Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ.
2 Бюджетная политика РФ на современном этапе и оценка ее реализации в 2010 – 2012 гг.
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов
Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 9518,3 млрд. рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2009 году. В целом за 2010-2012 доходы в реальном выражении возросли на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2007-2009 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2009 году до 19,6% в 2010 году и 18,0% в 2012 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2009 году до 5,8% ВВП в 2012 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сократилась с 47,4% в 2009 году до 32,3% в 2012 году. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в % к ВВП отражена в приложение А.
Анализ данных приложения А показывает, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов.
1. Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Так, если в 2000-2007 годах среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2009-2012 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2009-2012 годах против 8,7% в 2000-2007 годах.
Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2010-2012 годах находятся на уровне 12,1% ВВП.
2. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов [10].
3. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2009 году до 72 долл. США за баррель в 2012 году.
Основные изменения налогового законодательства:
1) Налог на прибыль организаций:
- обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;
- расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;
- создание дальнейших стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп.
2) Акцизы.
В Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.
3) Налог на добычу полезных ископаемых.
В целях повышения эффективности
налога на добычу полезных ископаемых,
взимаемого при добыче нефти, с учетом
роста себестоимости тонны
4) Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.
В целях реализации демографической политики с 2010 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов с 600 до 800 рублей по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, т.е. родителям, в том числе приемным родителям, опекунам и попечителям.
Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.
С 2010 года будет увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.
5) Налог на добавленную стоимость.
В составе важных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость представляется необходимым освободить от налогообложения с 2010 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.
6) Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
В целях придания специальным налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс необходимо:
- уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна применяться представителями малого предпринимательства;
- для объективного установления величины базовой доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать порядок ее определения по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований.
2.2 Оценка бюджетной политики в области расходов
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010 - 2012 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ, а также в Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2010-2012 годах" стратегических приоритетах [11]:
- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
Реализация этих приоритетов
требует переориентации и повышения
эффективности использования
Общий объем расходов консолидированного бюджета РФ в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти [12].
В структуре расходов консолидированного бюджета РФ преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).
При этом для оценки общего
объема бюджетных средств по ряду
социально значимых направлений, прежде
всего, здравоохранению и образованию,
необходимо учитывать расходы
Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов РФ) в консолидированном бюджете РФ в 2009 - 2012 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников [13].
По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2011 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 76%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 68%, общегосударственные функции - 65%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 20 до 47%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (89%), образование (87%), культуры (76%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения [14].
В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2010 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2009 года приведено в приложении Б.
Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом РФ требованиями в отношении размера:
- нефтегазового трансферта - 5,5% ВВП в 2010 году, 4,5% в 2011 году и 3,7% ВВП начиная с 2012 года (статья 96.8 Бюджетного кодекса РФ с учетом переходных положений);
- источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП (статья 94 Бюджетного кодекса РФ);
- условно утверждаемых расходов - не менее 2,5% от общего объема расходов в первом (2011) и не менее 5% во втором (2012) году планового периода (статья 199 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ и Положения о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 29 декабря 2007 года, планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010-2012 годы впервые осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с предусмотренными бюджетным законодательством принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств.
В основу расчетов бюджетных
ассигнований на исполнение действующих
расходных обязательств было положено
уточнение бюджетных
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств на 2010 год определен в размере 7 795,0 млрд. рублей, на 2011 год - 8 329,1 млрд. рублей и на 2012 год - 8511,5 млрд. рублей.
В их составе предусмотрены средства на реализацию ранее принятых и учтенных при формировании федерального бюджета на 2010-2012 годы решений по повышению уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, устойчивого роста заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих, повышения качества и доступности услуг образования и здравоохранения, решения жилищной проблемы, реализации демографической программы, развития инфраструктуры, реструктуризации экономики, развития научного и природно-ресурсного потенциала, обеспечения обороноспособности и безопасности, повышения эффективности функционирования государства [15].
Таким образом, в соответствии
с прогнозом объема не нефтегазовых
доходов федерального бюджета, установленных
Бюджетным кодексом требований к
определению размера
2.3 Проблемы межбюджетных отношений в РФ
Правовую основу межбюджетных отношений составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Конституция Республики Мордовия, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия, регулирующие межбюджетные отношения.