Повышение эффективности финансово-бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
1. Понятие бюджетной политики, ее цели и этапы разработки ………….. 5
2. Бюджетная политика в области доходов ……………………………...... 9
3. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга .. 11
4. Повышение эффективности бюджетной политики …………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 20

Файлы: 1 файл

Реферат финансы.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

В соответствии с прогнозной оценкой  общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрос в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года.

Общий объем ресурсов для финансового  обеспечения принимаемых в текущем  бюджетном цикле расходных обязательств оценивается в объеме 1 015,8 млрд.рублей в 2009 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд.рублей в 2010 году и 1 659,2 млрд.рублей в 2011 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема).

Расходы федерального бюджета  примерно в равной пропорции (по 25%) распределены между социальными  услугами (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты субъектами Российской Федерации), социальной политикой (включая трансферты государственным внебюджетным фондам), национальной обороной и безопасностью при тенденции к росту доли расходов на национальную экономику. При этом основные объемы прироста расходов приходятся на долю трансфертов внебюджетным фондам, национальную экономику, национальную оборону и безопасность.

Планируется существенный рост бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) и осуществление бюджетных инвестиций в объекты внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

В целом за 2009-2011 годы почти половина принимаемых в  текущем бюджетном цикле расходных  обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры:

  • увеличить в 2009 году финансирование ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на 110 млрд. руб., а с 2010 года принять новую ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» с общим объемом бюджетных ассигнований 507 млрд.рублей в 2010 году и 635,8 млрд.рублей в 2011 году, в целях перехода к содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 123 млрд. руб., на 2011 год – 155,6 млрд. руб.
  • учтены бюджетные ассигнования на новую ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» в 2009-2011 гг. в размере 25,6 млрд. руб.
  • внедрение передовых космических технологий в рамках ФЦП России на 2006-2015 годы (с увеличением бюджетных ассигнований в 2009 года на 30 млрд.рублей, в 2010 году – на 7,5 млрд.рублей и в 2011 году на 43,4 млрд. руб.), а также при реализации ФЦП «Глобальная навигационная система», финансовое обеспечение которой предлагается увеличить на 20,8 млрд.рублей в 2009 году, 21,7 млрд.рублей в 2010 году и на 19,3 млрд.руб. в году.
  • в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» выделение средств федерального бюджета на развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском в 2009 году 25,8 млрд. рублей, в 2010 году - 31,7 млрд. рублей и в 2011 году 102,5 млрд. рублей.

В составе бюджетных  ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с одновременным переходом на новые системы оплаты труда, предусматривающие более тесную увязку оплаты труда с результатами деятельности работника и учреждения в целом.

Бюджетная политика в  сфере образования направлена на развитие инновационной деятельности, предусматривающей, в том числе дальнейшее развитие сети федеральных университетов, модернизацию высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной

В 2009 году в 1,26 раза возросли ассигнования на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, в 2011 году их объем превысил уровень 2008 года в 1,6 раза.

Основные решения по увеличению расходных обязательств в 2009-2011 годах в отрасли здравоохранения направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения.

Увеличена субвенция  бюджетам субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан  на 18,7, 21,3 и 23,7 млрд. руб. в 2009, 2010 и 2011 годах  соответственно.

Национальная оборона  по-прежнему остается одним из приоритетов  бюджетной политики. При этом характер расходов приобретает качественное изменение, связанное с технической оснащенностью Вооруженных Сил.

С 2009 года полностью переводится  на финансирование из федерального бюджета МЧС России. В связи с этим расходы МЧС России увеличиваются ежегодно к ранее запланированным объемам на 47 – 48 млрд. рублей

Предусматривается существенный рост межбюджетных трансфертов государственным  внебюджетным фондам Российской Федерации, общий объем которых к 2011 году увеличится по сравнению с уровнем 2008 г. в 1,8 раза.

Политика в области  государственного долга.

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на 2009 – 2011 годы направлена на:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие национального  рынка государственных ценных  бумаг;

- дальнейшее уменьшение  относительных размеров государственного  внешнего долга Российской Федерации;

- использование государственных  гарантий для реализации проектов  на принципах разделения рисков  с частными инвесторами;

- продолжение проведения  компенсационных выплат по дореформенным  сбережениям граждан Российской Федерации.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2009–2011 гг. исходило из целей обеспечения сбалансированности федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований РФ на 2009–2011 годы разрабатывалась с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривала положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке.

Минфин России для  поддержания ликвидности рынка  и в целях построения индикативной кривой доходности продолжит размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет.

Предусматриваемый долговой политикой на 2009 – 2011 годы рост объема государственных внутренних заимствований РФ не привел к вытеснению инвестиций, необходимых для роста экономики.

В сфере внешних заимствований  основными принципами долговой политики в 2009 – 2011 годах являлись:

  • отказ от заимствований на международных рынках капитала;
  • завершение и ускоренная реализация большинства действующих проектов с международными финансовыми организациями с отказом от принятия обязательств по новым займам;
  • полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.

В результате проводимой долговой политики совокупный объем государственного долга Российской Федерации составил 7,98% ВВП на конец 2011 года, при этом к концу 2011 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга достигла 76,8 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.

 

 

4. Повышение эффективности бюджетной политики

Решение задач  социально-экономического развития невозможно без повышения эффективности бюджетной политики, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики и направленной на развитие рыночной инфраструктуры, рост инновационной активности, снижение избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышение «прозрачности» и укрепление финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы.

Основу бюджетной  политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Известный американский экономист Ричард Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики: 

  1. аллокационная — связанная с необходимостью корректировки рыночного механизма размещения финансовых ресурсов в экономике; 
  2. распределительная — заключается в изменении предпосылок и результатов рыночного распределения доходов; 
  3. стабилизационная — определяется ее влиянием на общее макроэкономическое равновесие, которое в значительной степени определяется характером и размерами налогов, государственных расходов, величиной государственного долга, состоянием кредитной системы.

На сегодняшний день бюджетная политика РФ направлена на восстановление экономики после финансового кризиса, решение наиболее значимых социальных задач, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики России. Все это будет способствовать привлечению частных инвестиций в рамках проведения процесса модернизации и формирования инновационной экономики. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию основными целями бюджетной политики на среднесрочную перспективу являются:

  • использование бюджета как одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
  • обеспечение долгосрочной устойчивости сбалансированности пенсионной системы;
  • повышение качества человеческого капитала;
  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная политика должна быть направлена главным образом на поддержание стабильного функционирования экономики, обеспечение устойчивости бюджетной системы, стимулирование кредитования реального сектора и безусловное исполнение принятых расходных обязательств РФ.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста.

Финансовое обеспечение  деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными целями бюджетной  политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно-государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.

Политика государства  в сфере доходов предполагается сокращение нефтегазовых доходов, планируется рост поступлений из нефтегазовых источников.

В трехлетней перспективе  приоритетами в области бюджетной  политики являются создание эффективной налоговой системы и сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени.

Проектировки бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы основаны на стратегических приоритетах:

  • построение инновационной системы за счет развития науки, поддержки научно-технических проектов и перспективных технологий;
  • наращивание инвестиций в человеческий капитал;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
  • повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,
  • реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
  • обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Основной характеристикой  федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2008г.
  2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2008г., №4.
  3. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2009г., №5.
  4. Поляк Г.А. Бюджетная система России, 2008г.
  5. Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2008г.
  6. Сидорович О.А. Бюджетное устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2009г.
  7. Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2009г., №1.

Информация о работе Повышение эффективности финансово-бюджетной политики