Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:32, реферат
Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Эффективность менеджмента…………………………………………...5
§1. Аппарат управления…………………………………………………………..7
§2. Механизм управления………………………………………………………..8
§3. Законы управления…………………………………………………………..10
§4. Цели и задачи управления………………………………………………….13
Глава 2. Эффективность управления и возможности российских предприятий……………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32
Приходится констатировать, что отечественная наука находится на эмпирической (первой) ступени познания законов развития производства. Что касается законов управления, то они не сформулированы вообще.
Для примера назовем лишь некоторые законы управления, сформулированные современными учеными-управленцами:
Анализ названных законов показывает, что они являются, прежде всего, принципами и правилами построения системы управления, а не законами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической стадии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.
Даже
те немногочисленные исследования в
области теории и практики управления,
которые проводились в
Не менее важное значение играют принципы управления, представляющие собой основные правила и положения, которыми руководствуются работники аппарата управления. На практике они могут выступать в формах организационных регламентов, нормативов, норм права и морали, различных социально-психологических установок и т.п. Принципы управления, так же как и законы, объективны, поскольку они базируются на законах и выражают их требования. Однако они в то же время субъективны, потому что формулируются людьми. Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. В такой трактовке принципы выступают в качестве руководящих начал, чтобы практическая деятельность всех участников производства не противоречила законам природы и общества и тем самым оказывала эффективное воздействие на процессы их развития. В этом состоит суть сознательного использования законов в управлении.
Поскольку принципы управления субъективны, то между ними и законами нет вербального соответствия. Это означает, что на практике один закон может быть реализован в нескольких принципах и, наоборот, несколько законов в одном принципе. Особенность принципов управления белорусской и российской управленческих научных школ состоит в том, что все они сформулированы без открытия соответствующих законов. Однако проблема заключается не в том, что выбраны неверные принципы, а в том, что за их провозглашением не следуют конкретные действия. Невыполнение требований законов, постановлений директивных органов, судебных решений даже на самых высоких уровнях управленческой пирамиды стало обыденной практикой.
Все принципы управления условно можно разбить на две группы:
К системотехническим (общеорганизационным) принципам, например, относятся следующие:
Эти
принципы проработаны достаточно полно
и широко применяются на практике. Касаясь
социально-экономических и политических
принципов, следует отменить, что в подавляющем
большинстве они сформулированы некорректно,
не отражают глубинной сущности протекаемых
в экономике процессов, несут идеологическую
нагрузку, устарели и по этой причине не
составляют надежный теоретический фундамент
механизма управления, тем более в изменившихся
условиях. Что могут дать современному
руководителю такие принципы, как принцип
социалистического соревнования, принцип
единства долга и дела, принцип демократического
централизма и т.п.? Это скорее лозунги,
а не руководящие правила. Поэтому переход
к рыночной концепции управления требует
незамедлительного проведения научно-исследовательских
работ в этом направлении науки управления,
тем более что пока еще есть квалифицированные
кадры в данной области науки. Принципы
управления не могут быть неизменными,
стандартными. В процессе развития производства
они также должны видоизменяться, отражать
новые условия управления им. Проблема
состоит в том, что реорганизация действующей
административной системы на этом уровне
значительно опередила по времени и масштабам
формирование заменяющих ее элементов
рыночных структур и отношений, что привело
к появлению управленческого вакуума.
Это вызвало, с одной стороны, развал четкой
и жесткой системы планирования, контроля,
распределения, связей, сбыта, ликвидации
зависимости от вышестоящих уровней, а
с другой - правовую, экономическую и организационную
неопределенность в вопросах полноты
реальной хозяйственной самостоятельности,
взаимоотношений с поставщиками, потребителями,
посредниками, государством и т.п. [2]
Цели
и задачи управления
Переход к рыночной концепции управления существенным образом изменяет систему целей и задач управления, которая в плановой экономике задавалась директивно. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех уровней управления должны быть увязаны между собой; только при таком подходе гарантируется, что всем сторонам деятельности предприятия будет уделено надлежащее внимание. Когда это правило игнорируется, возникают серьезные проблемы. Например, руководители цехов могут выдвинуть инициативы, которые противоречат стратегическим целям. В таких случаях может произойти оптимизация по подцелям, так как общая цель предприятия оказалась утраченной. Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия.
Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия, его политику. Политика разрабатывается для того, чтобы создать механизм реализации целей. Причем задачи более высокого звена управления могут стать целями для низлежащего уровня. Политика очень важна для управления повседневной деятельностью предприятия. Она позволяет выявлять и формулировать проблемные ситуации, требующие своего разрешения, проверять в практической деятельности людей вероятность достижения целей, прогнозировать развитие различных ситуаций, оценивать приоритет целей в процессе их постановки и реализации, анализировать опыт и улучшать деятельность работников аппарата управления.
Система целей предприятия зависит от пяти компонентов: внешних возможностей и ограничений предприятия, внутренних возможностей и ограничений предприятия, склонности к риску. Внутренние возможности и ограничения определяются трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами; внешние - характером внешней среды, которую в отношении целей можно структурировать на экономическую, социальную, технологическую и правовую.
Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:
Данные требования можно реализовать, если на предприятии есть четкий механизм структуризации целей, в основе которого лежат следующие направления деятельности:
Конечными целями деятельности предприятия могут быть следующие:
Успешная
реализация этих конечных целей будет
зависеть от того, как они будут
разбиты на цели и задачи. В общем
случае алгоритм структуризации целей
включает их конкретизацию в технико-экономических
показателях работы предприятия и формулирование
основных проблем, требующих своего решения
для достижения целей. [4]
Функции
управления
Исходя из глобальной цели функционирования предприятия, каждому подразделению аппарата управления и должностному лицу устанавливаются конкретные задачи, решение которых предусматривается в организационной структуре определенными методами и соответствующими ресурсами. Задачи, методы их решения и ресурсы находят свое отражение в функциях аппарата управления или функциональной структуре системы управления.
Под функциями управления понимаются обособившиеся виды управленческого труда, порождаемые разделением труда внутри процесса управления, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в системе управления, направленное на изменение состояния объекта управления в соответствии с поставленной целью. Суть управленческой функции заключается в информационном воздействии на объект управления. Реализация функции управления - это процесс подготовки, передачи, обработки и отражения информации. Каждая функция характеризуется присущим технологическим процессом обработки информации. Субъектом осуществления функций управления должна быть только система управления, что ограничивает состав функций управления.
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Они объективны и являются формами реализации отношений управления, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, включающая две группы функций: общие и конкретные.
Общие функции включают:
Их полный состав образует управленческий цикл.
Объектом управленческих воздействий может быть как непосредственное производство, так и система управления им. Соответственно выделяются и сферы реализации функций управления: система управления и управляемый объект. Например, планироваться может работа конвейера и техническая подготовка производства. Из этого следует, что состав и содержание функций управления зависят от особенностей процесса управления и от особенностей объекта управления.
Общие функции управления не зависят от специфики управляемого объекта. Конкретные функции, наоборот, определяются спецификой управляемых объектов. Обусловлено это тем, что функционирование всех участков производства требует осуществления основных или общих функций управления и лишь некоторых конкретных функций.
Основой
разработки и принятия управленческих
решений является функция планирования,
представляющая собой управленческую
деятельность, которая предусматривает
выработку целей и задач
Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей. Прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.
Координация
заключается в обеспечении
Функция
регулирования состоит в
Информация о работе Проблемы повышения эффективности управления