Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Любая фирма формулирует свое предназначение в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей рынка. Внешняя среда, включающая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов (при их составом, структурой и качественными характеристиками), которыми может обладать предприятие для выполнения своей миссии.
Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственную позицию заняла фирма, стратегически продуманную или наиболее правильно выдающуюся: место, время, товар и его цену. Понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами внешней среды на рынке позволяет оценить эффективность, с которой система конкурирующих предприятий обеспечивает благосостояние потребителей в целом.
Введение 4
1. Альтернативы развития предприятия и особенности формирования экономических стратегий 6
1.1. Понятие стратегии предприятия 6
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия 11
1.3. Общие принципы формирования экономических стратегий 13
1.4. Основные конкурентные стратегии 17
2. Формирование стратегии развития 24
2.1. Общая характеристика ООО «Оланта» 24
2.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «Оланта» 27
2.3. Исследование факторов макро- и микросреды 30
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия 36
3. Выбор стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования 44
3.1. Выбор стратегии предприятия 44
3.2. Направления совершенствования формирования стратегии предприятия 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ГОУВПО «ЧелГУ»)
факультет Управления
кафедра «Менеджмента»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Экономика и управление предприятием”
Выполнил: Елизарьева Л.В
студент гр. УМЗ-201
Проверила: Е.Л.Алексеева
преподаватель кафедры
«Менеджмента»
2013
Содержание
Введение 4
1. Альтернативы развития предприятия и особенности формирования экономических стратегий 6
1.1. Понятие стратегии предприятия 6
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия 11
1.3. Общие принципы формирования экономических стратегий 13
1.4. Основные конкурентные стратегии 17
2. Формирование стратегии развития 24
2.1. Общая характеристика ООО «Оланта» 24
2.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «Оланта» 27
2.3. Исследование факторов макро- и микросреды 30
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия 36
3. Выбор стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования 44
3.1. Выбор стратегии предприятия 44
3.2. Направления совершенствования формирования стратегии предприятия 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Любая фирма
формулирует свое предназначение в
условиях определенного состава, структуры
и состояния внешней среды, определяющие
систему возможностей фирмы по удовлетворению
определенных потребностей рынка. Внешняя
среда, включающая микро- и макроуровень,
формирует вполне определенную систему
ресурсов (при их составом, структурой
и качественными
Успех фирмы
зависит от умения тщательно анализировать
рынок и от того, какую собственную
позицию заняла фирма, стратегически
продуманную или наиболее правильно
выдающуюся: место, время, товар и
его цену. Понимание сложных
Суть
стратегического аспекта в
Предметом исследования является совокупность практических проблем и принципов формирования определенной экономической стратегии.
Целью написания курсовой работы является анализ основных принципов формирования экономической стратегии предприятия для овладения практическими навыками формирования стратегии развития конкретного предприятия.
В процессе
проведения исследования были использованы
материалы внутренней отчетности предприятия,
данные статистических справочников и
материалы практикующих специалистов
в области менеджмента и
Понятие стратегии занимает центральное место в теории стратегического управления. Этимологически слово «стратегия» происходит от давнегреческого языка: stratos – армия, войско; agos – я руковожу [5, с. 162]. Сначала оно определяло искусство или науку быть полководцем. Еще в древнем Китае в период между 480 и 221 гг. н.э. была написана книга, под названием «Искусство войны». Это древнее произведение свидетельствует, что уже тогда стратегия была неотъемлемым элементом мировоззрения людей, а в это понятие вкладывался такой смысл, который сегодня мы можем назвать нормой оптимального поведения.
В древности
считалось, и с этим нельзя не согласиться,
что разработка стратегии является
искусством одаренных личностей. Но
столь безграничными и
Определяющей для становления и развития стратегического управления была позиция И.Ансоффа, который развил концепцию стратегии на основе определения возможностей фирмы и направлений ее роста. Его концепция деловой или корпоративной стратегии, имеет четыре базовых компонента:
1) определение возможностей рынка изделия и его перспектив по развитию диверсификации;
2) разработка
и детализация вектора роста
или направления, в котором
имеет место изменение
3) выделение
уникальных возможностей как
рынков изделий, так и
4) достижение синергетического эффекта в результате сочетания компетенций фирмы [17, с. 105].
Кроме вклада А.Чандлера, К.Ендрю и И.Ансоффа, важными для теоретического обоснования стратегической концепции и, в частности. для определения понятия стратегии, в иностранной литературе 60-х и 70-х гг. содержатся и другие, достаточно разные, дефиниции и подходы к определению роли стратегии:
– Стратегия связана с распределением ресурсов;
– Стратегия – сочетание интегрирующих решений и действий;
– Стратегия всегда достигает определенной цели или результата;
– Стратегия может быть хорошей или плохой, но какой она является, зависит от наличия конкурентного преимущества;
– Стратегия приспосабливает организацию к внешней среде;
– Стратегия влияет на управленческую структуру фирмы;
– Стратегия охватывает и предпринимательскую, и управленческую деятельность;
– Стратегия используется на разных уровнях управления: корпоративном и деловом;
– Стратегия имеет сущностную и процессную стороны, есть различия между созданием стратегии и ее применением [12, с. 215].
Перечисленные и другие аналогичные определения сущности и назначения стратегии имели положительный характер; вместе с тем при их обработке создавалась определенная основа для дальнейшего развития теории стратегии, для перехода от индуктивной к дедуктивной последовательности в теоретических построение. Такой переход происходил в 70-е годы. Основные идеи, которые были привнесены в развитие понятия стратегии предприятия, заключались в:
– Отображении причин, которые объясняют результат, достигнутый предприятием;
– Установлении эмпирическим путем взаимосвязи между стратегией предприятия и его исходным состоянием;
– Объяснении наличия большого разнообразия предприятий, фирм, компаний и т.д. через разнообразие стратегий, используемых ими;
– Осмыслении и аналитическом представлении соотношения между различными бизнес-единицами определенного предприятия и др.
За последние
годы появился ряд публикаций, посвященных
проблемам стратегического
– Стратегия – набор правил и приемов, с помощью которых достигаются цели развития предприятия;
– Стратегия – способ действий, который обусловливает вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения в достаточно длительном интервале [1, с. 98].
По нашему мнению, акцентирование на, прежде всего, обеспечивающей функции стратегии не является корректным, поскольку в средствах, правилах, приемах, решениях и действиях содержится, естественно, в определенной форме та или иная цель. Средства и их использование не являются нейтральными относительно цели.
Достаточно распространенным являются определения, составляющие вторую группу, по которым стратегия выступает определенным плановым документом:
– Стратегия – объединенный план, который связывает все составляющие элементы фирмы и различные аспекты ее деятельности;
– Стратегия – план действий фирмы для достижения рыночного успеха и, где только возможно, приобретения конкурентного преимущества над фирмами-соперниками;
– Стратегия – долгосрочный план организации.
Стоит обратить внимание на то, что нередко понятие стратегии трактуется именно в аспекте долгосрочности. По нашему мнению, период, на который определяется стратегия, является производной величиной и зависит от цели предприятия, сущности и объема стратегических действий, которые предполагаются к реализации. То есть можно сказать, что стратегия не является функцией времени, а прежде выступает функцией содержания, направления развития. В отличие от долгосрочных планов стратегия может быть пересмотрена в любой момент (экстремальная, но вполне возможна ситуация). Не дожидаясь конца планового периода стратегия может быть заново определена в связи с реализацией предварительной и т.д.
Безусловно, стратегический план разрабатывается на основе принятой стратегии. Но эти понятия не являются синонимами, поскольку реальная стратегия любого предприятия включает в себя две части: запланированные действия и необходимые поправки в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения). Как считают А.А.Томпсон и А.Дж.Стрикленд, стратегию лучше всего рассматривать «как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы». Во всяком случае, элемент незапланированности всегда присутствует в любой стратегии, что, наверное, и отличает ее от определенного плана [8, с. 196].
Мы считаем, что наиболее полно понятие стратегии раскрывается в определениях, которые составляют третью группу и для которых важным является подчеркивание обязательного наличия динамической компоненты: цели и комплекса действий, которые имеют определяющий характер для предприятия и которые отличают его от других предприятий. Стратегические цели являются исходными и определяющими для всей стратегии. Вместе с тем цели пересматриваются или корректируются вследствие действия внешних факторов (адаптация) и уточняются или изменяются с учетом наличия динамики внутренних ресурсов. Откуда, в общем смысле, определение понятия стратегии должно включать в себя три обязательных элемента: цели, их адаптация и внутренние возможности достижения.
Таким образом,
можно сказать, что стратегия
предприятия представляет собой
установленный набор
1. Стратегия
любого предприятия является, как
правило, портфельной, т.е.
2. Как
для существующих направлений,
так и для новых, возникших
в портфеле предприятия
3. Каждый
из направлений имеет свои
собственные стратегические
4. Все
составляющие стратегического
5. Как
конкурентные преимущества
Стратегий у предприятий может быть множество, но все они базируются, в основном, на четырех стратегических альтернативах, это:
1. Ограниченный рост фирмы.
2. Рост.
3. Сокращение.
4. Сочетание любых трех явлений [6, с. 127].
Рассмотрим вкратце каждую из них.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия