Бюджетная политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения своей политики государство нуждается в материальных средствах, и, с одной стороны, оно добывает себе эти средства, с другой стороны, затрачивает их на те или иные цели. Правительство при этом ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик... подавая свои голоса в форме денежных заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении.
Цель данной работы – рассмотреть особенности бюджетной системы государства в период 1966 – 1990 гг.

Оглавление

Введение 3
1. Основные направления финансово-бюджетной политики в 1966 – 1980 гг. 4
2. Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг. 6
3. Бюджетное устройство государства, основные направления бюджетной политики в 1981–1990 гг. 10
4. Роль бюджета государства в решении социальных вопросов. Дефицит государственного бюджета: причины и следствие 12
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

бюджетная политика ссср.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 

 

План

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет - это план государства, позволяющий контролировать поступление  доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов, с другой.

"Нет лучшего способа  управлять государством, чем управлять  с помощью денег, и другого,  лучшего способа управления государством, общество и человечество еще не придумало. Только перераспределяя деньги и денежные потоки в том или ином направлении, государство стимулирует развитие или, наоборот, сокращение тех или иных областей деятельности государства".

Для проведения своей политики государство нуждается в материальных средствах, и, с одной стороны, оно добывает себе эти средства, с другой стороны, затрачивает их на те или иные цели. Правительство при этом ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик... подавая свои голоса в форме денежных заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении.

Цель данной работы –  рассмотреть особенности бюджетной  системы государства в период 1966 – 1990 гг.

 

 

 

1. Основные направления финансово-бюджетной  политики в 1966 – 1980 гг.

В 60-х годах была направлена на восстановление народного хозяйства. В общих чертах бюджетная система довоенного периода продолжала существовать.1

В 1978 году была принята  новая Конституция РСФСР, в которой закреплялись основные моменты бюджетной системы.

Согласно ст. 158 Конституции 1978 года в государственную бюджетную  систему Российской Федерации как  самостоятельные части включались республиканский бюджет Российской Федерации, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, местные бюджеты.

По Конституции 1978 проводилось  разграничение доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации.

Согласно ст. 160 разграничение  доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации между  республиканским бюджетом Российской Федерации, республиканскими бюджетами республик в составе Российской Федерации, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга, областным бюджетом автономной области, окружными бюджетами автономных округов и местными бюджетами определялось законами Российской Федерации.

Государственный бюджет Российской Федерации разрабатывался Советом Министров Российской Федерации  и утверждается Верховным Советом  Российской Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.

Отчет об исполнении государственного бюджета Российской Федерации утверждался  Верховным Советом Российской Федерации. Общие показатели исполнения бюджета  публиковались для всеобщего  сведения.

Государственный бюджет СССР представлял собой основной финансовый план Советского государства, посредством которого осуществлялось централизованное распределение и перераспределение значительной части национального дохода. Государственный бюджет СССР строился в соответствии с принципом полноты, под которым понималось включение в бюджет всех государственных доходов и расходов. В течение 60-х гг. в СССР была проведены мероприятия по систематизации и обновлению бюджетного законодательства.

Так, принят Закон СССР "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик". В этом Законе закреплялись основы советского бюджетного устройства, расширялись бюджетные права союзных республик. Согласно этому Закону во всех союзных республиках были приняты законы о бюджетных правах союзной республики, автономных республик и местных Советов.

Этими законами осуществлялось более детальное регулирование  государственных доходов в целом  и неналоговых доходов в частности. Характерными чертами правового  регулирования неналоговых доходов  государственного бюджета в советский период являлись: общее указание на доходы от государственных предприятий без дальнейшего раскрытия их видов, а также иных неналоговых доходов; отсутствие четкого разграничения с налоговыми доходами, объединение различных по природе доходов в одну группу; использование понятия "неналоговые доходы" в бюджетных законах, однако в большей степени в законах о бюджетных правах республик или о бюджетной системе, а не в законах о бюджете на соответствующий год. Аналогичное регулирование неналоговых доходов осуществлялось в законах о бюджетах СССР и РСФСР на соответствующий год.

