Основные цели и задачи бюджетной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

В документе изложены основные цели и задачи бюджетной политики на указанный период, основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета, прогноз доходов федерального бюджета, основные подходы к формированию его расходов, источники финансирования дефицита федерального бюджета и др.
Отмечается, что бюджетные параметры на 2012 - 2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития России на этот период составят "отправную точку" для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы ……….4
Источники информации…………………………………………………….16
Введение

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД по БС РФ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы ……….4

Источники информации…………………………………………………….16

Введение

В основу бюджетной политики на данный период положены стратегические цели развития страны, сформулированные, в частности, в Бюджетном послании Президента РФ.

В документе изложены основные цели и задачи бюджетной политики на указанный период, основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета, прогноз доходов федерального бюджета, основные подходы к формированию его расходов, источники финансирования дефицита федерального бюджета и др.

Отмечается, что бюджетные параметры на 2012 - 2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития России на этот период составят "отправную точку" для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

               Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

"Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и соответственно расширение возможностей для решения социальных задач.

Соответственно бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита".

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и соответственно программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения начиная с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу начиная с 2013 года к "программному бюджету".

Соответственно бюджетные параметры на 2012 - 2014 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят "отправную точку" для разработки и утверждения в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Одновременно с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в Государственную Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в следующей таблице:

Таблица 2.1

 

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2011 - 2014 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

 

--------------------------------

<*> Предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов бюджетов.

 

млрд. рублей

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦                                     ¦2011 год¦2012 год¦2013 год¦2014 год¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦Всего по государственным программам  ¦10200,6 ¦11762,4 ¦12667,9 ¦13160,0 ¦

¦(41 программа)                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦в % к общему объему расходов         ¦92,5    ¦96,4    ¦94,3    ¦92,1    ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦I. Новое качество жизни (13 программ)¦4588,1  ¦5623,8  ¦5847,4  ¦5841,2  ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦II. Инновационное развитие и         ¦1781,6  ¦1837,8  ¦1832,6  ¦1844,9  ¦

¦модернизация экономики (17 программ) ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦III. Обеспечение национальной        ¦1876,0  ¦1977,3  ¦2438,5  ¦2758,4  ¦

¦безопасности (2 программы)           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦IV. Сбалансированное региональное    ¦818,1   ¦744,7   ¦621,4   ¦554,9   ¦

¦развитие (4 программы)               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

¦V. Эффективное государство           ¦1136,8  ¦1578,8  ¦1927,9  ¦2160,5  ¦

¦(5 программ)                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------

 

При этом в рамках подготовки к переходу к "программному бюджету" с 2012 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую при сохранении всей необходимой бюджетной информации ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и соответственно подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2.2):

 Таблица 2.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

НА 2012 - 2014 ГОДЫ

 млрд. рублей

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦            Показатель            ¦ 2011 год  ¦2012 год¦2013 год¦2014 год¦

¦                                  ¦(закон) <*>¦        ¦        ¦        ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦Доходы                            ¦10303,4    ¦10627,8 ¦11687,6 ¦12645,5 ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦% к ВВП                           ¦19,3       ¦18,5    ¦18,4    ¦18,0    ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦Расходы (без учета компенсации вы-¦11022,5    ¦11961,9 ¦13156,3 ¦14293,9 ¦

¦падающих доходов бюджетов государ-¦           ¦        ¦        ¦        ¦

¦ственных внебюджетных фондов РФ)  ¦           ¦        ¦        ¦        ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦% к ВВП                           ¦20,7       ¦20,8    ¦20,7    ¦20,3    ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦Компенсация выпадающих доходов    ¦-          ¦236,4   ¦275,6   ¦-       ¦

¦государственных внебюджетных      ¦           ¦        ¦        ¦        ¦

¦фондов в связи со снижением       ¦           ¦        ¦        ¦        ¦

¦тарифов страховых взносов         ¦           ¦        ¦        ¦        ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦Расходы (с учетом компенсации вы- ¦11022,5    ¦12198,3 ¦13431,9 ¦14293,9 ¦

¦падающих доходов бюджетов государ-¦           ¦        ¦        ¦        ¦

¦ственных внебюджетных фондов РФ)  ¦           ¦        ¦        ¦        ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦% к ВВП                           ¦20,7       ¦21,2    ¦21,2    ¦20,3    ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦Дефицит                           ¦-719,1     ¦-1570,5 ¦-1744,3 ¦-1648,4 ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

¦% к ВВП                           ¦-1,3       ¦-2,7    ¦-2,7    ¦-2,3    ¦

+----------------------------------+-----------+--------+--------+--------

 

--------------------------------

<*> Здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

 

Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе - по сравнению с ранее утвержденными на 2012 - 2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти (таблица 2.3):

 Таблица 2.3

 

 ПОКАЗАТЕЛИ  НЕФТЕГАЗОВОГО БАЛАНСА В 2011 - 2014 ГОДАХ

 

+-----------------------+-------+----------------+----------------+-------

¦      Показатель       ¦ 2011  ¦    2012 год    ¦    2013 год    ¦ 2014  ¦

¦                       ¦  год  +-------+--------+-------+--------+  год  ¦

¦                       ¦(закон)¦ закон ¦ проект ¦ закон ¦ проект ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦Нефтегазовые доходы,   ¦5228,2 ¦4390,0 ¦4942,2  ¦4653,2 ¦5228,6  ¦5444,3 ¦

¦млрд. рублей           ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦ в том числе:          ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦ Нефтегазовые доходы в ¦5228,2 ¦4390,0 ¦4792,2  ¦4653,2 ¦5060,3  ¦5258,4 ¦

¦ условиях действующего ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

¦ законодательства      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦ Дополнительная        ¦-      ¦-      ¦150,0   ¦-      ¦168,3   ¦185,9  ¦

¦ фискальная нагрузка   ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

¦ на газовую отрасль    ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦Ненефтегазовый дефицит,¦-5947,3¦-6124,5¦-6512,7 ¦-6448,9¦-6973,0 ¦-7092,7¦

¦млрд. рублей           ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦в % к ВВП              ¦-11,2  ¦-10,9  ¦-11,3   ¦-10,4  ¦-11,0   ¦-10,1  ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦Поступления в Резервный¦676,9  ¦-      ¦164,0   ¦-      ¦51,4    ¦-      ¦

¦фонд, млрд. рублей     ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦Цена на нефть, долл.   ¦105,0  ¦78,0   ¦93,0    ¦79,0   ¦95,0    ¦97,0   ¦

¦США за баррель         ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

¦Цена на нефть, обеспе- ¦118,3  ¦113,0  ¦124,6   ¦110,0  ¦125,2   ¦125,7  ¦

¦чивающая сбалансирован-¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

¦ность бюджета, долл.   ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

¦США за баррель         ¦       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦

+-----------------------+-------+-------+--------+-------+--------+-------

 

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будут созданы определенные предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012 - 2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 2.4):

Информация о работе Основные цели и задачи бюджетной политики РФ