Проблемы повышения эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:32, реферат

Краткое описание

Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Эффективность менеджмента…………………………………………...5
§1. Аппарат управления…………………………………………………………..7

§2. Механизм управления………………………………………………………..8
§3. Законы управления…………………………………………………………..10
§4. Цели и задачи управления………………………………………………….13
Глава 2. Эффективность управления и возможности российских предприятий……………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Проблемы повышения эффективности управления.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной  системы. Он служит базой для анализа - комплексного изучения производственно-хозяйственной  деятельности с целью контроля и  повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых решений и оцениваются их последствия.

     Активация - это интенсификация трудовой и  общественной деятельности работников на основе повышения творческого  потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным  применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные потребности человека, а в основе морального - социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п.).

     Конкретные  функции управления выделяются по определенным признакам объекта управления. Однако нет единого мнения относительно их номенклатуры, что дает возможность свободно подходить к их выбору при разработке системы управления. Например, предлагают выделять конкретные функции по признаку их воздействия на все сферы деятельности предприятия (перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации и т.п.); отдельные стадии производственного процесса (управление технической подготовкой производства, оперативное управление основным и вспомогательным производством и т.п.) и отдельные факторы производства (организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение и т.д.).

     Упорядоченная система функций и информационных связей между ними дает функциональную структуру системы управления, что служит основой для построения организационной структуры управления. С этой целью вся совокупность конкретных функций управления группируется в следующие подсистемы:

    1. подсистему функционирования предприятия как единого целого;
    2. подсистему управления функционированием производственных единиц;
    3. подсистему управления функциями всестороннего обеспечения деятельности предприятия (функциональная подсистема);
    4. подсистему управления целевыми программами и подсистему информационного обеспечения управления.

     По  каждой подсистеме определяется блок, под которым понимается совокупность взаимосвязанных звеньев управления и исполнения, на которые возложено  выполнение функций одной из систем, входящих в целостную организационную  систему в качестве ее подсистемы.

     Блок  обеспечения функционирования как  единого целого (блок «Общее руководство») осуществляет управление всеми сторонами  деятельности предприятия как основного  звена в системе управления народным хозяйством. Звеньями управления являются члены дирекции, а также органы коллегиального управления. В качестве подчиненных блоку звеньев исполнения выступают руководители производственных подразделений и функциональных служб.

     Блоки управления функционированием производственных единиц (блоки «Линейное управление» и «Оперативное управление») осуществляют функции управления в подразделениях основного и вспомогательного производств.

     Блоки управления всесторонним обеспечением деятельности предприятия (функциональные блоки) охватывают звенья управления, замкнутые в функциональных подразделениях и службах. В состав этих блоков входят следующие:

     «Техническое  руководство», осуществляющий функции  управления научно-техническим развитием, технической подготовкой производства, инструментальным, ремонтным и энергетическим хозяйством;

     «Управление экономической деятельностью», включающий функции прогнозирования и планирования, экономического анализа, учета и  контроля хозяйственной деятельности;

     «Управление материальными ресурсами», содержащий функции управления материально-техническим обеспечением, сбытом, транспортным и складским хозяйством, маркетинг;

     «Управление кадрами и социальным развитием», охватывающий функции управления обеспечением кадрами, жилищно-коммунальным хозяйством и другими объектами социальной инфраструктуры;

     «Информационное обеспечение управления» включает функции информационных, вычислительных, документационных, координационных  и коммуникационных центров;

     «Управление целевыми программами», содержащими  функции управления разработкой  и реализацией программ перестройки производства, связанных с освоением новой продукции и технологии, внедрением новых форм организации труда и производства, совершенствованием управления, а также комплексом мер по социальному развитию коллектива.

     Функциональная  структура системы управления является основой для проектирования организационной структуры управления, поскольку процесс формирования организационной структуры управления предприятием представляет собой, прежде всего организационное закрепление функций управления за подразделениями аппарата управления [3]. 

     Эффективность управления и возможности  российских предприятий 

     Главное требование управления заключается  в создании 
новой стоимости для предприятия и клиента. С перенесением центра создания новой стоимости от производственных функций к маркетингу и обслуживанию клиентов цели управления меняются. Эффективность управления сводится к автоматизации реальных и информационных процессов, а также развитию мотивации, самостоятельности и инновационных способностей людей России больше подходит европейская модель развития.

     В течение ряда лет финская фирма  «Транзакта консалтинг» и Российская академия предпринимательства сотрудничают в оказании консалтинговой помощи. За этот период накоплен немалый опыт, позволяющий сделать некоторые выводы о проблемах и возможных путях развития управления российских компаний и экономики в целом. Остановимся на трех, на наш взгляд, наиболее важных моментах. Во-первых, определим основные требования эффективного управления. Во-вторых, рассмотрим возможности и условия его осуществления в современных российских реалиях. И, в-третьих, наметим принципиальные задачи, которые должны быть отражены в программе развития эффективных управленческих систем для российских предприятий. 

     Требования  эффективного управления 

     Эффективность управления – предмет постоянного  внимания как экономической теории, так и практики. Основными факторами, рассматриваемыми при этом, традиционно  являлись отдача капитала, ресурсов и  труда. Однако по мере автоматизации  производственных процессов они перестают играть главную роль. Этому же способствует перенесение центра тяжести конкуренции в сферу удовлетворения потребностей клиентов. Как следствие, на передний план выдвигаются такие важные человеческие качества, как способность к логическому и творческому мышлению, умение слушать и убеждать людей, эффективно с ними взаимодействовать.

     Цель  любой предпринимательской деятельности – получение прибыли (иначе говоря, создание прибавочной стоимости). Для  этого необходимо принести пользу клиенту, т.е. произвести и продать тот или иной товар (услугу), устраняя все возможные препятствия на его пути к покупателю. На современном этапе для достижения указанной цели требуется обеспечить условия для того, чтобы клиентура затратила как можно меньше своего времени, усилий и средств для получения желаемого товара (услуги).

     Прибавочная стоимость создается посредством  переработки сырья и материалов в новую потребительную стоимость. Выявление логистической цепи повышения  стоимости является достижением классиков экономической теории. Однако в рамках управленческих дисциплин более известной она стала благодаря М. Портеру – профессору Гарвардского университета, одному из общепризнанных лидеров в области управления и развития предпринимательства. Так как первые трудились на заре индустриальной революции, а он представил свою теорию уже на закате промышленной эпохи, то в их подходах имеются существенные различия. Основное заключаются в том, что современные учения не могут не оценивать большую роль маркетинга в увеличении стоимости товара.

     С перенесением центра создания новой  стоимости от производственных функций  к маркетингу и обслуживанию клиентов цели управления стали меняться. Если раньше они прежде всего заключались  в развитии внутренних управленческих систем и повышении эффективности организации труда, то сегодня – в формировании долговременных и гибких условий для обслуживания клиентов, обеспечении постоянной конкурентоспособности предприятия на рынке и автоматизации внутренних процессов. Следовательно, руководство предприятия должно больше уделять внимания стратегическому управлению, подготовке персонала и развитию его способностей быстро реагировать на изменения рынка и требования клиентов, а также созданию гибких организационных структур. Поэтому, внимание руководителей должно быть сконцентрировано не только на внутренних делах, но и внешнем мире.

     Точное  время, удобное место и нужное качество – основные элементы эффективного обслуживания клиентов. Так, время прохождения  товара в логистической цепи обусловлено тем, насколько быстро осуществляются различные процессы переработки и перемещения. Их скорость в свою очередь зависит от автоматизации, от того, насколько быстро информация переходит от одного участника логистической цепи к другому и насколько они рационально пользуются полученными ресурсами и информацией. Таким образом, эффективность управления сводится к автоматизации реальных и информационных процессов, с одной стороны, и развитию мотивации, самостоятельности и инновационных способностей людей, с другой. Теперь руководитель должен быть пророком и тренером, а не генералом. Вместо навыков командования требуется умение развивать энергию взаимодействия. 

     Возможности российских предприятий 

     В последние годы в России появились  компании, в которых постепенно реализуются эффективные управленческие системы. Некоторые из них превратились в значимых субъектов внешних рынков. В мировых рейтингах динамически развивающихся предприятий уже можно встретить и российские.

     Но  если стоит цель, чтобы основная масса населения достигла среднего европейского уровня жизни в течение ближайших 10 лет, то эффективная управленческая система должна работать по всей стране и на большинстве предприятий. Однако некоторые сегодняшние тенденции в области законодательства, а также в сфере политического и экономического развития затрудняют повышение эффективности экономики в целом и управления в частности. Достижению этой цели, например, мешают решения, которые усложняют образование новых предприятий и ограничивают конкуренцию, создают базу для коррупции.

     Конкурентная  среда должна быть такой, чтобы в  любой момент активные люди могли  предложить альтернативу образованию  на действующих предприятиях новых  служб и подразделений для  решения задач развития. Если, допустим, в силу изменения рыночной конъюнктуры перед компанией вырисовывается потребность в образовании нового подразделения и найма соответствующих специалистов, то его руководство может наоборот сократить количество персонала и сосредоточиться на том, что предприятие умеет делать лучше других. Тем самым данная структура сохранит позиции на рынке. В целях же удовлетворения новых требований рынка она может помочь наиболее энергичным сотрудникам организовать собственные фирмы под ее товарным знаком. Следовательно, учреждение собственного предприятия и начальный этап его работы не должны быть труднее, чем, например, покупка билета в театр.

     Несмотря  на тяжелые условия, многим руководителям  предприятий в России все же удается  создавать эффективные управляющие  системы. Общее свойство таких компаний в том, что иерархические структуры управления в них заменяются «плоскими или низкими» («Lean Management»). Подобная система управления предполагает быструю передачу информации от клиентов к поставщикам, в частности, исключается практика, при которой все вопросы, касающиеся двух или большего количества подразделений, решаются только между их руководителями. Отказ от такой практики потребует от руководителей смелости делегировать полномочия и способности воспринимать внешние сигналы. Но еще большая смелость требуется от менеджеров и остального персонала, так как в указанной ситуации они должны брать ответственность за свои решения и действия на себя.

Информация о работе Проблемы повышения эффективности управления