Бюджетная политика СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения своей политики государство нуждается в материальных средствах, и, с одной стороны, оно добывает себе эти средства, с другой стороны, затрачивает их на те или иные цели. Правительство при этом ведет себя так же, как и любой другой крупный плательщик... подавая свои голоса в форме денежных заявок в достаточном количестве и направляя их определенным образом, оно заставляет ресурсы перемещаться в том же направлении.
Цель данной работы – рассмотреть особенности бюджетной системы государства в период 1966 – 1990 гг.

Оглавление

Введение 3
1. Основные направления финансово-бюджетной политики в 1966 – 1980 гг. 4
2. Общая характеристика бюджетной системы и бюджетного устройства страны в 1966 – 1980 гг. 6
3. Бюджетное устройство государства, основные направления бюджетной политики в 1981–1990 гг. 10
4. Роль бюджета государства в решении социальных вопросов. Дефицит государственного бюджета: причины и следствие 12
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

бюджетная политика ссср.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Бюджеты районов состояли из районных бюджетов, бюджетов городов  районного подчинения, бюджетов рабочих  поселков и бюджетов сельских советов. В состав бюджетов городов входили городские бюджеты и бюджеты районов города. Бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР. В последующие годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

Эпоха перестройки и  постепенный переход на новые  условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение  отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии" (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

С принятием Закона СССР "О государственном предприятии" начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка  повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной бюджетной системой.

4. Роль бюджета государства в решении социальных вопросов. Дефицит государственного бюджета: причины и следствие

 

Бюджет - это план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов.

"Нет лучшего способа  управлять государством, чем управлять  с помощью денег, и другого, лучшего способа управления государством, общество и человечество еще не придумало. Только перераспределяя деньги и денежные потоки в том или ином направлении, государство стимулирует развитие или, наоборот, сокращение

В 60 – 80-е годы ведущее место в системе планового управления экономикой занимал государственный бюджет СССР, куда составной частью включался госбюджет РСФСР.

Госбюджет СССР являлся  основным финансовым планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Через него государство концентрировало у себя значительную долю (свыше половины) национального дохода страны и централизованно ее распределяло и перераспределяло для целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных проблем, содержания органов государственной власти и управления, укрепления обороны страны.

Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение  в государственном бюджете СССР. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские  бюджета союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджета краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Бюджеты автономных республик объединяли республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Бюджеты краев и областей включали краевые или областные бюджеты, бюджеты районов и бюджеты городов областного или краевого подчинения.

Важное значение имели  местные бюджеты.

Согласно ст. 137 Конституции 1978 г. органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов.

Согласно ст. 138 местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводили в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Здесь необходимо затронуть  вопросы бюджетного дефицита.

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания  второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в  состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений (подкормка "братских" режимов, создание ядерного оружия нового поколения и т.д.). С начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы.

В свою очередь начатая в 1985 году антиалкогольная кампания привела к сокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенном снижению поступлений налога с оборота. К тому же осуществление программы "ускорения" и перевооружения машиностроительного комплекса имело своим результатом заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом уже в 1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет СССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП .

Экономическая политика правительства М. Горбачева - Н. Рыжкова в последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными доходами и расходами. С 1986 года предприятия получили право оставлять в своем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшило отчисления в бюджет. Происшедшее в 1986 году падение мировых цен на нефть и другие энергоресурсы привело к дополнительному сокращению бюджетных доходов. В то же время ликвидация последствий чернобыльской катастрофы потребовало новых правительственных расходов. Дефицит консолидированного бюджета возрос до 6,2 % ВВП . Примечательно, что весь дефицит финансировался прямым кредитованием ЦБ.

Переход к институциональным  реформам в 1988 году при сохранении мягкой бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона о предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты, разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, начало предпринимательского движения. В том же году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и увеличением минимальной пенсии на 25 % . Величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года .

Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные  ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост  в процентах к ВВП вырос с 2,8 % ВВП в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной из предпосылок возникновения гиперинфляции в недалеком будущем.

 

Заключение

 

Итак, государственный бюджет СССР представлял собой основной финансовый план Советского государства, посредством которого осуществлялось централизованное распределение и перераспределение значительной части национального дохода. Государственный бюджет СССР строился в соответствии с принципом полноты, под которым понималось включение в бюджет всех государственных доходов и расходов. В течение 60-х гг. в СССР была проведены мероприятия по систематизации и обновлению бюджетного законодательства.

Принят Закон СССР "О бюджетных правах Союза ССР  и союзных республик". В этом Законе закреплялись основы советского бюджетного устройства, расширялись бюджетные права союзных республик. Согласно этому Закону во всех союзных республиках были приняты законы о бюджетных правах союзной республики, автономных республик и местных Советов.

В государственную бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включались республиканский бюджет Российской Федерации, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, местные бюджеты.

Разграничение доходов  и расходов государственного бюджета  Российской Федерации между республиканским  бюджетом Российской Федерации, республиканскими бюджетами республик в составе Российской Федерации, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга, областным бюджетом автономной области, окружными бюджетами автономных округов и местными бюджетами определялось законами Российской Федерации.

В целом в бюджетных  законах того времени неналоговые  доходы отражались бессистемно, а в  ряде законов неналоговые доходы вообще не упоминались или не отделялись от налоговых доходов, что, естественно, объяснялось формой собственности на средства производства и жестким контролем за поступлением всех доходов в государственный бюджет, вне зависимости от их правовой природы. Кроме того, в законах о бюджете на соответствующий год не разграничивались налоги и неналоговые доходы. В свою очередь, доходы государственного бюджета не раскрывались, а указывалась лишь общая сумма всех доходов.

Следует также отметить, что доходы государственного бюджета  СССР, помимо централизованного фонда, включали и децентрализованные доходы (доходы государственных предприятий и хозяйственных организации).

Со временем бюджетная  система стала центральным звеном финансовой системы СССР. Основными  частями бюджетной системы являлись бюджет СССР и союзные бюджеты. Законом  СССР от 25 июня 1980 г. "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" предусматривалась передача в бюджеты краев, областей, автономных областей и автономных округов части прибыли предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территориях этих образовании, а конкретные размеры таких отчислений устанавливались законодательством союзных республик.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Финансовые ресурсы народного хозяйства/ Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Финансы и статистика, 1982.
  2. Финансы/ Под ред. В. М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1994.
  3. Халфина Р. О. Правовое регулирование экономических отношений (вопросы теории) // В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. — М., 1984.
  4. Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права. — Саратов, 1979.
  5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—1991/ Под ред. О. И. Чистякова - М., 1997.
  6. Хромов П. А. Экономическая история СССР. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1982.
  7. Худокормова А. Г. История экономических учений: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998.
  8. Цыпкин С. Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. — М.: МГУ, 1983.

 

1 Хромов П. А. Экономическая история СССР. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1982.

2 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—1991/ Под ред. О. И. Чистякова - М., 1997.


Информация о работе Бюджетная политика СССР