Цели и задачи региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:50, реферат

Краткое описание

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций.

Оглавление

Введение 2
1 Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
2 Виды региональной политики 3
3 Задачи региональной политики 4
4 Особенности региональной политики России 4
Во-первых, региональная политика должна проводиться как правительством РФ, так и субъектами Федерации. На данном этапе для Заключение 5
Библиографический список 8

Файлы: 1 файл

Цели и задачи региональной политики.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение

     Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

     Все это - обычная норма политики каждого  государства в относительно спокойной  фазе его существования. Но эта норма  превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.

  1. Региональная  политика: основные понятия, цели, задачи

     Региональная (социально-экономическая) политика государства  — сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный подтекст.

     В литературе понятия "региональная политика" и "региональная экономическая политика" нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства.

  1. Виды  региональной политики

     Совершенно  очевидно, что сердцевина региональной политики —реализация экономических  целей и задач государственной  власти, даже в том случае, когда  речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экологических стандартов неизбежно "упирается" в финансово-экономические рычаги. Таким образом, структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер.

     Экономическая политика. Необходимость смягчения  региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев — и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный  список ООН наименее развитых стран мира. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т. п. Разумеется, типичный, обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применения каких-либо частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

  1. Задачи  региональной политики

     Цель  региональной политики — свести к  минимуму те неравенства, которые создают  почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, групп стран (как, например, стран — членов Европейского союза).

     Средства, которыми пользуются центральные правительства, региональные и местные власти разных стран для устранения региональных различий, весьма многообразны, и выбор  их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением страны, типом государственного устройства, внутренними проблемами, целями находящихся у власти политических партий и др.

  1. Особенности региональной политики России

     Региональная  политика в России должна строиться  как политика государства с федеральным устройством, но с учетом особенностей современного этапа.

    Во-первых, региональная политика должна проводиться  как правительством РФ, так и субъектами Федерации. На данном этапе для Заключение

     В социальной сфере главные цели региональной политики — это обеспечение достойного уровня благосостояния, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного места проживания и трудовой деятельности. Вместе с тем, механическое выравнивание качества и уровня жизни не только не по силам государству, но и несовместимо с рыночной экономикой. Однако чрезмерные региональные и внутри региональные контрасты в социальных условиях — угроза самому существованию единого демократического государства. Региональная политика, таким образом, призвана, ослабить внутреннее социальное напряжение, сохранить целостность и единство страны. В этом ее интеграционная роль.

     В экономической сфере цели региональной политики — рациональное использование экономических возможностей регионов и их муниципальных образований, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

     Между экономическими и социальными целями всегда существуют противоречия. Гармония региональной политики — в компромиссе экономической эффективности и социальной справедливости, общероссийских, региональных и внутри региональных интересов.

     Задачи  региональной политики имеют долговременный характер. Многие из них перешли  из прошлого, но теперь трансформируются с учетом новых условий. Меняются приоритеты задач, требуются новые подходы к их решению.

     Состав  задач регионального развития представляет собой сочетание уже ставших  традиционными и новых задач. К группе традиционных задач относятся:

  • реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки;
  • преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, восстановление утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;
  • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;
  • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов;
  • развитие межрегиональных, региональных и внутри региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
  • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей и их таксономических единиц.

     Реализация  основных региональных задач тесно  увязывается с общим развитием  российской экономики, выбором основных направлений структурной, инвестиционной, внешнеэкономической общероссийской политики.

     Понятно, что все большая часть задач  региональной политики будет перемещаться на уровень регионов и их муниципальных  образований, но этот процесс не должен носить стихийный характер. Поэтому  особенно важно участие государства  в регулировании регионального и внутри регионального развития.

     Основными формами прямого участия государства  в регулировании регионального  и внутри регионального развития должны стать государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, особо важные структурообразующие инвестиционные проекты, размещение заказов на поставку продукции или общегосударственных нужд посредством контрактной системы.

     При управлении крупными региональными  программами необходимы повышенная ответственность региональной исполнительной власти, создание специализированных компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом.

     Государство должно использовать и другие формы  прямого инвестиционного участия  в формировании новой территориальной структуры экономики, в первую очередь при освоении новых регионов, формировании опорной региональной и внутри региональной инфраструктуры, развитии предприятий государственной и смешанных форм собственности в базовых и приоритетных отраслях. Преобладающей формой государственного участия должны стать финансовое налоговое регулирование и индикативное планирование, подкрепляемое экономическими стимулами.

 

    Библиографический список

  1. Анализ  тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. - М.,: Служба Тасис Генерального Директората 1А, Европейская Комиссия, 2003.
  2. Бусыгина И. Новая роль регионов в Европейском союзе. - МЭиМО, N12,1994.
  3. Гладкий К). Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Социально-экономическая география России. (Учебное пособие для студентов). - М.,: Гардарика, 1998.
  4. Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. - М„: Наука, 2001.
  5. Ибрагимов А. Региональная политика развивающихся стран. - Баку.,: ЭЛМ, 2002.
  6. Лившиц А. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России. - М.,: Аналитический Центр при президенте РФ, 1994.
  7. Остов А. К. Экономика региона: механизм комплексного развития. - Екатеринбург,: Изд-во УрО РАН, Институт экономики, 2003.
  8. Основные положения региональной политики Российской Федерации. - Российская газета, 1996, 9 апреля.
  9. Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты. (Сб. статей под ред. Ю. Г. Липеца и С. Б. Шлихтера). - М„: ИГ РАН, 1997.
  10. Развитие региона: методический подход. - Екатеринбург,: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 1995.
  11. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Теоретические основы региональной политики (книга первая). -СПб.: Петрополис, 1994.
  12. Экономическая и социальная география России. (Учебник для вузов под ред. А. Т. Хрущева). -М.,: КРОН-ПРЕСС, 1997.

Информация о работе Цели и задачи региональной политики