой корпорацией продукции. Объем железнодорожных перевозок в 2009 году сократился на 15%, строительство дорог, промышленных и жилых объектов почти на половину. В результате, потребность в выпускаемой Уралвагонзаводом продукции резко снизилась. Грузовые вагоны и техника в российских регионах зачастую простаивали без работы. Негативное влияние на спрос со стороны отечественных потребителей также оказало значительное сокращение объемов выдачи финансовых ресурсов коммерческими банками и лизинговыми компаниями, преимущественно за счет которых ранее закупалась новая техника.
В результате, по итогам 2009 года объем производства и реализации вагоностроительными заводами России и стран СНГ сократился почти в 2 раза в сравнении с 2008 годом. Одновременно существенно изменилась структура спроса на подвижной состав.
Что касается ОАО «НПК Уралвагонзавода», то наиболее востребованными в 2009 году были полувагоны и цистерны, на долю которых суммарно пришлось более 80 % от общего объема реализованных в странах СНГ грузовых вагонов. Спрос на специализированные виды подвижного состава в 2009 году резко сократился.
Рисунок 8 – Динамика объема реализации грузовых вагонов в сравнении с рыночной долей предприятия.
Важно отметить,
что благодаря активизации
Еще более негативно, чем на вагоностроительную отрасль, экономический кризис сказался на результатах работы российских производителей дорожно-строительной техники: за 2009 год отечественные заводы суммарно реализовали 582 колесных и гусеничных экскаватора, при этом в докризисном 2008 году объем реализации составил 2 590 ед.
Представим динамику реализации колесных и гусеничных экскаваторов за 2006-2009 гг. на рис.9 и 10.
Рисунок 9 – Динамика реализации колесных экскаваторов в сравнении с долей предприятия в данном сегменте за 2006-2009 гг.
Рисунок 10 – Динамика реализации гусеничных экскаваторов в сравнении с долей «Уралвагонзавода» в данном сегменте за 2006-2009 гг.
Аналогичная ситуация
складывается со спросом на универсальные
погрузчики, реализация которых отечественными
производителями сократилась
Рисунок 11 – Динамика реализации минипогрузчиков российскими предприятиями в сравнении с долей на рынке «Уралвагонзавода» занимающей в данном сегменте
Основным заказчиком подвижного состава производства Уралвагонзавода остается ОАО «Первая грузовая компания» - филиал ОАО «РЖД», для которой по итогам 2009 года отгружено почти 4,5 тыс. полувагонов и цистерн.
Для ООО «Новая перевозочная компания» и ООО «Независимая транспортная компания» было отгружено по 1 000 полувагонов модели 12-132. Для ООО «Нефтетранссервис» и ООО «Запсибтсранссервис» было отгружено 500 и 200 полувагонов модели 12-132 соответственно.
Важно отметить, что приоритетной задачей в 2009 году стала диверсификация портфеля заказов за счет укрепления сотрудничества с негосударственными компаниями-операторами.
В рамках решения
данной задачи во втором полугодии
был заключен ряд договоров, обеспечивших
работой вагоносборочное и
В 2007 году выручка предприятия составляла 39,59 млрд руб. (в 2006 году – 30,1 млрд руб.), чистая прибыль – 1 млд руб.
20 сентября 2007 года был подписан контракт с ОАО «РЖД» на поставку 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. за три года (до 2010), что покрывает более 70 % потребностей компании.
В 2008 году общий объём реализации продукции упал и составил около 37,5 млрд руб., в том числе почти 30 млрд руб. — по контрактам ОАО «РЖД». В целом в 2008 г. «Уралвагонзавод» выпустил около 20 тыс. вагонов. Более 80 % его производства приходилось на долю гражданской продукции. На рынке грузовых полувагонов России и стран СНГ доля завода заняла 42 %.
К началу 2009 года контракт с «РЖД» практически был выполнен, при этом предприятие столкнулось с жёсткой ценовой политикой «РЖД», отсутствием новых заказов и оказалось на грани дефолта. Долг «Уралвагонзавода» составлял 66 млрд рублей, каждый день предприятие тратило более 30 миллионов рублей на обслуживание долговых обязательств.
