Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению эффективности трудовой мотивации.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
изучить теоретические основы мотивации;
проанализировать действующую систему мотивации труда на предприятии ОАО «НПК Уралвагонзавод»;
разработать рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………5
Понятие, сущность и виды мотивации труда………………………………...5
1.2. Основные теории мотивации………………………………………………….19
1.3. Формы и методы мотивации………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ системы МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОв
ОАО «НПК УРАЛВАГОНЗАВОД»………………………………………………41
2.1. Характеристика ОАО «НПК Уралвагонзавод»……………………………...41
. Анализ основных показателей деятельности………………………………..51
Анализ кадрового потенциала………………………………………………….53
. Анализ фонда оплаты труда…………………………………………………..64
Диагностика трудовой мотивации…………………………………………...69
3. рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации……………………………………………………………………...84
3.1. Разработка плана мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала предприятия и расчет его эффективности ……………………….......84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..89
СПИСОК Использованных источников………………………………91
ПРИЛОЖЕНЕ А……………………………………………………………………95
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………5
1.2. Основные
теории мотивации……………………………………
3. рекомендации по повышению эффективности
трудовой мотивации………………………………………………………
3.1. Разработка плана мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала предприятия и расчет его эффективности ……………………….......84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК Использованных источников………………………………91
ПРИЛОЖЕНЕ А……………………………………………………………………95
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одной из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
В практике управления персоналом руководитель может использовать различные методы управления. Возможное их сочетание зависит от условий работы организации. Однако общим для управления любым предприятием и организацией является создание наибольшей заинтересованности работников в повышении эффективности их труда. Без этой заинтересованности никакие другие меры не принесут желаемого результата.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как проблема мотивации работников является одним из важнейших в вопросе управления как персоналом, так и организацией в целом.
Мотивация работника может осуществляться как с помощью экономических методов, так и с помощью социальных (не экономических) и других методов управления.
Деятельность любого человека направлена, прежде всего, на удовлетворение своих личных потребностей. И поэтому для того, чтобы каждый работник максимально отдавал себя работе, осуществлял свою деятельность с наибольшей эффективностью, необходимо создать такую систему оплаты труда и материального стимулирования, которая в наибольшей степени обеспечивала бы работнику удовлетворение его потребностей. В систему материального стимулирования работников входит, прежде всего, система оплаты труда и премирования работников.
Все это делает вопросы мотивации труда на предприятии довольно актуальными.
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению эффективности трудовой мотивации.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
Объектом исследования является система мотивации труда работников предприятия ОАО «НПК Уралвагонзавод».
Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с организацией системы мотивации труда на предприятии.
Теоретической
базой исследования являются
труды отечественных и зарубежн
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В работе использованы следующие методы исследования: метод прогнозирования, табличный, графический.
1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сегодня, для эффективного
управления деятельностью организации
требуются ответственные и
Одна из главных
задач для предприятий
Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей1.
Мотивация трудовой деятельности и самооценка удовлетворенности трудом представляют внутреннее состояние человека, внешнее же проявление его отношения к труду выражается в трудовом поведении, в определенной социальной активности. Определяющее воздействие на формирование отношения к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, как совокупность внутренних побудительных сил-потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, установок, мотивов, идеалов и внешних побудительных сил – стимулов повышения трудовой активности работников (см рис. 1).
Потребность – первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные – физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка – духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.
Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Состояние различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и т.д. Мотивационная структура отдельного человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивы – это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутренне обоснование личностью своего поведения, состояние предрасположенности или готовности к определенным действиям. Мотивы могут иметь разный характер. Материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на жизнь, духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы, социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в коллективе и т.д.
Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.
Мотивы непосредственно предшествуют действию. Они, как правило, существуют не в чистом виде, а во взаимосвязи друг с другом, образуя мотивационное ядро (см. рис 2.). Характерным для мотивов является их большая подвижность, изменчивость. Если же отношение человека к определенной ситуации характеризуется стабильностью, большей готовностью к непосредственным действиям, то такое отношение называется установкой3.
Рисунок 2 – Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «стимулы», «стимулирование», «мотивы», «мотивация»
Согласно рисунку 2 состав стимулов и мотивов, входящих в состав мотивационного ядра персонала организации, меняется вместе с развитием, изменением целей и задач организации и ее внешней среды.
Так, зона 1 не актуализированные (не задействованные) в процессе стимулирования стимулы, ценности. Зона 2 включает не актуализированные (не задействованные) в процессе мотивации мотивы, потребности. Зона 1 является зоной безразличных для персонала стимулов, ценностей, а зона 2 – безразличных для персонала мотивов, потребностей. Зоны 3 и 4 заполнены соответственно стимулами и мотивами, преодолевшими порог безразличия.
В зоне 3 идет поиск стимулами тех мотивов, на которые нужно воздействовать для достижения целей организации, происходит актуализация (приведение в действие) стимулов – протекает процесс стимулирования.
В зоне 4 идет поиск мотивами тех стимулов, каторые одекватны этим мотивам, происходит актуализация (приведение в действие) мотивов – протекает процесс мотивации.
Величина зон 3 и 4 будет определяться следующими факторами:
Зона 5 – внутренняя среда организации, капторая непосредственно воздействует на стимулы и мотивы, а через них – на процессы стимулирования и мотивации. Зона 6 – внешняя среда организации, воздействующая на эти же процессы через внутреннею среду.
Как показано на рисунке
3, далеко не всем стимулам и мотивам
суждено участвовать в процесса
Определим, какие стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива. Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантом поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны.
Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания.
Хотя мотив выражает
готовность к действию, побуждает
к нему, он может, и не перерасти
в действие или поведение, в этом
случае имеет место борьба мотивов,
в которой побеждает и
Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации (рис.3). Этот механизм включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т.д4.
Информация о работе Рекомендации по повышению эффективности трудовой мотивации