Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Любая фирма формулирует свое предназначение в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей рынка. Внешняя среда, включающая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов (при их составом, структурой и качественными характеристиками), которыми может обладать предприятие для выполнения своей миссии.
Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственную позицию заняла фирма, стратегически продуманную или наиболее правильно выдающуюся: место, время, товар и его цену. Понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами внешней среды на рынке позволяет оценить эффективность, с которой система конкурирующих предприятий обеспечивает благосостояние потребителей в целом.
Введение 4
1. Альтернативы развития предприятия и особенности формирования экономических стратегий 6
1.1. Понятие стратегии предприятия 6
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия 11
1.3. Общие принципы формирования экономических стратегий 13
1.4. Основные конкурентные стратегии 17
2. Формирование стратегии развития 24
2.1. Общая характеристика ООО «Оланта» 24
2.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «Оланта» 27
2.3. Исследование факторов макро- и микросреды 30
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия 36
3. Выбор стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования 44
3.1. Выбор стратегии предприятия 44
3.2. Направления совершенствования формирования стратегии предприятия 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Итак, основными видами деятельности ООО «Оланта» является оптовая и розничная торговля мебелью и изготовления мебели. Ведущим видом деятельности является торговля мягкой и корпусной мебелью. Предприятие реализует свою продукцию через шесть розничных торговых предприятий, целевым сегментом является группа потребителей со средним достатком.
Начальным этапом в разработке миссии и стратегии предприятия является определение целей его деятельности. Цели – желаемые конечные результаты, которых руководство и трудовой коллектив стремится достичь. При формулировании целей учитываются существующие проблемы предприятия. Целями ООО «Оланта» являются:
1) расширение рынков сбыта продукции;
2) усиление работы с потребителями;
3) максимально возможное освобождение от дебиторской задолженности;
4) оптимизация процесса распределения продукции.
Названные цели являются основой формирования миссии предприятия. Ограниченность ресурсов на предприятии требует выбрать приоритеты в работе и определить обеспечивающие условия для достижения каждой конкретной цели. Для этого построим "дерево целей" с помощью метода обеспечения необходимых условий (обеспечивающих условий).
Формулируем цели. Вышеперечисленные цели являются общими, поэтому необходимо их конкретизировать. Таким образом, имеем следующие цели ООО «Оланта»:
1) расширение существующих рынков сбыта продукции на 0,25 - 0,5% ежегодно до 2013 г.;
2) в течение 2011-2012 гг. проводить усиленный контроль за дебиторской задолженностью с целью освобождения от нее;
3) оптимизация процесса распределения продукции путем уменьшения транспортных расходов в 2011-2012 гг. на 2-3% и расширение инфраструктуры.
Каждая из этих целей способствует обеспечению миссии ООО «Оланта», а потому может быть представлена по направлениям деятельности в таблице 2.
Вышеприведенные направления деятельности ООО «Оланта» оцениваем по приоритетности их достижения и выбираем из множества альтернативных путей оптимальный. Для этого используем таблицу 3.
Указанная в таблице 3 по каждому фактору цель является стальной целью и на "дереве целей" обозначена С 1 - С 3. Стилю цели также требуются обеспечивающие условия и выбор приоритетности их достижения.
Таблица 2
Факторы (условия), обеспечивающие достижение миссии
Фактор |
Текущее состояние предприятия |
Желаемое состояние предприятия |
Организация управления |
Линейно-функциональная структура управления |
Линейно-функциональная структура управления |
Организация производства |
Производство, хранение и реализация корпусной и мягкой мебели |
Обеспечить 100% использование производственных мощностей |
Финансовое управление |
Высокая платежеспособность предприятия,
наличие дебиторской |
Ликвидация дебиторской Контроль платежеспособности |
Маркетинг |
Анализ потребительских |
Проведение анализа Расширение дилерской сети по сбыту в Челябинске |
Логистика |
Минимизация сбытовых расходов |
Уменьшение транспортных расходов. Расширение инфраструктуры путем построения распределительного центра. Ликвидация дебиторской |
НИОКР |
Работы не проводятся |
Создание новых видов |
Таблица 3
Выбор и оценка обеспечивающих условий
Фактор |
Обеспечивающее условие |
Вес |
Финансовое управление |
Ликвидация дебиторской |
1 |
Контроль платежеспособности (Р 2) |
2 | |
Цель: в течение 2011-2012 гг. проводить усиленный контроль за дебиторской задолженностью с целью освобождения от нее (С 1) | ||
Маркетинг |
Налаживание контакта с покупателями в розничных точках продаж (Р 3) |
1 |
Расширение дилерской сети (Р 4) |
2 | |
Цель: расширение существующих рынков сбыта продукции на 0,25-0,5% ежегодно до 2013 г. (С 2) | ||
Логистика |
Уменьшение транспортных расходов (Р 5) |
2 |
Построение распределительного центра (Р 6) |
3 | |
Ликвидация дебиторской |
1 | |
Цель: оптимизация процесса распределения продукции путем уменьшения транспортных расходов в 2011-2012 гг. на 2-3% и расширение инфраструктуры (С 3) |
На рис. 2 "дерева целей" под двойной линией оценим вес каждой отдельной рабочей цели (Р 1 – Р 6).
Рис. 2. Схематическое изображение "дерева целей" ООО «Оланта»
Миссия ООО «Оланта» на будущее звучит следующим образом: "Удовлетворение эксплуатационных, эргономических и эстетических потребностей покупателей кухонной мебели, предлагая широкий ассортимент мягкой и корпусной мебели с оптимальным соотношением "цена - качество".
Диагностика среды ООО «Оланта» осуществляется с целью формирования реакции предприятия на изменение определенных факторов для достижения сформулированных целей. Отношения предприятия с внешней средой очень динамичны, и в практике его работы не бывает моментов, когда эта среда статичное. Оценка изменений во внешней среде очень важна для определения возможностей и угроз деятельности предприятия.
Начнем анализ внешней среды ООО «Оланта» с факторов макросреды или PEST-анализа. Анализ макроокружения предприятия производится с целью определения уровня воздействия на ООО «Оланта» следующих факторов: экономических, политико-правовых, рыночных, технологических, географических и социально-культурных.
PEST (STEP) анализ
- стратегический анализ
Поскольку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат, стабильность и перспективы развития.
Экономический
фактор изучается как основной для
определения инвестиционных перспектив
и перспектив развития рынков, покупательной
способности и т.д. Также изучается
распределение экономических
Социальный фактор определяет динамику потребительских предпочтений, распределение и структуру социальных групп населения, возрастную и гендерную структуру.
Последним
фактором является технологический
компонент. Целью его исследования
принято считать выявление
Анализ выполняется по схеме «фактор – предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Характеристика макросреды (PEST-анализ) предприятия в разрезе основных компонентов и факторов представлена в приложении 1.
Из результатов
проведенного анализа следует, что
факторы макросреды в целом способствуют
повышению
Исследование микросреды ООО «Оланта» предполагает анализ пяти факторов: конкурентов, поставщиков, посредников, потребителей и контактных аудиторий. Ниже охарактеризованы все участники микросреды и указано влияние каждого из них на деятельность предприятия.
Уровень конкуренции в отрасли является весьма значительным. Основными конкурентами на рынке мебели у ООО «Оланта» являются:
1. ЗАО "Новый Стиль" – мебель для сидения, офисная мебель;
2. ООО "Меркс-трейд" – кухонная мебель, офисная мебель, мебель для сидения;
3. ОАО "Прогресс" – кухонная мебель, офисная мебель, мебель для сидения.
Упомянутые производители являются конкурентами в высоком и среднем ценовых сегментах. Также не следует забывать о мелких частных предпринимателей, самостоятельно занимающихся изготовлением мебели (конкуренты в низком ценовом сегменте).
Предприятие сотрудничает с местными поставщиками, а именно, мебельной фабрикой "Веста" (мягкая мебель), "Мебельной фабрикой" (корпусная мебель) и предприятием "Модерн" (мягкая и корпусная мебель).
ООО «Оланта» реализует свою продукцию через посредника, а именно, розничную торговлю. То есть используется одноуровневый канал распределения, изображенный на рисунке 3.
Рис. 3. Канал распределения ООО «Оланта»
Следует отметить ширину данного канала, которая характеризуется числом участников канала распределения, выделяемое для каждого уровня. Всего предприятие имеет 6 посредников (розничных торговых предприятий).
Результаты исследования факторов микросреды предприятия в разрезе основных факторов приведены в приложении 2.
Потребителями продукции предприятия являются физические лица и юридические лица, находящиеся на территории Челябинска. Контактные аудитории (СМИ, ассоциации потребителей, государственные органы власти, местное население) оказывают ощутимое влияние на деятельность ООО «Оланта» путем размещения статей по определенным аспектам деятельности предприятия, надзора за соблюдением законов, общественной поддержки деятельности предприятия.
В результате проведения анализа факторов макро- и микросреды предприятия были выявлены возможности и угрозы, указанные в таблице 4.
Проведенный
анализ факторов внешней среды предприятия
свидетельствует о том, что окружение
достаточно благоприятно, содержит существенные
возможности для дальнейшего
его развития. Общее влияние макросреды
примерно равно влиянию микросреды,
что является следствием значительного
уровня конкурентной борьбы за рынки
сбыта и влияния
Таким образом, следует отметить ведущее влияние факторов экономической среды на деятельность предприятия. Хотя не следует игнорировать влияние и остальных угроз: технологическое отставание, сменяемость ориентиров государственной экономической политики, несбалансированность финансово-кредитной политики, отсутствие статей о деятельности предприятия в областных СМИ.
Таблица 4
Возможности и угрозы внешней среды ООО «Оланта»
Вид среды |
Возможности |
Угрозы | |
Макро-среда |
Доступность сырьевых ресурсов |
Снижение уровня занятости населения | |
Рост уровня образования населения |
Недостатки системы | ||
Стабильность законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность |
Рост темпов инфляции, снижение курса национальной валюты | ||
Укрепление политической стабильности |
Технологическое отставание | ||
Благоприятные демографические изменения (увеличение населения) |
Сменяемость ориентиров государственной экономической политики | ||
Улучшение отношения населения к предпринимательству |
Несбалансированная финансово- | ||
Улучшение отношения людей к труду |
|||
Микро-среда |
Увеличение количества потребителей |
Расширение рынков сбыта продукции в районах Челябинска | |
Расширение деятельности потенциальных конкурентов |
Растущее конкурентное давление | ||
Уменьшение количества конкурентов в области |
Отсутствие статей о деятельности предприятия в СМИ | ||
Стабильность потребностей потребителей |
|||
Расширение ассортимента продукции |
|||
Гарантия качества материалов и средств, соблюдение сроков их доставки |
|||
Разработка программы |
|||
Повышение мотивации посредников (дилеров) |
|||
Общественная поддержка |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия