Разработка стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Любая фирма формулирует свое предназначение в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей рынка. Внешняя среда, включающая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов (при их составом, структурой и качественными характеристиками), которыми может обладать предприятие для выполнения своей миссии.
Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственную позицию заняла фирма, стратегически продуманную или наиболее правильно выдающуюся: место, время, товар и его цену. Понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами внешней среды на рынке позволяет оценить эффективность, с которой система конкурирующих предприятий обеспечивает благосостояние потребителей в целом.

Оглавление

Введение 4
1. Альтернативы развития предприятия и особенности формирования экономических стратегий 6
1.1. Понятие стратегии предприятия 6
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия 11
1.3. Общие принципы формирования экономических стратегий 13
1.4. Основные конкурентные стратегии 17
2. Формирование стратегии развития 24
2.1. Общая характеристика ООО «Оланта» 24
2.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «Оланта» 27
2.3. Исследование факторов макро- и микросреды 30
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия 36
3. Выбор стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования 44
3.1. Выбор стратегии предприятия 44
3.2. Направления совершенствования формирования стратегии предприятия 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 118.79 Кб (Скачать)

 

Таким образом, условиями эффективного и успешного  функционирования на рынке ООО «Оланта» является изучение деятельности потенциальных  конкурентов, потому что мебельный  рынок достаточно насыщенным, и дальнейшее всестороннее учета влияния негативных экономических тенденций на деятельность предприятия.

Далее можем  провести анализ структуры конкуренции  с использованием 5-факторной модели Портера.

1. Угроза  появления новых конкурентов.

Барьеры на входе для разных стратегических групп различны. Невысоки, для стратегической группы местных компаний торгующих  мебелью и имеющих похожее  направление деятельности, и достаточно высоки для иностранных компаний.

С нуля войти  в отрасль на сегодняшний день практически не возможно, так как  велики затраты на оборудование и  материалы. Для местных компаний - это значительные инвестиции, которые  начнут приносить прибыль не раньше чем через 2-3 года, для иностранных  компаний - не надлежащее знание местного менталитета и характера покупателя.

2. Угроза  усиления интенсивности конкуренции  в отрасли.

Российские компании постепенно наращивают обороты.

Степень угрозы: средняя.

3. Угроза товаров-заменителей.

Такая угроза присутствует, так как постоянно появляются новые предметы мебели или усовершенствуются старые.

4. Угроза усиления власти покупателей.

Степень угрозы очень велика, потому что производство ориентируется на потребителя среднего класса, которых очень много.

5. Угроза усиления рыночной власти поставщиков.

Степень угрозы не слишком высока, так как существуют на рынке несколько поставщиков основновного сырья, материалов.

 

 

2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия

 

Потенциал ООО «Оланта» образует совокупность стратегических компонентов предприятия: маркетинг, производство, финансы, кадры  и организационная культура.

Проведем SNW-анализ. При SNW-анализе оценивается  состояние внутренней среды предприятия  по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок [14, с. 206]:

– Сильная (Strength);

– Нейтральная (Neutral);

– Слабая (Weakness).

Ниже  в таблице 5 приведены результаты SNW-анализа для данного предприятия.

Главная задача SNW-анализа – это выявление  «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии  развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. В нашем примере к  «пассиву» (слабым позициям) предприятия  относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами  предприятия):

1. Отсутствие стратегии развития;

2. Слабое обучение персонала;

3. Неэффективная организационная структура;

4. Слабое информационное обеспечение;

5. Низкая организация планирования;

6. Низкая организация маркетинга;

7. Отсутствие системы оценки качества работы персонала;

8. Сильная зависимость от поставщиков.

Ниже  охарактеризованы упомянутые стратегические компоненты и выделены сильные и  слабые стороны каждого из них.

 

 

Таблица 5

SNW-анализа  для ООО «Оланта»

п/п

Значимые параметры в деятельности предприятия

Ранг

S

N

W

1.

Обучение персонала

2

   

Х

2.

Условия труда

   

Х

 

3.

Мотивация и стимулирование персонала

   

Х

 

4.

Текучесть кадров

 

Х

   

5.

Квалификация персонала

   

Х

 

6.

Оценка качества работы персонала

7

   

Х

7.

Социальный пакет

   

Х

 

8.

