Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Файлы: 1 файл

Дане.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М.БЕРБЕКОВА» 

Экономический факультет 
 
 
 

Доклад 

 по  макроэкономике 
 
 

«Бюджетная политика РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Руководитель: Бисчекова Фатима Руслановна.

      Выполнила: Зарамышева Дана Артуровна 
 
 
 
 
 
 
 

     НАЛЬЧИК 2011 
Бюджетная политика РФ
 

     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры  бюджетной политики. Как правило, это:

•   концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

•   снижение налоговой нагрузки на экономику;

•   упорядочивание государственных обязательств;

•   создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

     От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. 

Бюджетная политика РФ на современном этапе 

     Основу  бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и  социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции  централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

     Главной целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

     Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

     Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

     Создание  условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

     Целый ряд публичных обязательств исполняется  за счет государственных внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

     Именно  поэтому конкретные требования к  бюджетной политике ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

     Основные  задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008-2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

     - превращение федерального бюджета  в эффективный инструмент макроэкономического  регулирования;

     - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

дальнейшее удлинение  горизонта бюджетного планирования;

     - обеспечение исполнения расходных  обязательств;

     - проведение анализа эффективности  всех расходов бюджета;

     - переход на современные принципы  осуществления государственных капитальных вложений;

     - применение механизмов, стимулирующих  бюджетные учреждения к повышению  качества оказываемых ими услуг  и повышению эффективности бюджетных  расходов, расширение полномочий  главных распорядителей бюджетных  средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

     - повышение качества финансового  менеджмента в бюджетном секторе;

     - решение проблемы несбалансированности  Пенсионного фонда Российской  Федерации;

     - содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

     Бюджет 2008-2010 годов направлен на повышение  уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных  отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

     Сформированные  в 2000-2006 годах бюджетные процедуры  позволяют обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и  исполнения бюджетов, оперативность  и достоверность бюджетной отчетности. Жесткая финансовая дисциплина и контроль целевого использования бюджетных средств обеспечивают расходование бюджета в полном соответствии с потребностями бюджетной сети в ресурсах. Вместе с тем, бюджетирование по ресурсам не позволяет учитывать цели государственной политики при формировании бюджета и не гарантирует эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов.

     В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения  долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

     Основная  задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

     Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая:

достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

  • сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
  • повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
  • повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
  • увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год

устойчивый  рост для экономики, характеризующийся:

  • сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
  • снижением уровня инфляции до 5,0 - 6,0%;
  • увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
  • ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;

уверенность в будущем для  страны, выражающуюся в:

  • увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
  • повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
  • снижении смертности с 15,2 до 12,6-12,8 на тысячу человек;
  • поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
  • диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
  • обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.

Информация о работе Бюджетная политика РФ