Бюджетная политика рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие бюджета;
рассмотреть принципы бюджетной системы;
рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
рассмотреть расходные обязательства РФ
выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теория бюджетной политики
1.1.Понятие бюджетной политики……………………………………...4
1.2.Цели и задачи бюджетной политики………………………………..6

Глава 2.Бюджетная политика в РФ на современном этапе
2.1.Основные направления бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013-2014годов……………………………………………………………..9
2.2.Основные цели и задачи бюджетной политики на
2013-2014 года ……………………………………………………………18
2.3.Источники финансирования дефицита федерального
бюджета…………………………………………………………………….28

Глава 3.Межбюджетные отношения: проблемы и перспективы……30

Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….35

Файлы: 1 файл

бюджетная политика.docx

— 101.91 Кб (Скачать)

· Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:

– в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме  для граждан;

– создать  Единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, который сделает  доступной в режиме реального  времени структурированную с  учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном  процессе.

Полноценное взаимодействие субъектов бюджетных  отношений необходимо построить  на единой информационной инфраструктуре системы «Электронный бюджет». При  создании системы необходимо учесть общемировые принципы «электронного  государства» и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения  и аудита финансовой информации.

Стратегическое  видение перспективного развития страны, оформленное в систему из одиннадцати Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сохраняет в приоритетах бюджетной политики модернизацию социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации.

Положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленные на решение  неотложных проблем экономического и социального развития страны, должны рассматриваться как определение  приоритетных направлений политики, а вытекающие при их реализации расходные  обязательства не должны создавать  угрозу устойчивости бюджетной системы. Это означает, что для финансового обеспечения обозначенных в Указах приоритетов необходимо пересмотреть и отказаться от не приоритетных расходных обязательств.

2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013-2015 годах дефицит  федерального бюджета проектируется  в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При  относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. – 10,1% ВВП, в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке. 

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013-2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом  финансовых рынках в течение 2013-2015 годов составит 3 336,4 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году – 1 376,3 млрд. рублей, в 2014 году – 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году – 711,4 млрд. рублей. Несмотря на наращивание государственных заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации.

На 2013-2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

В случае развития кризисных тенденций  в мировой экономике  
условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации,  
как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт», что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях.

В такой ситуации возможно будет отказаться от пополнения  Резервного фонда, а при самом негативном сценарии – использовать накопленные в фонде средства для исполнения расходных обязательств бюджета.

В целом расходование накопленных  в суверенных фондах нефтегазовых доходов  негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно  влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных  условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях. Эту стратегию можно назвать «занимай и сберегай».

 

 

Глава 3.Межбюджетные отношения: проблемы и перспективы.

Наличие различных административно-территориальных  образований в одном государстве  приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает  необходимость решения такой  проблемы.

Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений.

Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы  РФ, перечисляемые другому бюджету  бюджетной системы РФ.

Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

-дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

-субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

-субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

-иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

-межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Несмотря на положительные изменения  в системе межбюджетных отношений  и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях, достигнутые  в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований.

В целях решения проблем в  сфере межбюджетных отношений следует  действовать в следующих направлениях:

-инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;

-обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

-обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

-при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

-выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

-переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;

-активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

-дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

 

Заключение

Итак, подводя итог можно  сказать, что бюджет представляет собой  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фонда денежных средств.

 Государственный бюджет  представляет собой финансовый  план государства на текущий  год. Это смета доходов и  расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления  и использования. Государственному  бюджету принадлежит центральное  место в системе государственных финансов;

 Отношения между отдельными  бюджетами строятся на основе  принципа бюджетного федерализма,  согласно которому за бюджетом  каждого уровня закрепляются  свои доходы и расходы, которые  он должен финансировать. Основным  источником поступлений в бюджет  являются налоги, однако наряду  с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

Государственный бюджет и  сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных  средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством  которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

 

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего - путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни  человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование  инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

 

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического  и бюджетного планирования будет  состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции  долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при  одновременном формировании государственных  программ Российской Федерации и  подготовкой к переходу, начиная  с 2013 года, к «программному бюджету».

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 сентября 2010 года)
  2. Бюджетное послание Президента // Рос. Федерация сегодня. - 2010. - N 14. - С.9-10.
  3. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2010. - N 3. - С.70-79.
  4. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.9-12.
  5. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г. – 245с.
  6. Бюджетное устройство в Российской Федерации: Учеб. Пособие под редакцией Сидоровича О.А. – М.: Феникс, 2009г.
  7. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России // ЭКО. - 2008. - N 1. - С.120-129.
  8. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2010 году //Вопросы экономики. 2010. №4.
  9. Казанцев С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. // Регион: экономика и социология. - 2007. - N 3. - С.92-102.
  10. Казанцев С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть // ЭКО. - 2008. - N 11. - С.19-40.
  11. Митина Н.Л. Особенности формирования бюджетов городских округов // Финансы. - 2010. - N 4. - С.20-24.
  12. http://www.garant.ru/hotlaw/federal/405456/
  13. http://www.protown.ru/information/hide/8325.html
  14. http://news.mail.ru/politics/9411158/
  15. http://bujet.ru/article/210109.php

Информация о работе Бюджетная политика рф