Организация планирования

5

   

Х

9.

Уровень технической оснащенности

   

Х

 

10.

Информационное обеспечение

4

   

Х

11.

Качество выпускаемой продукции

   

Х

 

12.

Организация маркетинга на предприятии

6

   

Х

13.

Производственные площади

 

Х

   

14.

Организационная структура предприятия

3

   

Х

15.

Состояние охраны труда

 

Х

   

16.

Дилерская сеть

   

Х

 

17.

Объемы производства

 

Х

   

18.

Ассортимент выпускаемой продукции

 

Х

   

19.

Численность персонала

   

Х

 

20.

Заработанная плата

   

Х

 

21.

Имидж (деловая репутация) предприятия

 

Х

   

22.

Психологический климат в коллективе

 

Х

   

23.

Финансовая устойчивость предприятия

 

Х

   

24.

Территориальное расположение

 

Х

   

25.

Ценовая политика

   

Х

 

26.

Объемы продаж

   

Х

 

27.

Сроки выполнения заказов

   

Х

 

28.

Зависимость от поставщиков

8

   

Х

29.

Ориентация на потребителя

   

Х

 

30.

Стратегия развития предприятия

1

   

Х


 

Начнем  анализ с маркетинговой деятельности. Рыночная доля предприятия меньше единицы, то есть фирма имеет слабые рыночные позиции. Уровень конкуренции в  отрасли является весьма значительным. Основными конкурентами на рынке  мебели в ООО «Оланта» является ЗАО "НовыйСтиль" - мебель для сидения, офисная мебель, ООО "Меркс-трейд" - кухонная мебель, офисная мебель, мебель для сидения и ОАО "Прогресс" - кухонная мебель, офисная мебель, мебель для сидения.

Оценивая  осуществление маркетинговой деятельности ООО «Оланта» проанализируем структуру  товарных групп продукции, которую  выпускает предприятие (рис. 4).

Наибольшей  популярностью пользуются изделия  среднего ценового уровня, поскольку  товары этой группы предлагают покупателям  компромисс цены и качества. На сегодняшний  день предприятие предлагает потребителям товары широкого потребления, а именно мебель различного функционального  назначения. Это мебель для спальных комнат, мебель для отдыха, офисная, кухонная мебель, столярные изделия.

 

Примечание: 30 % - наборы для спальни; 41 % - наборы для кухни; 5 % - наборы для прихожих; 8 % - наборы для административных помещений; 18 % - мягкая мебель; 3 % - мебель вне наборов.

Рис. 4. Структура товарооборота предприятия в 2010 году

 

Ассортимент мебели, которые предлагает ООО «Оланта» является достаточно широким и насыщенным. Он подробно рассмотрен в таблице 1, где приведены основные ассортиментные группы товаров, которые содержат в  себе определенное количество видов  мебели, каждый из них имеет свои разновидности.

Отличием  мебели является сезонность спроса: ежегодно в конце III и в IV кварталах (конец  лета и осенью) объемы реализации резко  возрастают, тогда как в I и II кварталах (зимой и весной) – падают. Сезонность спроса наблюдается для всех без исключения ассортиментных групп мебели.

ООО «Оланта» использует одноуровневый канал  распределения (рис. 3.). География сбыта  продукции предприятия охватывает большие города, а фирма пытается увеличить объемы сбыта.

Следует отметить участие предприятия в  выставке-ярмарке "Мебель-2010". Там  наборы "Соня" и "Глория" были награждены дипломами.

Главной целью коммуникационной политики для  ООО «Оланта» является стимулирование сбыта, то есть улучшение спроса на свою продукцию. Как уже было отмечено выше, этот элемент маркетингового комплекса на предприятии развит недостаточно. Для стимулирования спроса на товары предприятия будет целесообразно  применить некоторые из средств, приведенных на рисунке 5.

 

Средства стимулирования сбыта

Потребители

Посредники

скидки

лотерея

дополнительные услуги

премии

подарки за продвижение товара

сувениры


 

Рис. 5. Средства стимулирования сбыта

 

Главным в продвижении является умение убедить  потребителя в необходимости  совершить покупку. А для этого  нужно добиться его благосклонности, суметь убедить благожелательно  отнестись к товару. Этого можно  достичь благодаря хорошей рекламе. Реклама играет большую роль в  политике продвижения товара предприятия, ведь именно реклама находит покупателя для товара и заставляет его покупать товар. В существующих экономических  условиях целесообразно будет сформировать рекламный бюджет, используя как  можно меньше финансовых ресурсов.

При существующей ситуации мебель относится к отложенным покупкам, поэтому коммуникационную политику следует сосредоточить  на тех потребителях, которые способны заплатить за покупку собственными средствами. Банковский сектор в стране значительно пострадал от кризиса, в свою очередь сократился объем и существенно повысилась стоимость кредитования. В такой ситуации следует ориентироваться на потребителей со средним достатком.

Именно  поэтому целесообразно будет  дать рекламу в печатных средствах  массовой информации.

Следует отметить положительное действие гарантии на продукцию. Если потребитель останется  неудовлетворенным и требует  возвращения средств (по объективным  причинам) лучше эти средства вернуть. Пусть он рассказывает об условиях существующей гарантии на предприятии  чем о собственной неудовлетворенности. Именно поэтому в существующих условиях удачным выбором, по нашему мнению, может стать комбинация периодической  традиционной рекламы в СМИ с  использованием собственного персонала  как носителя рекламы. Для того чтобы  распространяемая информация была положительной  следует непрерывно заботиться о  персонале предприятия и учитывать  его потребности.

Итак, проанализировав  эффективность применения маркетинговых  средств в ООО «Оланта», можно  оценить ее деятельность как удовлетворительную. Предприятию следует обратить внимание на совершенствование своей сбытовой политики и применение определенных методов стимулирования сбыта. Улучшение  сбыта продукции предприятия  позволит повысить некоторые важные показатели, в свою очередь, приведет к повышению прибыльности фирмы.

Анализ  производственной деятельности предприятия  имеет особое значение для анализа  сильных и слабых сторон ООО «Оланта». Специфика производства состоит  в том, что полученные у поставщиков  мебельные наборы собирают в цехах  предприятия, создавая таким образом  готовую мебель. Предприятие сотрудничает с тремя поставщиками.

Мебель  хранится в сухих, чистых, вентилируемых  помещениях при температуре не ниже + 2 градуса Цельсия и относительной  влажности воздуха 45-70%. При хранении мебель размещают на расстоянии 15 - 20 см от стен, 1 м. - от приборов отопления, не менее 0,5 м. - от источников электрического освещения, при ширине проходов между изделиями не менее 1 Зеркала и стекло хранят в отдельных закрытых вентилируемых помещениях при температуре не ниже + 10 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более 70% на полках, стеллажах и т.п. Зеркала, имеющие площадь более 0,1 м2, устанавливают на торцевую поверхность. Для хранения мебели от пыли и загрязнения их закрывают чехлами из ткани, полиэтиленовыми пленками. Матрасы хранятся в горизонтальном положении на ровных твердых поверхностях согласно размерам в количестве не более 6 штук друг на друге. Матрасы, изготовленные из мягких и эластичных наполнителей, хранятся отдельно. Матрасы с пружинами сохраняются без складирования.

Возможность изменения технологии во времени  весьма незначительна. Вообще технологическое  оборудование ООО «Оланта» является морально устаревшим, кроме того наблюдается  значительная доля "ручной работы".

Особенностью  оценки организационной культуры в  ООО «Оланта» есть только определение  тех составляющих общей культуры, которые способствуют разработке и  внедрению стратегии предприятия. Можно утверждать, что сотрудники организации готовы к изменениям, которые сопровождаются удовольствием  их личных интересов, а также готовы работать в новых хозяйственных  условиях. При этом как недостаток наблюдается неумение персонала  действовать при динамических условиях развития предприятия. Изменить ситуацию можно путем привлечения внимания со стороны высшего и среднего звена управления формированию образа будущего организации и приемлемых для всего коллектива целей и  ценностей. Руководители - это лидеры, которые должны предусматривать, направлять и внедрять стратегию, а также  подавать пример личного поведения, которой они требуют от других, вознаграждать ключевой персонал за правильные действия и выделять ресурсы для ликвидации препятствий.

В результате проведенного анализа факторы внутренней среды ООО «Оланта» были распределены на две группы: сильные и слабые стороны предприятия (табл. 6).

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия