Бюджетная политика рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие бюджета;
рассмотреть принципы бюджетной системы;
рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
рассмотреть расходные обязательства РФ
выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теория бюджетной политики
1.1.Понятие бюджетной политики……………………………………...4
1.2.Цели и задачи бюджетной политики………………………………..6

Глава 2.Бюджетная политика в РФ на современном этапе
2.1.Основные направления бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013-2014годов……………………………………………………………..9
2.2.Основные цели и задачи бюджетной политики на
2013-2014 года ……………………………………………………………18
2.3.Источники финансирования дефицита федерального
бюджета…………………………………………………………………….28

Глава 3.Межбюджетные отношения: проблемы и перспективы……30

Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….35

Файлы: 1 файл

бюджетная политика.docx

— 101.91 Кб (Скачать)

 

ГОУ ВПО «Московский государственный  открытый университет»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Кафедра  экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА





По дисциплине: Экономическая  теория

 на тему: «Бюджетная политика РФ»

 

 

                                                                        

                                                                               Выполнила: студентка 1курса

                                                                                              ЭиП факультет очного отделения

                                                                   Специальность 080200

                                                   Иванова Н.В

                                                     шифр 1512090

                                                                       проверил: преподаватель

                                                     Семенова Е.И.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012 г.

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.Теория бюджетной политики

   1.1.Понятие  бюджетной политики……………………………………...4

   1.2.Цели и задачи  бюджетной политики………………………………..6

 

Глава 2.Бюджетная политика в РФ на современном этапе

2.1.Основные направления  бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013-2014годов……………………………………………………………..9

   2.2.Основные цели  и задачи бюджетной политики  на

2013-2014 года  ……………………………………………………………18

   2.3.Источники финансирования  дефицита федерального

 бюджета…………………………………………………………………….28

 

Глава 3.Межбюджетные отношения: проблемы и перспективы……30

 

Заключение…………………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………………….35

 

 

Введение

В настоящее время Россия вступила в качественно новый  этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как  рыночную структуру, происходит относительная  стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции  государства и местных органов  самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы  не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового  хозяйства.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом  и на субфедеральном уровне приобретают  особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована  только при условии финансового  благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной  политики.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие бюджета;
  • рассмотреть принципы бюджетной системы;
  • рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
  • проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
  • рассмотреть расходные обязательства РФ
  • выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.

 

Глава 1.Теория бюджетной политики

1.1 Понятие бюджетной  политики

Государственный бюджет занимает центральное место в системе  государственных финансов. Государственный  бюджет – это финансовый план государства  на текущий финансовый год, имеющий  силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Аккумулируя  с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной.

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

Расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

1) федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

1.2.Цели и задачи бюджетной политики

Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это  концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов  одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому  представляется нам неправомерным  в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью  в данном смысле будем понимать государственный  менеджмент, или государственное  управление, задачей которого является реализация государственной политики.

Любая политика — это  отношения минимум двух субъектов  по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных  и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

-по типу объекта (социальная, экономическая);

-по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика государства  — это концепция отношений  по поводу и реализации государственных  интересов, устройства, систем общественного  правопорядка. Политика государства  рыночной экономики — это совокупность экономических, политических, военных  и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в  целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения.

Поскольку государство само не производят каких-либо ценностей, то его существование возможно исключительно  за счет отчуждения средств производителей и других имущих экономических субъектов. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства. В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.

Составными частями бюджетной  политики являются:

-фискальная, или налоговая, политика;

-инвестиционная политика.

В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или  иного фискального курса, принципов  налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

-максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;

-обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;

-обложение согласно взаимовыгодности плательщиков и государства;

-принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

Выбор и соотношение принципов  в конкретной практике налогообложения  в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента  и другими факторами. Так, первые два принципа широко использовались тоталитарными режимами, когда интересы правящей государственной верхушки, поддерживаемой силовыми структурами, ставились на первое место. Ведь чем  больше налогов, тем выше доля внутреннего  продукта у государства, тем оно  мощнее и сильнее.

И наоборот, последние принципы (взаимовыгодность и пожертвование) характеризуют демократический строй, когда граждане страны через выборную систему государственного аппарата диктуют курс и ход фискальной политики.

Здесь существует классическое объективное положение: любой выбор  принципов должен гарантировать  минимум жизненных благ для существования  и воспроизводства рабочей сипы как единственного реального  источника богатства, фундамента общества и государства.

Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:

-соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;

-соотношение интересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.;

-обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

     Таково общее содержание бюджетной политики. Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.

 Государственный бюджет  и сконцентрированные в нем  денежные средства дают возможности  маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом  приоритетности финансирования  государственных программ.

 

Глава 2.Бюджетная политика в РФ на современном этапе.

2.1Основные направления  бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

В основу бюджетной  политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,  а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах (далее - Бюджетное послание).

В 2011 году валовой  внутренний продукт России в реальном выражении вырос на 4,3% к предыдущему  году,  достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП российская экономика вернулась на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,6% к январю-апрелю 2011 года. В последующие месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы  по прогнозу предполагается ускорение темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение темпов роста в 2015 году будет связано с высокими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса.

Информация о работе Бюджетная политика рф