Повышение эффективности финансово-бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
1. Понятие бюджетной политики, ее цели и этапы разработки ………….. 5
2. Бюджетная политика в области доходов ……………………………...... 9
3. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга .. 11
4. Повышение эффективности бюджетной политики …………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 20

Файлы: 1 файл

Реферат финансы.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЧелГУ»)

 

Факультет управления

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:   Государственные и муниципальные  финансы

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

                                                                               Выполнила:  Маковоз Полина,

                                                                                                       УГ-402

 

Руководитель: Карпович А.П.,

к. эк. н, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск  2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4

1. Понятие бюджетной  политики, ее цели и этапы разработки ………….. 5

2. Бюджетная политика в области доходов ……………………………...... 9

3. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга .. 11

4. Повышение эффективности бюджетной политики …………………… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетной политики обрело в настоящее время особую актуальность.

 

 

1. Понятие бюджетной политики, ее цели и этапы разработки

Понятие «бюджетной политики»  финансисты определяют по-разному. Бюджетная  политика — это система бюджетных  отношений, комплекс мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной  власти в контексте проводимой финансовой политики, направленных на создание оптимальных условий реализации государством через бюджет его функций. Под субъектом бюджетной политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь подразумевается и бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.

Основополагающей целью формирования бюджетной политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством. Однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, ее принципы и задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, в настоящее время принцип перехода от управления затратами к управлению результатами стал особо актуальным в связи с переходом к более совершенным формам бюджетных отношений.

Основные цели бюджетной  политики в трехлетней перспективе:

  • сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования. В среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом;
  • усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения. Повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике;
  • создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, ускорение инновационного развития страны;
  • повышение эффективности налоговой системы. Ускоряющиеся процессы глобализации мировой экономики требуют интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения;
  • кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов. Реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Реализация мер по повышению качества госуслуг, росту производительности труда в госсекторе;
  • создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;
  • реализация механизма частно-государственного партнерства. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств.

Наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются:

  • сбор бюджетных доходов,
  • выполнение бюджетных обязательств,
  • управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Эффективность всей бюджетной  политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Этапы разработки бюджетной  политики

При проекте бюджета  на очередной финансовый год пересматриваются не только задачи бюджетной политики, но и методы их решения, исходя из финансовых возможностей государства с учетом конечного результата от вложения финансовых ресурсов. Эффективность бюджетной политики непосредственно связана с последовательностью этапов ее разработки и их содержанием.

В первую очередь важно  определить концептуальные основы бюджета, его роль в общественном воспроизводстве.

Далее — основная цель и задачи бюджетной политики на данном этапе. Четко сформулированная цель позволяют увязать мероприятия бюджетной политики в единый комплекс.

Научно обоснованная бюджетная политика позволяет соединить возможности бюджета с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

В настоящее время  выделяют бюджетную стратегию —  набор методов, с помощью которых  бюджетные отношения, принципы, функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике, и бюджетную тактику — систему конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики. Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. В Бюджетном послании Президента на 2006 г. федеральный бюджет определен как составная часть перспективного финансового плана государства, сформированного на три года. Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета были увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Тактика развития и совершенствования  бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования, который призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В процессе разработки бюджета  на очередной финансовый год Правительство ориентируется на приоритеты, обозначенные в Бюджетном послании Президента.

В зависимости от функций  и целей бюджетной политики она  может включать политику в области: доходов бюджета, расходования бюджетных средств, сбалансированности бюджетов, распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, управления государственным долгом.

По территориальному признаку выделяют: федеральную, субфедеральную и бюджетную политику муниципального образования. Однако такое деление следует считать условным, поскольку самостоятельность региональной политики и политики муниципального образования не является достаточной. Несмотря на то, что вопросы самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы являются дискуссионными и вызывают интерес не только у специалистов, но и органов государственной власти, действительная самостоятельность субфедеральных и местных бюджетов пока не достигнута.

Бюджетная политика Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом федеральных законов, которые четко формулируют функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т. д.

 

2. Бюджетная политика в области доходов

Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9158,3 млрд.рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год.

По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2 % в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2008 году до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году.

В трехлетней перспективе  приоритетами в области бюджетной  политики являются создание эффективной налоговой системы и сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени.

Основные изменения  налогового законодательства:

1) Налог на прибыль организаций:

- обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;

- расходы на приобретение  лицензий на право пользования  недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;

- создание дальнейших  стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп. Отказ от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению налоговой амортизации по группам.

3) Налог на добычу  полезных ископаемых. В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум.

4) Налог на доходы  физических лиц и единый социальный  налог.

5) В составе важных направлений совершенствования НДС представляется необходимым освободить от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.

6) Налогообложение в  рамках специальных налоговых  режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга

Проектировки бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» стратегических приоритетах:

  • построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий;
  • наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
  • повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,
  • реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Информация о работе Повышение эффективности финансово-бюджетной политики