Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма фискальной политики государства.
Объект исследования: фискальная политика государства.
Предмет исследования: механизм фискальной политики государства.
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и роль фискальной политики государства 5
1.1. Механизм фискальной политики 5
1.2 Виды и эффективность фискальной политики 10
Глава 2. Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации 15
2.1. Основные проблемы и цели бюджетной политики 15
2.2. Основные задачи бюджетной политики 17
Глава 3. Основные направления развития налогово-бюджетной политики РФ на 2012-2014гг. 24
3.1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации 24
3.2. Основные характеристики федерального бюджета 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:9
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:10
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, предполагает увеличение налогов и сокращение государственных расходов, что ведет к появлению бюджетного излишка.
При проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством.
Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам; если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоговые изменения.11
В заключение, оценивая эффективность фискальной политики, которая является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику, необходимо отметить ее некоторые недостатки, ограниченность.
Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств.
Например, борьба с инфляцией требует сокращения государственных расходов.
В то же время необходимость укрепления обороноспособности страны, охраны окружающей среды, финансирования научных исследований может требовать увеличения бюджетных затрат.
При проведении фискальной политики возникает так называемый эффект запаздывания -- временной лаг между принятием решения об изменении государственных расходов или налогов и реакцией экономики на эти решения.
Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.12
Этот временной лаг включает: время, необходимое для принятия решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (а эти решения всегда носят законодательный характер), время, необходимое, чтобы экономика отреагировала на предложенные изменения в налогово-бюджетной сфере.
К моменту, когда экономика начнет реагировать на фискальные изменения, ситуация может измениться, и меры по расширению производства начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры совпадут с периодом спада.13
В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
Далее, необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также может приходить в противоречие с направлением фискальной политики, которая проводится исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен.
Наконец, максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде; в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным результатам.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:14
Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны.
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения.
Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех этих законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивости экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства.
Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.
Государство также должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны.
Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства.
Достижение решения многих социальных проблем определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения.
Значительный вклад вносят, в рамках законодательных установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет.
Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.
Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008-2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:15
Бюджет 2008-2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны:
Диаграмма 2.1. Доля распределения бюджета по стратегическим отраслям
Основное требование к бюджетной политике - гарантированное исполнение расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики. За последние годы существенно увеличились и в среднесрочной перспективе продолжают устойчиво возрастать финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач.
Таблица 2.1
Основные параметры федерального бюджета16
2006 (отчет) |
2007 (отчет) |
2008 (ожидаемое) |
2009 (проект) |
2010 (проект) | |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего |
6276,3 |
6614,2 |
6644,4 |
7465,4 |
8089,9 |
В том числе нефтегазовые |
2954,4 |
2471,1 |
2383,1 |
2351,9 |
2348,3 |
Из них нефтегазовый трансферт |
- |
- |
2135,0 |
2103,6 |
2016,3 |
нефтегазовые |
3321,9 |
4143,1 |
4261,3 |
5113,5 |
5741,6 |
Расходы, всего |
4281,3 |
5615,5 |
6570,3 |
7451,2 |
8089,9 |
В том числе непроцентные |
4112,2 |
5458,7 |
6382,5 |
7052,3 |
7438,3 |
процентные |
169,1 |
156,8 |
187,9 |
212,6 |
247,1 |
Условно утвержденные |
- |
- |
- |
186,3 |
404,5 |
Пофицит |
1995,0 |
998,7 |
74,1 |
14,2 |
0,0 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего В том числе нефтегазовые |
23,4 11,0 |
21,6 8,1 |
19,0 6,8 |
18,8 5,9 |
18,1 5,2 |
Из них нефтегазовый трансферт |
- |
- |
6,1 |
5,3 |
4,5 |
нефтегазовые |
12,4 |
13,5 |
12,2 |
12,9 |
12,8 |
Расходы, всего |
16,0 |
18,3 |
18,8 |
18,8 |
18,1 |
В том числе непроцентные |
15,4 |
17,8 |
18,2 |
17,8 |
16,6 |
Процентные |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
Окончание таблицы | |||||
Условно утвержденные |
- |
- |
- |
0,5 |
0,9 |
Профицит |
7,4 |
3,3 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
Информация о работе Цели и задачи бюджетной политики Российской Федерации