Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
изучить систему мотивации и стимулирования персонала предприятия;
разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ 4
1.1 Развитие персонала 4
1.2 Индивидуальные планы развития персонала - как элемент мотивационной системы 5
1.3 Стимулирование как основа мотивации 10
1.4 Виды и типы мотивов к труду 13
2. ООО "ВАЛЕНТИНА": ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 19
2.1 Организационная характеристика предприятия 19
планово-производственный отдел 22
2.2 Анализ организационной структуры и кадрового состава ЗАО «Валентина» 23
Появившаяся в итоге разработки организационная структура – это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, т.к. этот процесс, как все функции организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Все сказанное выше относится и к ЗАО «Валентина». 24
27
Рис. 2. Характеристика персонала по категориям 27
В соответствии с задачами, стоящими перед предприятием и составом структурных подразделений на предприятии ЗАО «Валентина» как и на всех предприятиях аналогичного профиля, принята линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рис.3 . 28
2.2 Экономическая характеристика ЗАО "Валентина" 34
НАИМЕНОВАНИЕ 35
Кол-во 35
Сумма 35
2.3 Анализ финансового состояния ЗАО "Валентина" 37
Анализ прибыли отчетного периода предприятия ЗАО "Валентина " 39
Таблица 8 39
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности 39
2.4 Система материального стимулирования мотивации на предприятии 45
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ВАЛЕНТИНА» 53
3.1 Предлагаемая система мотивации персонала 53
Для действительной мотивации персонала и поддержания нормальных отношений в трудовом коллективе необходима продуманная система премирования. В нее целесообразно включить: 53
Разработка индивидуального плана развития персонала 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 65
управление персонал мотивация стимулирование
Одна из главных задач предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора и достижение наилучших производственных результатов.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Поэтому целью данного дипломного исследования является изучение вопросов теории механизмов управления персоналом предприятия, и разработка рекомендаций по применению современных мотивационных систем в условиях конкретной организации.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические вопросы мотивации персонала;
Дать характеристика исследуемого предприятия;
Произвести анализ существующей
системы мотивации в
Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации для данной организации;
Теоретический анализ организации
системы мотивации труда
М. Мескон. Основы менеджмента.
Р. Дафт. Менеджмент.
И.Н. Герчикова. Менеджмент.
А.И.Рофе, В.Т. Стрейко, Б.Г. Збышко. Экономика труда.
В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. Экономика
труда
А.П.Егошин. Управление персоналом и ряда других.
Организация системы мотивации и стимулирования труда рассмотрена на примере предприятия ЗАО «Валентина».
Цель дипломной работы - разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
изучить систему мотивации и стимулирования персонала предприятия;
разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
Анализ финансовой деятельности предприятия произведен на основе бухгалтерской и статистической отчетности за 2000 год.
Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Развитие персонала - многоаспектная проблема, которая охватывает ряд направлений направленных наобеспечение качества персонала. Первая из узловых программ - повышение квалификации работников.
Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства – от 2 до 10% фонда заработной платы, что для такой компании, как, например, «Дженерал моторс», составляет сумму, превышающую 1 млрд. долларов США в год. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие персонала способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Вывод: успех деятельности любой компании, независимо от ее размеров, вида деятельности, формы собственности напрямую зависит от качественного роста персонала.
Профессиональное обучение – важнейший фактор развития персонала. В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида производственного обучения:
без конкретной специализации, т.е. получение каких-либо общепрофессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;
с конкретной специализацией,
когда кроме основной профессии
предусматривается
Когда важнейшим фактором развития является повышение квалификации сотрудников, составляется план развития, который также называют образовательным планом. В плане развития обычно указываются два наиболее важных момента:
цели развития, которые подразделяются по:
рабочим местам, содержат конкретные должности, которые должны быть заняты после осуществления плана развития;
профессиям, указывают конкретные профессии и не дают никаких прав на определенные должности;
областям, определяют конкретные знания, которые должны быть приобретены по этому плану развития и не имеют прямого отношения к какой-либо должности;
меры, необходимые для достижения названных целей со стороны:
предприятия, проводимые
в рабочее время и
сотрудников, которые принимаются ими в свободное время и полностью или преимущественно ими финансируются, например, обучение в вечернем учебном заведении, самообучение, заочное обучение в вузе, обучение на заочных курсах.
Различают два типа планов развития: стандартный и индивидуальный.
Стандартный план развития. Если на предприятии для достижения одной или нескольких целей развития необходимы несколько или даже много сотрудников, то рекомендуется не разрабатывать для каждого из них индивидуальный план развития, а работать со стандартными планами. Стандартные планы развития могут быть:
иерархическими, при которых развитие сотрудников направлено на определенные уровни;
соотносящимися с конкретными задачами, которые направлены на конкретные функции.
Индивидуальный план развития. Стандартные планы развития целесообразно применять лишь там, где:
одинаковы исходные условия;
существуют работники, которые могут развиваться по стандартным планам.
Если таких предпосылок нет, то рекомендуется разрабатывать индивидуальный план развития, который учитывает индивидуальные качества каждого работника. Индивидуальный план развития становится важным мероприятием в развитии мотивационной системы на предприятии.
В зависимости от целей и задач обучения существуют несколько устоявшихся и принятых во всем мире форм и методов обучения. Наиболее распространенными являются:
Обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности, экологических требований. Обучение при приеме на работу проводится, как правило, после оформления документов для приема на работу. Продолжительность обучения 7-14 дней. Успешное окончание первичного обучения обеспечивает допуск к работе по конкретной должности или специальности в соответствии с действующем на предприятии порядком.
Ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами. Ежегодное обучение организуется в виде нескольких программ, продолжительность обучения по которым 1-3 дня.
Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства. Организуется на протяжении всей трудовой деятельности работников по мере необходимости в соответствии с установленной для каждой категории лиц периодичностью. Оно включает следующие виды обучения:
Краткосрочное (не менее
72 часов) тематическое обучение по вопросам
конкретного аспекта производст
Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам предприятия. Обучение проводится, как правило, образовательными учреждениями повышения квалификации.
Длительное (свыше 100 часов) обучение руководителей и специалистов для глубокого изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем профессиональной деятельности.
Стажировка – форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным блоком дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке руководителя или специалиста. Организуется как в РФ, так и за рубежом на предприятиях, в компаниях, ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждения, консультационных фирмах.
Профессиональная
Переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Руководителям и специалистам, прошедшим переподготовку, выдается государственный диплом об образовании установленного образца.
Профессиональный и должностной рост – важнейший мотив в деятельности большинства работников. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности предприятия. Общеизвестно, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для выполнения определенной работы или тех или иных функций на производстве. Для большинства профессий в ходе профессиональной деятельности необходимо повышение квалификации, включающее:
получение новых специальных знаний и навыков;
применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков;
повышение и расширение квалификации;
улучшение качественных и количественных показателей проделанной работы;
адаптацию к изменившемся условиям производственного процесса.
Выделяют следующие виды повышения квалификации:
повышение квалификации на основе уже полученных знаний для устранения пробелов в знаниях и навыках, возникающих в результате неполноценного обучения или на отдельных стадиях профессиональной подготовки;
расширительное повышение квалификации, целью которого является получение дополнительных профессиональных навыков;
адаптивное повышение квалификации, служащее средством приспособления к изменяющимся требованиям для определенных должностей;
повышение квалификации с отрывом от производства, осуществляемое сотрудниками самостоятельно. Работодатель может оказывать влияние на этот процесс различными путями: рекомендациями по проведению определенных мероприятий, содействием при проведении экзаменов, полным или частичным спонсированием обучения;
повышение квалификации без отрыва от производства, осуществляемое чаще всего в форме: чтения методической литературы, оформления абонемента на специальную литературу, посещение выставок и ярмарок, посещения курсов, семинаров, участия в экскурсиях на предприятие.
В современном понимании это прежде всего программы сформированные на основе разработки индивидуальных планов развития персонала.
Информация о работе Повышение эффективности управления персоналом