Собственник полностью
обновил руководство «
В 2009 году выручка компании составила 36,3 млрд руб., чистый убыток — 7,2 млрд руб.
К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. Кроме «РЖД» заказчиком стала, в частности, «Транснефть», вместе с которой «Уралвагонзавод» основал совместное предприятие «Востокнефтетрансзадача», занимающееся перевозкой нефтепродуктов от нефтеналивного терминала в Сковородино до сливной эстакады спецморнефтепорта «Козьмино». Для этого предприятия «Уралвагонзавод» должен поставить 8,5 тыс. цистерн.
В первой декаде 2010 г. удельный вес продукции гражданского назначения ОАО «НК „Уралвагонзавод“ составил 46,9 % гражданской продукции отрасли. За январь-апрель 2010 г. завод произвел 3825 полувагонов и 1660 железнодорожных цистерн.
Основными конкурентами на рынке грузовых вагонов в России и странах СНГ являются следующие предприятия: ОАО «Алтайвагон» (г. Новоалтайск, Алтайский край) и ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка, Республика Мордовия), Концерн «Крюковский вагоностроительный завод» (г. Кременчуг, Украина) [28].
2.2. Анализ основных показателей деятельности
Основными показателями, характеризующими экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия являются: оборот по выпуску и реализации продукции, валовой доход, прибыль и рентабельность.
При анализе показателей основной деятельности были использованы данные бухгалтерской отчетности за 2008 и 2009 г.г. (см.прилож.1), которые позволяют изучить динамику структуру, равномерность и ритмичность объемов продаж. Так же использованы показатели трудовых ресурсов и других данных, позволяющих осуществить факторный анализ производительности труда.
Таблица 4 – Технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2007 – 2009 гг., тыс.руб.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | ||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объем продаж, тыс.руб. |
39 595 859 |
37 506 731 |
36 272 386 |
-2 089 128 |
-1 234 345 |
94,72 |
96,71 |
Валовой доход, тыс.руб. |
5 221 552 |
4 985 174 |
9 296 243 |
-236 378 |
4 311 069 |
95,47 |
186,5 |
В % к товарообороту |
13,18 |
13,29 |
25,63 |
11,0 |
12,34 |
100,8 |
192,9 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
2 368 002 |
4 372 931 |
6 808 796 |
2 004 929 |
2 435 865 |
184,7 |
155,7 |
В % к товарообороту |
5,98 |
11,66 |
20,46 |
5,68 |
8,8 |
194,9 |
176,4 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
2 853 550 |
612 243 |
2 487 447 |
-2 241 307 |
1 875 204 |
21,46 |
406,3 |
В % к товарообороту |
7,21 |
1,63 |
6,86 |
-5,58 |
5,23 |
22,61 |
420,9 |
Продолжение таблицы 4 | |||||||
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1 244 427 |
6 115 062 |
7 160 204 |
4 870 635 |
1 045 142 |
491,4 |
117,1 |
Рентабельность, % |
3,14 |
16,3 |
19,74 |
13,16 |
3,44 |
519,1 |
121,1 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
5 910 117 |
15 815 055 |
16 583 237 |
9 904 938 |
7 681 182 |
267,6 |
104,9 |
Численность, чел. |
33 950 |
34 120 |
33 850 |
170 |
-270 |
100,5 |
99,21 |
Объем продаж на 1 раб. тыс. руб. |
1166,3 |
1099,26 |
1071,56 |
-67,04 |
-27,7 |
94,25 |
97,48 |
Средняя з/п, руб. |
9 462 |
12 136 |
13 320 |
2 674 |
1 184 |
128,3 |
109,8 |
Фондоотдача |
6,7 |
2,37 |
2,19 |
-4,33 |
-0,18 |
35,37 |
92,4 |
Фондовооруженность, тыс.руб./ чел |
174,08 |
463,51 |
489,90 |
289,43 |
26,39 |
266,3 |
105,7 |
Информация о работе Рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации