Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:13, курсовая работа
Для проведения своей политики государство нуждается в материальных средствах, и, с одной стороны, оно добывает себе эти средства, с другой стороны, затрачивает их на те или иные цели. Правительство при этом ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик... подавая свои голоса в форме денежных заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении.
Цель данной работы – рассмотреть особенности бюджетной системы государства в период 1966 – 1990 гг.
Введение 3
1. Основные направления финансово-бюджетной политики в 1966 – 1980 гг. 4
2. Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг. 6
3. Бюджетное устройство государства, основные направления бюджетной политики в 1981–1990 гг. 10
4. Роль бюджета государства в решении социальных вопросов. Дефицит государственного бюджета: причины и следствие 12
Заключение 16
Список использованных источников 18
План
Введение
Бюджет - это план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов, с другой.
"Нет лучшего способа управлять государством, чем управлять с помощью денег, и другого, лучшего способа управления государством, общество и человечество еще не придумало. Только перераспределяя деньги и денежные потоки в том или ином направлении, государство стимулирует развитие или, наоборот, сокращение тех или иных областей деятельности государства".
Для проведения своей политики государство нуждается в материальных средствах, и, с одной стороны, оно добывает себе эти средства, с другой стороны, затрачивает их на те или иные цели. Правительство при этом ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик... подавая свои голоса в форме денежных заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении.
Цель данной работы –
рассмотреть особенности
1. Основные направления
В 60-х годах была направлена на восстановление народного хозяйства. В общих чертах бюджетная система довоенного периода продолжала существовать.1
В 1978 году была принята новая Конституция РСФСР, в которой закреплялись основные моменты бюджетной системы.
Согласно ст. 158 Конституции
1978 года в государственную бюджетную
систему Российской Федерации как
самостоятельные части
По Конституции 1978 проводилось
разграничение доходов и
Согласно ст. 160 разграничение доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации между республиканским бюджетом Российской Федерации, республиканскими бюджетами республик в составе Российской Федерации, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга, областным бюджетом автономной области, окружными бюджетами автономных округов и местными бюджетами определялось законами Российской Федерации.
Государственный бюджет Российской Федерации разрабатывался Советом Министров Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Отчет об исполнении государственного бюджета Российской Федерации утверждался Верховным Советом Российской Федерации. Общие показатели исполнения бюджета публиковались для всеобщего сведения.
Государственный бюджет СССР представлял собой основной финансовый план Советского государства, посредством которого осуществлялось централизованное распределение и перераспределение значительной части национального дохода. Государственный бюджет СССР строился в соответствии с принципом полноты, под которым понималось включение в бюджет всех государственных доходов и расходов. В течение 60-х гг. в СССР была проведены мероприятия по систематизации и обновлению бюджетного законодательства.
Так, принят Закон СССР "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик". В этом Законе закреплялись основы советского бюджетного устройства, расширялись бюджетные права союзных республик. Согласно этому Закону во всех союзных республиках были приняты законы о бюджетных правах союзной республики, автономных республик и местных Советов.
Этими законами осуществлялось
более детальное регулирование
государственных доходов в
В целом в бюджетных законах того времени неналоговые доходы отражались бессистемно, а в ряде законов неналоговые доходы вообще не упоминались или не отделялись от налоговых доходов, что, естественно, объяснялось формой собственности на средства производства и жестким контролем за поступлением всех доходов в государственный бюджет, вне зависимости от их правовой природы. Кроме того, в законах о бюджете на соответствующий год не разграничивались налоги и неналоговые доходы. В свою очередь, доходы государственного бюджета не раскрывались, а указывалась лишь общая сумма всех доходов.
Следует также отметить, что доходы государственного бюджета СССР, помимо централизованного фонда, включали и децентрализованные доходы (доходы государственных предприятий и хозяйственных организации).
Со временем бюджетная
система стала центральным
2. Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг.
Состав расходов и доходов государственного бюджета советского государства в 60—70-е годы можно представить следующим образом.
К важнейшим государственным расходам относились ассигнования на народное хозяйство; на социально-культурные мероприятия и науку; на оборону страны; на развитие торговли и промышленности; на содержание органов государственной власти и органов государственного управления, суда и прокуратуры; на образование государственных материальных и финансовых резервов; на другие мероприятия, предусмотренные законодательством СССР.
Доходы государственного бюджета СССР и РСФСР 1980-х гг. формировались в основном: за счет отчислений от налогов на прибыль предприятий, объединений и организаций; таможенных пошлин; рентных платежей предприятий нефтяной и газовой промышленности; налога с продаж; доходов от внешнеэкономической деятельности; сборов и иных неналоговых доходов и др. Таким образом, доходы государственного бюджета были конкретизированы, однако налоговые и неналоговые доходы четко не разграничивались, а более того - объединялись в отдельные группы (например, в доходы от внешнеэкономической деятельности).
В число основных доходов государственного бюджета входили:
1) «часть доходов предприятий и хозяйствующих организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей;
2) подоходный налог
с колхозов, предприятий и организаций
кооперативных систем и
3) налоги с населения;
4) другие доходы, предусмотренные законодательством СССР».2
Наряду с вышеперечисленными основными
доходными источниками в
Так, например, в бюджет советского государства поступают средства государственного социального страхования. Их удельный вес в бюджете 1967 года составил 5,8 %.
В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.
В 1960-е гг. в СССР был введен еще ряд налогов.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог "Плата за фонды". Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.
Подоходный налог с
Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.
К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
Эпоха перестройки и
С принятием Закона СССР "О
государственном предприятии"
начинается реформа системы
Вносятся изменения в
Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
После распада СССР и
появления на месте бывших союзных
республик новых суверенных государств,
стали разрушаться
В соответствии с Законом РСФСР"Об
основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР", принятым в октябре
1991 г., стали самостоятельными республиканский
бюджет Российской Федерации, республиканские.
бюджеты республик в составе Российской
Федерации, бюджеты национально-государственных
и административно-
3. Бюджетное устройство
В этот период ведущее место в системе планового управления экономикой занимал государственный бюджет СССР, куда составной частью включался госбюджет РСФСР. Госбюджет СССР являлся основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Через него государство концентрировало у себя значительную долю (свыше половины) национального дохода страны и централизованно ее распределяло и перераспределяло для целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных проблем, содержания органов государственной власти и управления, укрепления обороны страны. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в государственном бюджете СССР. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджета союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджета краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Бюджеты автономных республик объединяли республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Бюджеты краев и областей включали краевые или областные бюджеты, бюджеты районов и бюджеты городов областного или краевого подчинения.