Проблемы повышения эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:32, реферат

Краткое описание

Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Эффективность менеджмента…………………………………………...5
§1. Аппарат управления…………………………………………………………..7

§2. Механизм управления………………………………………………………..8
§3. Законы управления…………………………………………………………..10
§4. Цели и задачи управления………………………………………………….13
Глава 2. Эффективность управления и возможности российских предприятий……………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Проблемы повышения эффективности управления.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

    Содержание: 
     

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1.Эффективность  менеджмента…………………………………………...5 

§1. Аппарат управления…………………………………………………………..7

 

§2. Механизм управления………………………………………………………..8 

§3. Законы управления…………………………………………………………..10 

§4. Цели и задачи управления………………………………………………….13 

Глава 2. Эффективность управления и возможности российских предприятий……………………………………………………………………...21 

Заключение……………………………………………………………………….31 

Список литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Управление - это особый интеллектуальный вид  деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной  вычислительной и организационной  техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную  упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.

     Роль  организации управления заключается  в следующем.

     Она выступает как один из факторов трансформации  экономики; через нее реализуется  действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным  началом всей системы факторов радикальной  реформы управления экономикой.

     Ключевой  проблемой в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. И наоборот, всякие попытки изменить состав и содержание системы управления, заранее не спроектировав ее конфигурацию в целом, обречены на неудачу, что неоднократно имело место в процессе различных экономических реформ.

     Анализ  специальной литературы по проблемам управления производством показывает, что по поводу структуры системы управления общепринятое мнение отсутствует. Имеют место самые различные подходы к выделению отдельных элементов системы управления. Одни и те же компоненты системы управления называются по-разному. Это вносит серьезные методологические трудности в исследование процесса управления. Проведенные исследования позволили предложить подход к построению структуры системы управления. С позицией комплексного подхода в системе управления можно выделить несколько относительно обособленных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:

    1. аппарат управления (кадры);
    2. механизм управления;
    3. процесс управления;
    4. средства, обеспечивающие процесс управления;
    5. механизм совершенствования управления.

     Все многообразие системы управления практически «вписывается» в эти подсистемы.

     Организационное построение системы управления в  разрезе указанных подсистем. 

 

    Эффективность менеджмента 

     Эффективность менеджмента - это управление деятельностью  предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте выделяют экономическую и социальную эффективность.

     Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников.

     Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы(осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность и т. д. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести свои плоды лишь в отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами.

     Факторы, повышающие эффективность менеджмента:

    1. взаимодействие в системе управления;
    2. оптимальное использование времени.

     Взаимодействие  в системе управления предполагает влияние всех подразделений предприятия  друг на друга. Значение взаимодействия возрастает по мере расширения специализации организации.

     Взаимодействие  подразделений позволяет работать фирме как единому механизму  и исключить лишние звенья. Такое  взаимодействие усиливает результативность деятельности на всех уровнях ее выполнения, в том числе и управленческом, так как на него снижаются расходы.

     Пути  повышения эффективности управления:

    1. разработка проблем управления и способов их разрешения;
    2. постоянное улучшение технологического и информационного обеспечения управления;
    3. совершенствование систем и методов управления;
    4. регулярная переподготовка как руководящего состава, так и рядовых сотрудников;
    5. уделение значительного внимания подбору кадров.

     Оптимальное использование времени основывается на четком планировании менеджером выполняемых им и подчиненными работ:

    1. не стоит планировать на день более трех важных дел и десяти общих;
    2. после выполнения в начале рабочего дня важного дела следует уточнить дальнейшие приоритеты;
    3. распределение осуществляемых функций по времени и важности предполагает четкое формирование условий их выполнения (организацию рабочего места, обеспечение условий и средств для соответствующего выполнения работ). [5]
 
 
 
 
 
 
 
 

     Аппарат управления 

     Аппарат управления предприятием представляет собой коллектив работников, осуществляющих целенаправленное воздействие на управляемый объект. Сюда входят люди, принимающие управленческие решения, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. В соответствии с выполняемыми функциями в аппарате управления выделяются руководители, специалисты и технические исполнители. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры управления.

     Организационная структура управления определяет необходимое  количество управленческого персонала  и распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями; устанавливает права, обязанности и ответственность работников управления; определяет требования к профессиональному уровню работников и т.п.

     Эффективная работа аппарата управления зависит  от правильного подбора, расстановки  и оценки кадров. Поэтому кадровая политика является наиважнейшим компонентом системы управления. Как бы упорно мы не внедряли элементы рынка - разгосударствление и приватизацию, свободное ценообразование, реструктуризацию и санацию предприятий, экономическое стимулирование и т.п., - они мало, что дадут без квалифицированного отбора кадров и вовлечения в процесс реформирования экономики людей, обладающих набором деловых качеств и специальных знаний, неординарностью мышления, смелостью брать на себя ответственность за их выполнение. Здесь важно то, что стремление к интеграции стран с разным уровнем рыночного реформирования экономики и различным социально-экономическим укладом порождает принципиально иные требования к руководителям и специалистам. Чтобы достичь успехов в реформе, необходимо, чтобы ни один руководитель не назначался на пост, пока не подтвердит наличия необходимых качеств и не пройдет соответствующего обучения. Реализовать такой подход непросто. Для этого необходимы соответствующие методики, специализированные учебные центры и квалифицированные профессорско-преподавательские кадры, правовые нормы и т.д.

     Работники аппарата управления помимо профессиональных знаний и навыков обладают также  личностными качествами, что находит  свое отражение в стиле управления (руководства). Под стилем понимается совокупных характерных способов воздействия руководителей на подчиненных. В стиле сочетаются требования к подчиненным по достижению производственных результатов с заботой о них. В нем также отражаются национальные особенности, традиции, которые нельзя не учитывать в управлении. Государственная собственность породила специфический командный и авторитарный стиль управления, который совершенно не уместен в рыночной экономике. Рыночные хозяйствующие субъекты, основанные на частной, коллективной и смешанной формах собственности, предполагают одновременное участие в управлении значительного числа собственников и наемных менеджеров и требуют формирования у руководителей принципиально нового коллективного стиля управления. Такие руководители должны пользоваться всеми стилями, методами и способами влияния на людей. [1] 
 

     Механизм  управления 

     Управленческая  деятельность включает разнообразный  спектр выполняемых работ, направленных на создание наиболее благоприятных  условий для развития производства, более полного и рационального  использования производственных ресурсов, лучшей организации труда. Цель такой деятельности - повышение эффективности производства и укрепление конкурентоспособности продукции. Для этого работникам аппарата управления приходится решать взаимоисключающие задачи:

    1. повышать гибкость производства и быстро менять ассортимент изделий;
    2. оперативно внедрять новую технику и технологию и иметь минимум запасов готовой продукции, незавершенного производства и комплектующих изделий;
    3. повышать качество продукции, организовывать послепродажный сервис, оказывать дополнительные фирменные услуги и постоянно снижать издержки производства.

     Таким образом, под механизмом управления понимается внутреннее устройство системы  управления. В общем виде в механизм управления входят:

    1. аппарат выработки целей и задач управления производством;
    2. средства реализации законов и принципов управления;
    3. система функций и методов управления.

     Выделенные  компоненты характеризуют содержательную сторону механизма управления исходит  из того, что специфика объекта  не исчерпывается особенностями его элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимоотношений между его элементами. Все названные компоненты механизма управления имеют тесные взаимообусловливающие связи. Логика этой связи следующая: законы порождают принципы управления: принципы, в свою очередь, - цели и задачи управления; цели и задачи определяют функции и методы управления; все остальные параметры системы управления, включая стиль и обеспечивающие процесс управления средства, зависят от функций и методов. 
 

Законы  управления 

     В управлении производством имеет  место система общественных отношений, носящих как базисный, так и  надстроечный характер. Эти отношения  подчиняются соответствующим законам. Законы развития производства - это  наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и связи в явлениях и процессах производства. Управление производством основывается на системе законов, которая включает:

    1. экономические законы;
    2. законы развития техники, технологии и научного знания о них;
    3. законы кибернетики и системотехники;
    4. законы развития общества и собственно законы управления общественным производством.

     Эти законы действуют не изолированно, а все вместе, одновременно и взаимообусловлено. Поэтому реализация требований законов  в механизме управления предполагает, во-первых, учет действий не одного какого-то закона, а всей их системы, а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов помогает им наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две стадии в познании законов. Эмпирическая, при которой раскрывается связь явлений, их глубинных сторон и зависимостей, разграничение сущности и форм проявления с установлением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы.

Информация о работе Проблемы повышения эффективности управления