Разработка стратегии развития предприятием сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

В последние несколько лет туризм рассматривается в России как одно из ключевых направлений развития отечественной экономики. Это подтверждается и статьями Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», и принятым в 2005 г. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», благодаря которому в России появились 7 зон туристско-рекреационного типа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание стратегического управления и стратегии
предприятия
1.2 Классификация стратегий предприятия
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
1.4 Методы и модели формирования стратегии предприятия
1.5. SPACE–анализ как метод формирования стратегии
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП ГК «ОДУГЕН» ЗА 2006-2008 гг
2.1 Общая характеристика ГУП ГК «ОДУГЕН»
2.1.1 Месторасположение корпусов
2.1.2 Технология обслуживания гостей
2.1.3 Технические характеристики корпусов
2.2 Анализ внешней среды
2.2.1 Общие тенденции развития гостиничного и туристического бизнеса по Республики Тыва
2.2.2 Анализ конкурентов
2.2.3 Характеристика поставщиков
2.2.4 Анализ потребителей
2.3 Анализ внутренней среды
2.3.1 Анализ состава и структуры персонала
2.3.2 Анализ финансового состояния
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУП ГК «ОДУГЕН»
3.1 SPACE–анализ ГУП ГК «Одуген»
3.2 Разработка мероприятий по реализации стратегии ГУП ГК «Одуген»
3.2.1 Проектирование состава и характеристика производственных помещений
3.2.2 Характеристика основных помещений и их составляющих
3.2.3 Разработка производственной программы
3.2.4 Экономическая эффективность проекта
3.3 Направления и мероприятия по улучшения финансового состояния ГУП ГК «Одуген»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

пример 7 .docx

— 169.84 Кб (Скачать)

http://dip-ref.ru/diplom/3686.htm

Разработка  стратегии развития предприятием сервиса  и туризма

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1  Содержание стратегического управления и стратегии

предприятия

1.2         Классификация стратегий предприятия

1.3         Процесс разработки и реализации стратегии предприятия

1.4         Методы и модели формирования стратегии предприятия

1.5. SPACE–анализ как метод  формирования стратегии

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП  ГК «ОДУГЕН» ЗА 2006-2008 гг

2.1 Общая характеристика  ГУП ГК «ОДУГЕН»

2.1.1 Месторасположение корпусов

2.1.2 Технология обслуживания  гостей

2.1.3 Технические характеристики  корпусов

2.2 Анализ внешней среды

2.2.1 Общие тенденции развития  гостиничного и туристического  бизнеса по Республики Тыва

2.2.2 Анализ конкурентов

2.2.3 Характеристика поставщиков

2.2.4 Анализ потребителей

2.3 Анализ внутренней среды

2.3.1 Анализ состава и  структуры персонала

2.3.2 Анализ финансового  состояния

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГУП ГК «ОДУГЕН»

3.1 SPACE–анализ ГУП ГК  «Одуген»

3.2 Разработка мероприятий  по реализации стратегии ГУП  ГК «Одуген»

3.2.1 Проектирование состава  и характеристика производственных    помещений

3.2.2 Характеристика основных  помещений и их составляющих

3.2.3 Разработка производственной  программы

3.2.4 Экономическая эффективность  проекта

3.3 Направления и мероприятия  по улучшения финансового      состояния ГУП ГК «Одуген»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние несколько  лет туризм рассматривается в  России как одно из ключевых направлений  развития отечественной экономики. Это подтверждается и статьями Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», и принятым в 2005 г. Федеральным  законом «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации», благодаря  которому в России появились 7 зон  туристско-рекреационного типа.

В «Стратегии развития туризма  в Российской Федерации на период до 2015 года» указано, что «туризм  – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. При этом в отличие  от многих других отраслей экономики  туризм не приводит к истощению природных  ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках» [37].

В связи с этим туризм должен стать одной из ведущих  отраслей экономики многих регионов России. К одним из таких регионов относится Республика Тыва. В Республиканской  целевой программе « Развитие туризма в Республике Тыва на 2002 – 2010 гг.» поддержка развития предпринимательства  в сфере туризма, в частности  малого предпринимательства, а также  разработка и внедрение на туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания определены как основные задачи [27].

По Республиканской целевой  программе «Государственная поддержка  и развитие малого и среднего предпринимательства, туризма по Республике Тыва на 2008 – 2010 годы» [29] выделены средства на льготное кредитование, участие в выставках-ярмарках, издание каталогов туристских фирм, маршрутов, объектов гостиничного хозяйства, кадровое и научно-методическое обеспечение  малого и среднего предпринимательства. Все эти направления могут  быть заложены в стратегию развития предприятия  ГУП ГК «Одуген».

Значение стратегии, позволяющей  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко  возросло в  последние десятилетие. Ускорение изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или  «искусство генерала». Этот военный  термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В  менеджменте стратегия рассматривается  как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор  правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление  миссии и достижение хозяйственных  целей организации [16].

Единой стратегии для  всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой организации  свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Особую актуальность проблемы стратегия предприятия приобретает  на современном этапе. Перед любым  предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит лишь одна по-настоящему серьезная проблема —  это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные  предприятия решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в  основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Сущность этой концепции заключается в поиске ответа на вопрос: «Как следует управлять предприятием в условиях динамичности, изменчивости и неопределенности внешней среды?».

Каждое предприятие, работая  в условиях жесткой конкуренции  и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.

Вопросу стратегического  управления предприятием или организацией посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий. При этом в первом случае рассматриваются в основном отдельные аспекты разработки или реализации стратегии, что, как правило, является не достаточно исчерпывающим для теоретиков, т.е. сферы науки и образования. Во втором случае, процесс стратегического управления анализируется всесторонне и носит скорее методологический характер, что, в свою очередь, не находит поддержки у практиков, т.е. руководителей предприятий и организаций. Можно говорить о наличие некоторого дефицита материала, дающего краткие, но в то же время подробные рекомендации по формированию стратегического поведения предприятий общественного питания.

В данной работе хотелось бы рассмотреть процесс формирования стратегии в форме некоторого алгоритма, представляющего собой  целостную и одновременно конспективную схему формирования стратегического поведения предприятия. Для этого раскроем сущность понятия «стратегического управления» и подробно рассмотрим процесс формирования стратегического поведения предприятия. Раскроем содержание основных этапов стратегического управления, т.е. рассмотрим те шаги, которые необходимо предпринять для конструктивной разработки и эффективной реализации стратегии.

Также в данной дипломной  работе необходимо проанализировать деятельность гостиничного комплекса ГУП «Одуген», определив основные недостатки и выявив преимущества. А также провести необходимые исследования и сформировать стратегическое поведение организации на перспективу, т.е. определить оптимальную стратегию развития и разработать мероприятия по внедрению данной стратегии в жизнь.

Целью данной дипломной работы является разработка стратегии развития организации на примере ГУП ГК «Одуген».

Для этого необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. рассмотреть теорию вопроса и сформировать программу исследования;
  2. провести анализ внешней и внутренней  среды;
  3. дать оценку деятельности в области разработки стратегии развития ГУП ГК «Одуген»;
  4. разработать программу мероприятий по реализации стратегии развития данного гостиничного комплекса.

Объектом исследования служит гостиничный комплекс ГУП «Одуген».

Предметом исследования данной дипломной работы явилась разработка стратегии развития гостиничного комплекса.

При написании дипломной  работы использовались как общенаучные  методы (анализ и синтез, индукция и  дедукция и другие), традиционные методы (сравнение, абсолютных, относительных  и средних величин, группировки), методы маркетинговых исследований (SPACE-анализ, анализ внешней и внутренней среды).

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Содержание стратегического управления и стратегии предприятия

Важнейшая проблема для любой  организации, действующей в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечение непрерывности  развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта  проблема решается различными организациями  по своему, но в основе ее лежит кропотливая  и трудоемкая работа по созданию конкурентных преимуществ. Содержание и организацию  этой работы раскрывает концепция стратегического  управления.

Сущность этой концепции  заключена в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Ответ  на этот вопрос включает не только необходимость  проведения анализа и оценки среды  и прогнозирования того, как она  будет изменяться во времени, но и  создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой и характером и результатами деятельности организации [4, с.39].

Организация действует на определенном рынке (среде), выпускает  определенный товар с определенными  издержками, зависящими от ее потенциала (производственного, научно-технического, организационного, экономического). Можно  считать, что характер деятельности организации будет соответствовать  среде, когда организация будет выпускать и реализовывать нужный данному рынку товар и при этом результат ее деятельности отвечал бы ожиданиям руководства. Это состояние обеспечивается качественным и своевременным выполнением всех производственных и управленческих функций: прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, а также соответствующим уровнем составляющих потенциала: квалификации работников, материально-технологической базы, технологии и др.

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы  и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно  меняющихся условиях внешней среды  [8, с.47].

Стратегическое управление – область деятельности высшего  руководства организации, главная  обязанность которого состоит в  определении предпочтительных направлений  и траекторий развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает конкурентные преимущества [22, c.44].

Существует целый ряд  определений стратегического управления, в которых делается упор на различные  его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности границ понятия.

Дефиниция стратегического  управления включает:

1) стратегическое управление  – это вид, сфера деятельности  по управлению, состоящий в реализации  выбранных перспективных целей  через осуществление изменений  в организации;

2) стратегическое управление  – это процесс, посредством  которого осуществляется взаимодействие  организации с ее окружением;

3) стратегическое правление  -  это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний [16, c.33].

И. Ансофф так определил содержание понятия: «деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [4].

Для понимания сущности стратегического  управления отметим, что стратегическое управление – это управление в  социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие  стороны:

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятием сервиса и туризма