Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие бюджета
2)рассмотреть принципы бюджетной системы;
3)рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной
4)проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
5)рассмотреть расходные обязательства РФ
6)выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.
Введение
В настоящее время Россия
вступила в качественно новый
этап развития. Мировое сообщество
признало российскую экономику как
рыночную структуру, происходит относительная
стабилизация экономики и финансов,
расширяются социальные функции
государства и местных органов
самоуправления. Нынешний этап развития
России в целом можно охарактеризовать
как этап государственного, экономического,
финансового и социального
В современных условиях проблемы
формирования и реализации на практике
эффективной бюджетной политики
в масштабах всей страны в целом
и на субфедеральном уровне приобретают
особую значимость. Последний аспект
является сейчас наиболее важным. Финансовая
стабильность такой огромной страны,
как Россия, будет гарантирована
только при условии финансового
благополучия ее многочисленных территорий.
Отсюда - значимость проблем разработки
концепции эффективной
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие бюджета;
2)рассмотреть принципы бюджетной системы;
3)рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной
4)проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
5)рассмотреть расходные обязательства РФ
6)выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.
Задачи бюджетной политики
Политика (от др. греч.)- означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.
Любая политика — это отношения минимум двух субъектов по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:
а) по типу объекта (социальная, экономическая);
б) по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).
Политика государства — это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики — это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения
Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование возможно исключительно за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.
Составными частями бюджетной политики являются:
1)фискальная, или налоговая, политика;
2)инвестиционная политика.
В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последнего наибольшую известность получили:
1)максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;
2)обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;
3)обложение согласно взаимной выгодности плательщиков и государства;
4)принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.
Выбор и соотношение принципов в конкретной практике налогообложения в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента и другими факторами. Так, первые два принципа широко использовались тоталитарными режимами, когда интересы правящей государственной верхушки, поддерживаемой силовыми структурами, ставились на первое место. Ведь чем больше налогов, тем выше доля внутреннего продукта у государства, тем оно мощнее и сильнее. И наоборот, последние принципы (взаимная выгодность и пожертвование) характеризуют демократический строй, когда граждане страны через выборную систему государственного аппарата диктуют курс и ход фискальной политики.
Здесь существует классическое объективное
положение: любой выбор принципов
должен гарантировать минимум
Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:
1)соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;
2)соотношение интересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.;
3)обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.
Таково общее содержание бюджетной
политики. Значение ее огромно, ибо
ею определяется экономическая, финансовая
основа функционирования государства
и жизнедеятельности всего
Пути развития и решения проблем бюджетной политики находят выражение в ежегодном бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.
В основу формирования и реализации
бюджетной политики положены стратегические
целей развития страны, определенных
в ежегодных Посланиях
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Главное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа-судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и
безопасности - необходимое условие
для развития страны. Социальный прогресс
невозможен в стране, граждане которой
страдают от военных конфликтов, терроризма,
преступности, стихийных бедствий.
Разрушительный потенциал насилия,
природных и техногенных
Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию
стратегических целей развития страны
вносит федеральный бюджет. Основные
его параметры существенно
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Бюджетная политика должна
способствовать росту деловой активности,
проведению структурных преобразований,
обеспечению социальной стабильности.
Должно повыситься качество
среднесрочного бюджетного планирования.
Следует предусмотреть
Должны быть упразднены нормы законодательства, регулирующие бюджетные правоотношения и входящие при этом в противоречие с бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации должен четко определять границы сектора государственного управления, распространять на все операции данного сектора единые требования по бюджетной классификации, разграничивать полномочия по оплате государственных (муниципальных) обязательств по уровням бюджетной системы. Данное разграничение должно основываться, прежде всего, на разграничении собственности, порождающей конкретные обязательства.
В Бюджетный кодекс Российской
Федерации должны быть внесены изменения,
обеспечивающие переход к формированию
бюджетов всех уровней в соответствии
с принципом безусловности
Формирование и исполнение бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга. В целях эффективного решения долговой проблемы в среднесрочной перспективе необходимо сформировать единую систему управления государственным долгом, для чего в кратчайшие сроки подготовить необходимые организационные решения.
Государственная
политика доходов
Государственная
политика доходов является составной
частью социальной политики и направлена
на решение двух главных задач: оказание
прямой помощи наиболее уязвимым слоям
населения через систему социального
обеспечения и нейтрализацию инфляционного
обесценивания доходов и сбережений населения.
Основными принципами
проведения социальной политики являются: