Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном  послании Президента РФ.

2 Бюджетная политика РФ на современном этапе и оценка ее реализации в 2010 – 2012 гг.

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов

 

Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 9518,3 млрд. рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2009 году. В целом за 2010-2012 доходы в реальном выражении возросли на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2007-2009 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2009 году до 19,6% в 2010 году и 18,0% в 2012 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2009 году до 5,8% ВВП в 2012 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сократилась с 47,4% в 2009 году до 32,3% в 2012 году. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в % к ВВП отражена в приложение А.

Анализ данных приложения А показывает, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов.

1. Наметилась долгосрочная  тенденция замедления добычи  и экспорта нефти. Так, если  в 2000-2007 годах среднегодовые темпы  прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2009-2012 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2009-2012 годах против 8,7% в 2000-2007 годах.

Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2010-2012 годах находятся на уровне 12,1% ВВП.

2. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов [10].

3. Прогнозируемое снижение  цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2009 году до 72 долл. США за баррель в 2012 году.

Основные изменения налогового законодательства:

1) Налог на прибыль  организаций:

- обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;

-  расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;

- создание дальнейших стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп.

2) Акцизы.

В Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.

3) Налог на добычу полезных  ископаемых.

В целях повышения эффективности  налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса РФ, с 9 до 15 долларов США.

4) Налог на доходы физических  лиц и единый социальный налог.

В целях реализации демографической политики с 2010 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов с 600 до 800 рублей по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, т.е. родителям, в том числе приемным родителям, опекунам и попечителям.

Одновременно планируется  отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.

С 2010 года будет увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.

5) Налог на добавленную  стоимость.

В составе важных направлений  совершенствования налога на добавленную  стоимость представляется необходимым  освободить от налогообложения с 2010 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.

6) Налогообложение в рамках  специальных налоговых режимов.

В целях придания специальным  налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс необходимо:

- уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна применяться представителями малого предпринимательства;

- для объективного установления величины базовой доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать порядок ее определения по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований.

 

 2.2 Оценка бюджетной политики в области расходов 

Проектировки бюджетных  ассигнований федерального бюджета на 2010 - 2012 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ, а также в Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2010-2012 годах" стратегических приоритетах [11]:

- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Реализация этих приоритетов  требует переориентации и повышения  эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы РФ в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Общий объем расходов консолидированного бюджета РФ в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти [12].

В структуре расходов консолидированного бюджета РФ преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

При этом для оценки общего объема бюджетных средств по ряду социально значимых направлений, прежде всего, здравоохранению и образованию, необходимо учитывать расходы государственных  внебюджетных фондов, а также установленные  законодательством или планируемые  к введению налоговые льготы. Так, общий объем расходов федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2009 году прогнозировался на уровне 1,2% ВВП, а объем налоговых льгот в сфере здравоохранения и образования - 0,2% ВВП. С учетом этих факторов суммарный объем бюджетных ресурсов, направляемых на цели здравоохранения и образования в среднем за 2009-2012 годы, оценивается на уровне 7,7% ВВП.

Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов  бюджетам субъектов РФ) в консолидированном бюджете РФ в 2009 - 2012 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников [13].

По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2011 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 76%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 68%, общегосударственные функции - 65%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 20 до 47%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (89%), образование (87%), культуры (76%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения [14].

В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2010 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2009 года приведено в приложении Б.

Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом РФ требованиями в отношении размера:

- нефтегазового трансферта - 5,5% ВВП в 2010 году, 4,5% в 2011 году и 3,7% ВВП начиная с 2012 года (статья 96.8 Бюджетного кодекса РФ с учетом переходных положений);

- источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП (статья 94 Бюджетного кодекса РФ);

- условно утверждаемых расходов  - не менее 2,5% от общего объема расходов в первом (2011) и не менее 5% во втором (2012) году планового периода (статья 199 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ и Положения о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 29 декабря 2007 года, планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2010-2012 годы впервые осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с предусмотренными бюджетным законодательством принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств.

В основу расчетов бюджетных  ассигнований на исполнение действующих  расходных обязательств было положено уточнение бюджетных ассигнований, утвержденных на 2010 и 2011 годы Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в соответствии с новыми основными параметры прогноза социально-экономического развития РФ и их расчет на 2011 год с учетом решений, принятых при внесении изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы (федеральный закон от 5 марта 2008 года и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», принятый в июне текущего года Государственной Думой в первом чтении).

Общий объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на исполнение действующих расходных обязательств на 2010 год определен в размере 7 795,0 млрд. рублей, на 2011 год - 8 329,1 млрд. рублей и на 2012 год - 8511,5 млрд. рублей.

В их составе предусмотрены  средства на реализацию ранее принятых и учтенных при формировании федерального бюджета на 2010-2012 годы решений по повышению уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, устойчивого роста заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих, повышения качества и доступности услуг образования и здравоохранения, решения жилищной проблемы, реализации демографической программы, развития инфраструктуры, реструктуризации экономики, развития научного и природно-ресурсного потенциала, обеспечения обороноспособности и безопасности, повышения эффективности функционирования государства [15].

Таким образом, в соответствии с прогнозом объема не нефтегазовых доходов федерального бюджета, установленных  Бюджетным кодексом требований к  определению размера нефтегазового  трансферта, источников финансирования дефицита и условно утверждаемых расходов, а также расчетами бюджетных  ассигнований на исполнение действующих  расходных обязательств общий объем  ресурсов для финансового обеспечения  принимаемых в текущем бюджетном  цикле расходных обязательств оценивается  в объеме 1 015,8 млрд. рублей в 2010 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд. рублей в 2010 году и 1 659,2 млрд. рублей в 2012 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема расходов без учета условно-утвержденных расходов) [17].

 

2.3 Проблемы межбюджетных отношений в РФ

 

Правовую основу межбюджетных отношений составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Конституция Республики Мордовия, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия, регулирующие межбюджетные отношения.

Информация о работе Бюджетная политика