Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Любая фирма формулирует свое предназначение в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению определенных потребностей рынка. Внешняя среда, включающая микро- и макроуровень, формирует вполне определенную систему ресурсов (при их составом, структурой и качественными характеристиками), которыми может обладать предприятие для выполнения своей миссии.
Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственную позицию заняла фирма, стратегически продуманную или наиболее правильно выдающуюся: место, время, товар и его цену. Понимание сложных взаимодействий между стратегией фирмы и экономическими силами внешней среды на рынке позволяет оценить эффективность, с которой система конкурирующих предприятий обеспечивает благосостояние потребителей в целом.
Введение 4
1. Альтернативы развития предприятия и особенности формирования экономических стратегий 6
1.1. Понятие стратегии предприятия 6
1.2. Стратегические альтернативы развития предприятия 11
1.3. Общие принципы формирования экономических стратегий 13
1.4. Основные конкурентные стратегии 17
2. Формирование стратегии развития 24
2.1. Общая характеристика ООО «Оланта» 24
2.2. Корректировка миссии и определение перспективных целей деятельности ООО «Оланта» 27
2.3. Исследование факторов макро- и микросреды 30
2.4. Анализ сильных и слабых сторон предприятия 36
3. Выбор стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования 44
3.1. Выбор стратегии предприятия 44
3.2. Направления совершенствования формирования стратегии предприятия 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Эффективные стратегии бизнеса базируются на устойчивом конкурентном преимуществе. Существует ряд источников конкурентного преимущества. Стратегия состоит как из наступательных, так и оборонительных действий с переходами от одних к другим в соответствии с изменениями рыночных условий.
Можно указать пять категорий стратегических подходов к конкуренции: стратегия лидерства по низким издержками; стратегия дифференциации; стратегия обеспечения оптимальных расходов; стратегия сконцентрирована на низких издержках в рыночной нише; стратегия сконцентрирована на дифференциации в узкой рыночной нише.
Исходя из обобщенной информации о внутренней и внешней среде ООО «Оланта», представленной в матрице SWOT, стратегия предприятия развития звучит следующим образом: "Модернизируя ОПФ предприятия и налаживая маркетинговую коммуникационную политику, расширить рынки сбыта продукции на 5%, разработать программу лояльности для дилеров, ориентированную на долгосрочную перспективу, и обеспечить профессионализм и благосостояние работников предприятия при высоком уровне организационной культуры". Общая стратегия предприятия детализируется по пяти функциональным направлениям.
Диагностика макросреды (PEST-анализ) ООО «Оланта»
Фактор |
Состояние фактора |
Тенденции развития |
Характер воздействия на общество | |||
Экономическая среда | ||||||
Стабильность кур-са нац. валюты |
Средняя |
Возможно снижение |
Рост себестоимости продукции | |||
Уровень занятости |
Низкий |
Возможно снижение за счет СМБ |
Увеличение доли рынка за счет ликвидации определенной части ПП | |||
Уровень и темпы инфляции |
Средний |
Прогнозируемый рост |
Уменьшение реальных средств предприятия | |||
Условия и ставки налогообложения |
Высокие ставки налогообложения |
Возможно повышение |
Уменьшение собств. ср-в для расширения деяте-льности предприятия | |||
Наличие и доступность кредитных средств |
Высокие проценты на кредиты |
Ограничен доступ к ним |
Улучшение ситуации ограничивает развитие предприятия | |||
Соотношение спроса и предложения на мебельном рынке |
Предложение превышает спрос |
Уменьшение спроса населения, ориента-ция потребителей на товары низкого ценового уровня |
Позволяет увеличить удельный вес реализа-ции мебели для потреби-телей, ориентированных на нижн. цен-ой сегмент | |||
Политико-правовая среда | ||||||
Политическая стабильность |
Достаточно стабильная |
Усиление стабилизации |
Создает прогнозиру-емую среду для развития предприятия | |||
Состояние законо-дательства, регулирующего хоз. деятельность |
Удовлетворительное |
Возможно улучшение |
Действует в течение длительного времени | |||
Государственная экономическая политика |
Структурные сдвиги в экономике страны незначительные тенденции не определены |
Не стимулирует |
Дальнейшее развитие видов деятельности предприятия | |||
Рыночные факторы | ||||||
Демографические изменения в регионе |
Повышение рождаемости |
Увеличение населения страны |
Повышение спроса на продукцию предприятия | |||
Стадия жизненного цикла продукции |
Зрелость или рост |
Спад или зрелость |
Применение стратегии защиты рынка, разрабатывать товары-новинки | |||
Уровень конкуренции в отрасли |
Значительный |
Возможно снижение |
Увеличение доли рынка, которую занимает предприятие | |||
Технологические факторы | ||||||
Уровень ассигнований в НИОКР отрасли |
Низкий |
Возможно повышение |
Влияет несущественно | |||
Износ основных производственных фондов (ОПФ) |
Значительное |
Продолжение нега-тивных тенденций старения ОПФ |
Ухудшится состояние ОПФ предприятия | |||
Оценка уровня ра-звития технологии |
Средний |
Возможно повышение |
Усиление модерниза-ции | |||
Географическая среда | ||||||
Географические различия в структуре распределения дохода |
Распределение дохода пропорционально распределению населения |
Поддержание существующей тенденции с увеличением дохода в густонаселенных регионах |
Ориентация предприятия на регионы и населенные пункты с высшим плотностью населения | |||
Доступность сырьевых ресурсов |
Достаточно доступны |
Повышение доступности |
Увеличение потенциальных | |||
Цены на энергоносители |
Удовлетворительные |
Возможно повышение |
Рост себестоимости продукции | |||
Транспортные условия |
Удовлетворительные |
Повышение трансп. расходов | ||||
Социально-культурная среда | ||||||
Отношение соц. групп к предпринимательству |
Положительное |
Дальнейшая идеологическая поддержка |
Существует течение | |||
Уровень образования населения |
Достаточно высокий |
Дальнейший рост |
Повышение культурного уровня работников | |||
Отношение людей к труду |
Преобладает желание работать и творчески мыслить |
Дальнейшее улучшение |
Повышение ответственного отношения к труду |
Диагностика микросреды ООО «Оланта»
Фактор |
Тенденции развития |
Влияние на общество |
Меры, рекоменду-емые для общества | |||
Конкуренты | ||||||
Отраслевые конку-ренты, производя-щие аналогичные товары на том же рынке |
Снижение цен на товар, расширение ассортимента, улучшение качества |
Снижение |
Расширение номенклатуры туры продукции, гибкая ценовая политика, поддержка уровня | |||
Потенциальные конкуренты |
Расширение деятельности |
Ослабление конкурент-ных позиций на рынке |
Поиск новых рыноч-ных возможностей | |||
Поставщик | ||||||
Гарантия качества материалов и средств |
Совершенствование механизма сотрудничества |
Обеспечивает уверен-ность в надежности и качества используемых материалов |
Настройка долгого сотрудничества | |||
Пунктуальность выполнения заказа |
Поддержка ситуации на существующем уровне |
Своевременные поставки приводят к отсутствию простоев в производстве |
Пролонгация договоров с четкой регламентацией условий поставки | |||
Стоимость материалов и средств |
Возможное снижение стоимости материалов |
Снижение себестоимо-сти произведенной продукции |
Пересмотр соглашений по стоимости материалов | |||
Посредники | ||||||
Розничные торговые предприятия |
Совершенствование механизма сотрудничества |
Обеспечение обратной связи с предприятием на постоянной основе |
Разработка программы | |||
Мотивированность посредников (дилеров) |
Повышение мотивации |
Увеличение объемов продаж продукции |
Использование классических подходов в менеджменте | |||
Кобрендинг (совме-стные маркетинго-вые мероприятия) |
Увеличение частоты проведения |
Экономия финансовых ресурсов при продвижении товара |
Продолжение прове-дения совместных мар-кетингових меропр-й | |||
Потребители | ||||||
Географическое размещение |
Реализация произве-денной продукции в других районах |
Увеличение расходов, риски, связанные с расширением рынка |
Создание розничных торговых предприятий | |||
Демографические характеристики |
Увеличение количества покупателей |
Ориентация на определенные сегменты рынка |
Рекламные меропри-ятия, пропаганда, меры стимулирования сбыта | |||
Контактные аудитории | ||||||
Отсутствие статей о деятельности предприятия в СМИ |
Поддержка ситуации на существующем уровне |
Влияют несущественно |
Размещать информа-цию о деятельности предприятия на правах рекламы | |||
Ассоциации потребителей |
Общественная поддержка |
Повышение репутации компании в глазах потенциных потребителей |
Соблюдение существующего |
SWOT-анализ деятельности ООО «Оланта»
ВОЗМОЖНОСТИ (В) 1. Доступность сырьевых ресурсов 2. Рост уровня образования населения 3. Стабильность законодательства,
регулирующего хозяйственную 4. Укрепление политической стабильности 5. Благоприятные демографические
изменения (увеличение 6. Улучшение отношения
населения к 7. Расширение рынков сбыта продукции в районах 8. Увеличение количества потребителей 9. Уменьшение количества конкурентов в области 10. Стабильность потребностей потребителей 11. Расширение ассортимента продукции 12. Гарантия качества материалов и средств, соблюдение сроков их доставки 13. Разработка программы лояльности для дилеров, ориентированной на долгосрочную перспективу 14. Повышение мотивации посредников (дилеров) 15. Общественная поддержка деятельности предприятия |
УГРОЗЫ (У) 1. Снижение уровня занятости населения 2. Недостатки системы налогообложения 3. Рост темпов инфляции, снижение курса национальной валюты 4. Технологическое отставание 5. Сменяемость ориентиров государственной экономической политики 6. Несбалансированная финансово- 7. Расширение деятельности потенциальных конкурентов 8. Растущее конкурентное давление 9. Отсутствие статей о деятельности предприятия в СМИ | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (С) 1. Достаточная сырьевая база 2. Высокое качество продукции 3. Хорошо развита сеть
распределения (сбыта) 4. Широкий и насыщенный ассортимент 5. Цены на продукцию ниже конкурентов 6. Себестоимость продукции ниже конкурентов |
ПОЛЕ СИВ (сильные стороны для реализации возможностей) Гарантия кач-ва материалов и сроков их поставки в сово-купности с квалифицированным персоналом и стабиль-ностью потребительских потребностей позволяет созда-вать продукцию высокого качества, кот. в совокупности с низкой ценой привлекают значительную часть потребите-лей. Доступность сырьевых ресурсов для пр-ва прод-и пр-я позволяет, производя пр-ю широко-го и насыщен. ассортимента, выдерживать себест-ть на уровне ниже чем у конкурентов. |
ПОЛЕ СИУ (сильные стороны для устранения угроз) Инфляция и снижение курса
рубля может снизить Необходимо разработать
меры, которые препятствуют неблагоприятному
воздействию роста |
7. Квалифицированный персонал с опытом работы 8. Хорошая репутация предприятия среди покупателей мебели 9. Удовлетворительный уровень
финансовой устойчивости и 10. Высокая скорость оборота оборотных активов 11. Достаточная система мотивации работников 12. Готовность руководства к изменениям и риску |
Стабильность законодательства, политическая
стабильность и благоприятные Повышение мотивации дилеров и работников предприятия, а также рост уровня их образования способствуют поддержанию хорошей репутации предприятия среди покупателей, что приводит к общественной поддержке хозяйственной деятельности предприятия. Хорошо развитая сбытовая сеть предприятия и прогнозируемое уменьшение конкурентов области расширению рынков сбыта. Высокая скорость оборота
оборотных активов способствует
поддержанию |
Снижение уровня занятости может привести к падению спроса на продукцию среднего ценового сегмента. Растущий конкурентное давление и расширению деятельности потенциальных конкурентов может привести к уменьшению рыночной доли. Нестабильная экономическая ситуация препятствует инновациям. Технологическое отставание приводит невозможность быстрого реагирования на изменения и может привести к потере конкурентоспособности предприятия. Высокое налоговое давление и сложные условия кредитования ограничивают возможности дальнейшего расширения деятельности предприятия. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (Сл) 1. Высокая изношенность ОПФ 2. Отсутствие продвижения продукции на рынок (рекламы, стимулирование сбыта) 3. Незначительная относительная рыночная доля 4. Снижение чистой прибыли и рентабельности предприятия 5. Преобладание ручного
труда, невысокая 6. Низкая степень готовности сотрудников к изменениям |
ПОЛЕ СлИВ (возможности для минимизации слабых сторон) Для избежания негативного
влияния износа ОПФ на производственную
себестоимость следует Осуществление активной маркетинговой
коммуникационной политики руководством
позволит расширить круг потенциальных
потребителей и повысить объемы реализации
продукции. За счет уменьшения количества
конкурентов в отрасли и Модернизация ОПФ позволит снизить производственные затраты, что в перспективе приведет к увеличению прибыли. |
ПОЛЕ СлИУ (минимизация слабых сторон и угроз) Снижение уровня занятости населения призовет где к снижению платежеспособности украинского потребителя и не дают возможности существенно повышать цену. Расширение деятельности потенциальных конкуренты и растущее конкурентное давление могут сократить рыночную долю предприятия. Технологическое отставание, рост темпов инфляции, падение курса национальной валюты и недоступность кредитования делают невозможным модернизацию ОПФ предприятия. Отсутствие продвижения продукции предприятия приведет к потере потенциальных покупателей, что повлечет уменьшение объема реализованной продукции. |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия