Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
изучить систему мотивации и стимулирования персонала предприятия;
разработать предложения по повышению эффективности управления персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ 4
1.1 Развитие персонала 4
1.2 Индивидуальные планы развития персонала - как элемент мотивационной системы 5
1.3 Стимулирование как основа мотивации 10
1.4 Виды и типы мотивов к труду 13
2. ООО "ВАЛЕНТИНА": ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 19
2.1 Организационная характеристика предприятия 19
планово-производственный отдел 22
2.2 Анализ организационной структуры и кадрового состава ЗАО «Валентина» 23
Появившаяся в итоге разработки организационная структура – это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, т.к. этот процесс, как все функции организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Все сказанное выше относится и к ЗАО «Валентина». 24
27
Рис. 2. Характеристика персонала по категориям 27
В соответствии с задачами, стоящими перед предприятием и составом структурных подразделений на предприятии ЗАО «Валентина» как и на всех предприятиях аналогичного профиля, принята линейно-функциональная структура управления, которая представлена на рис.3 . 28
2.2 Экономическая характеристика ЗАО "Валентина" 34
НАИМЕНОВАНИЕ 35
Кол-во 35
Сумма 35
2.3 Анализ финансового состояния ЗАО "Валентина" 37
Анализ прибыли отчетного периода предприятия ЗАО "Валентина " 39
Таблица 8 39
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности 39
2.4 Система материального стимулирования мотивации на предприятии 45
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ВАЛЕНТИНА» 53
3.1 Предлагаемая система мотивации персонала 53
Для действительной мотивации персонала и поддержания нормальных отношений в трудовом коллективе необходима продуманная система премирования. В нее целесообразно включить: 53
Разработка индивидуального плана развития персонала 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 65
Вывод: развитие персонала - это непрерывная работа по повышению квалификации сотрудников, которая должна производиться по различным направлениям, учитывающим индивидуальные требования работникам и способности обучаемых.
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет ряд функций:
Экономическая функция выражается прежде всего в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности так же предопределяются организацией и стимулированием труда в обществе.
В свою очередь стимулы
могут быть материальными и
Материальные стимулы:
Денежные: заработная плата, премии;
Неденежные: путевки, лечение, транспорт.
Нематериальные:
Социальные: престижность труда, возможность роста;
Моральные: уважение со стороны друзей, родственников, награды;
Творческие: возможность самосовершенствования, самореализации.
Стимулирование труда – довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидульаный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
Принципы стимулирования
В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в один доллар, для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
Минимизация
разрыва между результатом
Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, традиции того или иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
Вывод: мотивация трудовой деятельности - основной рычаг стимулирования роста производительности труда. Существует много способов и методов стимулирования как материальных, так и нематериальных. Наиболее эффективно сочетание материальных и моральных стимулов.
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
Стадность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура. Потребность «работать в хорошем коллективе», по мнению многих социологов, до сих пор входит в лидирующую группу ориентаций работника.
Мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста.
Мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес». Опыт организации кооперативов еще во времена СССР и становления бизнеса в РФ подтверждает силу и значимость данного мотива. Значительная часть кооператоров и предпринимателей оставили стабильную и порой высокооплачиваемую работу взамен на рискованный бизнес, дающий вначале только одно – самостоятельность.
Мотив надежности (стабильности) – по существу, мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в первом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых решений, новые виды деятельности, то в данном случае предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности.
Мотив приобретения нового лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и прежде всего маркетинга. На этом мотиве построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг.
Мотив справедливости пронизывает всю историю развития человеческой цивилизации. Сколько лет существует человечество – столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости.
Мотив состязательности – один из сильнейших мотивов, действующий во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. Мотив состязательности – основа организации соревнования на предприятии. При этом важно учитывать следующие принципы:
Дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства;
Одинаковая система показателей;
Определение занятых мест всех соревнующихся;
Строго дифференцированное поощрение победителей;
При занятии призовых мест заработная плата должна увеличиваться не менее чем на треть.
Типы мотивации работников
«Инструментально» мотивированный работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения.
Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волную содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.
«Патриот» характеризуется тем, что основа его мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности: достижение равенства, построение социальной гармонии.
«Хозяйская» мотивация основа на достижении и приумножении собственности, богатства, материальных благ. Для того работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней иди постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограничены.
Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Правила мотивации
Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий.
Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики
Поощрение должно быть осязаемым
и желательно незамедлительным (минимизация
разрыва между результатом
Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые
Постоянное внимание к работнику и членам его семьи – важнейший мотиватор
Людям нравятся победы, поэтому чаще давайте людям чувствовать себя победителями
Поощряйте за достижение не только основной цели, но и промежуточных
Дайте работникам чувство свободы действия, возможность контролировать ситуацию
Не ущемляйте самоуважение других, предоставляйте им возможность «сохранить лицо»
Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые – удовлетворяют большинство
Разумная внутренняя
конкуренция – двигатель
Система морального и
материального стимулирования труда
в различных компаниях предпола
Заработная плата – важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника.
Основные формы стимулирования персонала компании:
Материальное вознаграждение:
Заработная плата;
Бонусы;
Участие в прибылях;
Дополнительные выплаты;
Оплата транспортных расходов;
Дополнительные стимулы:
Субсидии на питание;
Скидки на покупку товаров фирмы;
Помощь в оплате расходов на образование;
Помощь в обучении;
Членство в клубах;
Загородные поездки и пикники;
Страхование жизни;
Страхование жизни иждивенцев;
Страхование от несчастных случаев;
Медицинское и стоматологическое обслуживание.
Всевозрастающее значение нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты.
Вывод: практика стимулирования мотивов к труду позволила сформулировать ряд правил таких, как:
Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики
Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением)
Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые и др.
Следуя этим правилам
можно достигать высоких
Информация о работе Повышение эффективности управления персоналом