Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

Введение

 

В совокупности стратегических и тактических целей современной  бюджетной политики РФ важная роль принадлежит проведению бюджетной  реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами. Одним из приоритетов  финансовой политики государства стало  развитие стимулирующих элементов  бюджетного процесса. Научно обоснованная организация бюджетного процесса является чрезвычайно важной проблемой развития общественных финансов. От ее решения  зависит эффективность перераспределения  средств в экономике, своевременность  финансирования государственных обязательств и соответствующих экономических  программ. Не случайно опыт развития страны свидетельствует о постоянном поиске наиболее рациональной системы организации  бюджетного процесса.

С развитием рыночных отношений, хотя прежний финансовый механизм был  сломан, бюджетный процесс остался  одним из немногих рычагов, реально  обеспечивающих управляемость экономики. Однако, если организационная, управленческая, институциональная структуры бюджетного процесса неэффективны, они сами становятся дестабилизирующими факторами. Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств порождали безответственное отношение к ним на всех уровнях, привели к ослаблению бюджетной дисциплины, а информационная асимметрия в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяла перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования в период рыночных преобразований в экономике.

В процессе экономической  эволюции бюджетной системы страны распределение прав и обязанностей в области налогообложения, расходования средств и экономического регулирования между различными уровнями государственной власти и муниципального управления находятся в неравномерной динамике при постоянно меняющихся условиях, факторах и субъектах. При осуществлении реформ необходим эволюционный подход к научному анализу бюджетного процесса - составлению и утверждению бюджетов, распределению доходных источников, расходных полномочий и перераспределению финансовой помощи между бюджетами разных уровней, организации казначейского исполнения бюджета и контроля за его исполнением.

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие  задачи:

  • раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
  • изучить задачи и функции бюджетной политики;
  • провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
  • предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Объектом курсовой работы является бюджетная политика Российской Федерации.

Предметом выступают результаты бюджетной политики в области  доходов, расходов и межбюджетных отношений.

Информационной базой  при написании курсовой работы послужили: учебные издания, статьи периодических  изданий, данные Министерства финансов РФ, данные Росстата РФ.

1 Основы организации бюджетной системы и бюджетной политики

1.1 Понятие бюджета.  Принципы бюджетной системы

 

Государственный бюджет занимает центральное место в системе  государственных финансов. Государственный  бюджет – это финансовый план государства  на текущий финансовый год, имеющий  силу закона. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления [1].

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета [2].

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты [3].

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований . Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.


 

1.2 Понятие, цели  и задачи бюджетной политики

 

Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это  концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов  одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей.

Любая политика — это  отношения минимум двух субъектов  по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных  и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

  • по типу объекта (социальная, экономическая);
  • по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Политика государства  — это концепция отношений  по поводу и реализации государственных  интересов, устройства, систем общественного  правопорядка. Политика государства  рыночной экономики — это совокупность экономических, политических, военных  и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в  целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной  собственности и имущих категорий  населения [4].

Составными частями бюджетной  политики являются:

  • фискальная или налоговая политика;
  • инвестиционная политика.

В фискальной, или налоговой, политике сталкиваются интересы госаппарата, предпринимателей и наемных работников, что предполагает выбор того или иного фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили:

  • максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов;
  • обложение согласно платежеспособности экономических субъектов;
  • обложение согласно взаимовыгодности плательщиков и государства;
  • принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

Выбор и соотношение принципов  в конкретной практике налогообложения  в значительной степени определяются характером государственного устройства, спецификой исторического момента  и другими факторами [5].

Инвестиционная политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными являются:

  • соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;
  • соотношение интересов различных субъектов-потребителей, определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.;
  • обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

Пути развития и решения  проблем бюджетной политики находят  выражение в ежегодном бюджетном  послании Президента РФ. Вся сложность  заключается в их последовательной реализации [7].

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации [8].

Главной целью является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения  социальных проблем - высокие темпы  устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики [6].

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие  для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф  постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан  от этих угроз. Обеспечение высокой  боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для  будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и  внуки будут благодарны старшим  поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а  значит и каждой семьи в отдельности.

Достижение многих из них  определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных  внебюджетных фондов [9].

Однако решающий вклад  в реализацию стратегических целей  развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств  федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов  Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная политика