В целом в бюджетных  законах того времени неналоговые  доходы отражались бессистемно, а в  ряде законов неналоговые доходы вообще не упоминались или не отделялись от налоговых доходов, что, естественно, объяснялось формой собственности на средства производства и жестким контролем за поступлением всех доходов в государственный бюджет, вне зависимости от их правовой природы. Кроме того, в законах о бюджете на соответствующий год не разграничивались налоги и неналоговые доходы. В свою очередь, доходы государственного бюджета не раскрывались, а указывалась лишь общая сумма всех доходов.

 Следует также отметить, что доходы государственного  бюджета СССР, помимо централизованного  фонда, включали и децентрализованные доходы (доходы государственных предприятий и хозяйственных организации).

 Со временем бюджетная  система стала центральным звеном  финансовой системы СССР. Основными  частями бюджетной системы являлись  бюджет СССР и союзные бюджеты.  Законом СССР от 25 июня 1980 г. "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" предусматривалась передача в бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов части прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территориях этих образовании, а конкретные размеры таких отчислений устанавливались законодательством союзных республик.

 

2. Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг.

Состав расходов и  доходов государственного бюджета  советского государства в 60—70-е  годы можно представить следующим  образом.

К важнейшим государственным  расходам относились ассигнования на народное хозяйство; на социально-культурные мероприятия и науку; на оборону страны; на развитие торговли и промышленности; на содержание органов государственной власти и органов государственного управления, суда и прокуратуры; на образование государственных материальных и финансовых резервов; на другие мероприятия, предусмотренные законодательством СССР.

Доходы государственного бюджета СССР и РСФСР 1980-х гг. формировались  в основном: за счет отчислений от налогов  на прибыль предприятий, объединений  и организаций; таможенных пошлин; рентных платежей предприятий нефтяной и газовой промышленности; налога с продаж; доходов от внешнеэкономической деятельности; сборов и иных неналоговых доходов и др. Таким образом, доходы государственного бюджета были конкретизированы, однако налоговые и неналоговые доходы четко не разграничивались, а более того - объединялись в отдельные группы (например, в доходы от внешнеэкономической деятельности).

В число основных доходов  государственного бюджета входили:

1)  «часть доходов  предприятий и хозяйствующих организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей;

2)  подоходный налог  с колхозов, предприятий и организаций  кооперативных систем и предприятий  общественных организаций;

3)  налоги с населения;

4)  другие доходы, предусмотренные законодательством СССР».2

Наряду с вышеперечисленными основными  доходными источниками в государственный  бюджет поступают другие доходы.

Так, например, в бюджет советского государства поступают средства государственного социального страхования. Их удельный вес в бюджете 1967 года составил 5,8 %.

В третьей Программе  КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых  платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось  осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

В 1960-е гг. в СССР был введен еще  ряд налогов.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог "Плата за фонды". Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.

Подоходный налог с колхозников  был установлен в соответствии с  Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный налог с колхозников  зачислялся в доходы государственных  бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства;

Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи  представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.

К началу реформ середины 1980-х гг. более  чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

 Эпоха перестройки и постепенный  переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии" (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

 С принятием Закона СССР "О  государственном предприятии"  начинается реформа системы обязательных  платежей государственных предприятий  в бюджет. Устанавливается налог  с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

 Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения  граждан. В соответствии с Законом  СССР от 23 апреля 1990 г. "О подоходном  налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

 Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

После распада СССР и  появления на месте бывших союзных  республик новых суверенных государств, стали разрушаться производственно-хозяйственные  связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это, в свою очередь, привело к обвальному падению промышленного производства. Соответственно стали уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений. В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения.

В соответствии с Законом РСФСР"Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", принятым в октябре 1991 г., стали самостоятельными республиканский бюджет Российской Федерации, республиканские. бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, местные бюджеты.

3. Бюджетное устройство государства,  основные направления бюджетной политики в 1981–1990 гг.

В этот период ведущее место в системе планового управления экономикой занимал государственный бюджет СССР, куда составной частью включался госбюджет РСФСР. Госбюджет СССР являлся основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Через него государство концентрировало у себя значительную долю (свыше половины) национального дохода страны и централизованно ее распределяло и перераспределяло для целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных проблем, содержания органов государственной власти и управления, укрепления обороны страны. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в государственном бюджете СССР. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджета союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджета краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Бюджеты автономных республик объединяли республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Бюджеты краев и областей включали краевые или областные бюджеты, бюджеты районов и бюджеты городов областного или краевого подчинения.

Информация о работе Бюджетная политика СССР