Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение механизма фискальной политики государства.
Объект исследования: фискальная политика государства.
Предмет исследования: механизм фискальной политики государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и роль фискальной политики государства 5
1.1. Механизм фискальной политики 5
1.2 Виды и эффективность фискальной политики 10
Глава 2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации 15
2.1. Основные проблемы и цели бюджетной политики 15
2.2. Основные задачи бюджетной политики 17
Глава 3. Основные направления развития налогово-бюджетной политики РФ на 2012-2014гг. 24
3.1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации 24
3.2. Основные характеристики федерального бюджета 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

2. Механизм фискальной политики государства.rtf

— 1.22 Мб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность и роль фискальной политики государства 5

1.1. Механизм фискальной политики 5

1.2 Виды и эффективность фискальной политики 10

Глава 2.  Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации 15

2.1. Основные проблемы и цели бюджетной политики 15

2.2. Основные задачи бюджетной политики 17

Глава 3. Основные направления развития налогово-бюджетной политики РФ на 2012-2014гг. 24

3.1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации 24

3.2. Основные характеристики федерального бюджета 26

Заключение 29

Список использованных источников 31

 

Введение

 

Одним из инструментов государственного регулирования рыночной экономики является государственный бюджет. Государственные закупки - непосредственно входят в совокупный спрос, чистые налоги (налоги за вычетом трансфертных платежей), изменяя величину располагаемых доходов, влияют на потребление и инвестиции - другие составляющие совокупного спроса.

Таким образом, любые изменения в доходной или/и расходной частях бюджета отражаются на совокупном спросе, следовательно, на объеме национального производства занятости и ценах.

Эта связь бюджета и макроэкономических целей позволяет правительству, изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, воздействовать на совокупный спрос и опосредованно на объем национального производства, уровень цен, занятость и др.

При этом надо иметь в виду, что последствия маневрирования доходами и расходами бюджета могут быть как положительными, так и отрицательными.

Данная тема и посвящена анализу содержания, механизмов, последствий фискальной (бюджетно-налоговой) политики, проводимой государством.

Целью данной работы является изучение механизма фискальной политики государства.

Объект исследования: фискальная политика государства.

Предмет исследования: механизм фискальной политики государства.

Задачи:

  1. Рассмотреть механизм фискальной политики 
  2. Изучить виды и эффективность фискальной политики 
  3. Рассмотреть цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации

Объект исследования - фискальная политика государства.

Предмет исследования - механизм фискальной политики государства на примере РФ.

 

 

Глава 1. Понятие, сущность и роль фискальной политики государства

1.1. Механизм фискальной политики

 

Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономического цикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Основой фискальной политики государства являются следующие положения.1

  • Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.
  • Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Влияние государственных расходов на равновесный ВНП было рассмотрено в теме 22. Здесь лишь напомним, что изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом и что мультипликатор государственных расходов равен 1/ MPS.
  • Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
  • Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:

  • аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и
  • налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:2

 
c

до
,

где С1 - уровень потребления до введения налога;

С2 - уровень потребления после введения налога;

С0 - уровень потребления при нулевом доходе;

МРС - предельная склонность к потреблению;

Y - доход;

Т - налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода:3

,

соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:4

.

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рис. 1.1.

 
 
Рис. 1.1. Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)    

 

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С+ МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y - Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет противоположный эффект - объем производства будет увеличиваться.

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом - если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .5

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.  
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS):

.

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

.

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:6

.

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправленно. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это приведет?

Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину -- на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению - 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям - 0,2.

Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый мультипликатор -- 4 (0,8 : 0,2).

В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы -- на 100 ден. ед. (500 - 400).

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

1.2 Виды и эффективность фискальной политики

 

Изменения в налогах и государственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений), либо в результате целенаправленных действий правительства.

В первом случае говорят о проведении недискреционной (пассивной) фискальной политики, во втором - о дискреционной (активной) фискальной политике.

Недискреционная политика базируется на действии встроенных или автоматических стабилизаторов - механизмов, позволяющих снизить воздействие экономических колебаний на основные макроэкономические показатели (объем ВНП, уровень безработицы, динамику цен).

Возможность поддержания макроэкономической стабильности на основе саморегуляции обусловлена тем, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода.

Встроенными стабилизаторами являются:7

  • прогрессивный подоходный налог;
  • пособия по безработице.

Если в экономике наблюдается спад, то доходы физических лиц и доходы фирм снижаются, в результате автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что, при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства.

При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогая экономике выйти из состояния спада.

Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит.8

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, располагаемый доход уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и уровня инфляции. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции является мощным автоматическим инструментом, стабилизирующим экономику.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице.

Когда занятость высока, объем фонда пособий по безработице за счет увеличения отчислений в него (вычетов из доходов) возрастает, что и оказывает сдерживающее воздействие на совокупные расходы. В период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и спрос и смягчая падение производства.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы.

Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить макроэкономическую нестабильность, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой - при которой изменения государственных расходов и налогов осуществляются на основе специальных решений законодательной власти.

Информация о работе Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации