Разработка стратегии развития предприятием сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

В последние несколько лет туризм рассматривается в России как одно из ключевых направлений развития отечественной экономики. Это подтверждается и статьями Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», и принятым в 2005 г. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», благодаря которому в России появились 7 зон туристско-рекреационного типа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание стратегического управления и стратегии
предприятия
1.2 Классификация стратегий предприятия
1.3 Процесс разработки и реализации стратегии предприятия
1.4 Методы и модели формирования стратегии предприятия
1.5. SPACE–анализ как метод формирования стратегии
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП ГК «ОДУГЕН» ЗА 2006-2008 гг
2.1 Общая характеристика ГУП ГК «ОДУГЕН»
2.1.1 Месторасположение корпусов
2.1.2 Технология обслуживания гостей
2.1.3 Технические характеристики корпусов
2.2 Анализ внешней среды
2.2.1 Общие тенденции развития гостиничного и туристического бизнеса по Республики Тыва
2.2.2 Анализ конкурентов
2.2.3 Характеристика поставщиков
2.2.4 Анализ потребителей
2.3 Анализ внутренней среды
2.3.1 Анализ состава и структуры персонала
2.3.2 Анализ финансового состояния
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУП ГК «ОДУГЕН»
3.1 SPACE–анализ ГУП ГК «Одуген»
3.2 Разработка мероприятий по реализации стратегии ГУП ГК «Одуген»
3.2.1 Проектирование состава и характеристика производственных помещений
3.2.2 Характеристика основных помещений и их составляющих
3.2.3 Разработка производственной программы
3.2.4 Экономическая эффективность проекта
3.3 Направления и мероприятия по улучшения финансового состояния ГУП ГК «Одуген»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

пример 7 .docx

— 169.84 Кб (Скачать)

Разработка стратегии  должна опираться на сильные стороны  предприятия и быть такой, чтобы  минимизировать воздействие слабых сторон. Для этого выясняют как  изменения ситуации на рынке, и в  какой мере соотносятся с сильными и слабыми сторонами организации [26, 31].

Проследить возможное  сочетание характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми  сторонами предприятия можно  с помощью SWOT-анализа и СТЭП–анализа.

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии является следующим этапом процесса стратегического управления и занимает центральное место. На этом этапе дается обобщенная оценка действию всех факторов внешней и внутренней среды, определяется позиция предприятия на рынке, выявляются ситуации и стратегические задачи, возможные (альтернативные) способы их решения с использованием таких методов как БКГ, матрица «возможностей по товарам/рынкам», матрица МакКинзи. Выбор стратегии из ряда возможных производится по определенным критериям, в установлении которых решающая роль принадлежит самым верхним руководителям организации [41] .

Управление реализацией  стратегии – это этап, в ходе которого обнаруживается осуществимость и материализуемость ранее принятых решений, стратегии. В литературе отмечаются случаи, когда выбранную стратегию организации оказались не в силах реализовать. Основные причины этого состоят в следующем: произошли неучтенные стратегическим анализом изменения во внешней среде, вследствие чего разработанная стратегия оказалась невыполнимой в целом или в какой-то части; не созданы условия по надлежащему использованию имеющегося потенциала для осуществления стратегии [5, c.24].

Стратегическое управление на этом этапе смещается в сторону  практических дел: распределение целей, работ, ответственности, составление  планов, графиков, определение способов выполнения работ и многое другое.

Вместе с этим организация  приобретает новый облик: вносятся изменения в организационную  структуру, сложившуюся систему  ценностей и т.д.

Контроль и  оценка стратегии является завершающим этапом процесса. Этот этап призван обеспечить качественную обратную связь. Основная забота стратегического контроля состоит в постоянном отслеживании получаемых результатов и сравнении их с целями, подготовке заключений относительно эффективности действующей стратегии. Если контроль свидетельствует о недостижимости целей – это должно служить сигналом для осуществления определенных корректировочных мер, которые могут касаться как процесса реализации стратегии, так и изменения стратегии и даже самих целей [9]. Сочетание воедино процесса, категорий стратегического управления и методов анализа позволяет организации сформировать систему стратегического управления, представленную в Приложении 1.

В дальнейшем целесообразно  более подробно ознакомиться с методами стратегического анализа, позволяющие  оценить стратегические альтернативы развития фирмы, однозначно и ясно сформулировать выбранную стратегию, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем.

1.4 Методы и  модели формирования стратегии  предприятия

Изучая методологию стратегического  управления, можно выделить четыре уровня знаний, составляющих ее основу.

Первый уровень – общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов. Знаний о явлениях окружающего  мира. Этот уровень образует такие науки как философия, футурология, математика, теория информации и др.

Второй уровень – общенаучный, который дает понимание общих  подходов, принципов, форм организации  систем. Этот уровень образует науки: теория систем, кибернетика, теория организации.

Третий уровень – конкретная методология наук, образующих совокупность взглядов, знаний об управлении в социально-экономических  системах: статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, теория управления.

Четвертый уровень – методология, методика, и технология стратегического  управления.

Выбор методов и проведение стратегического анализа – трудоемкая работа, требующая хорошей организации  и определенного порядка ее выполнения.

Очевидно, что для использования  специфического инструментария при  разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения  и выбора методов обработки информации  [28].

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные  методы анализа (прогнозирования), подходы  и технологии. В Приложении 2 приведен перечень основных методов и технологий, которые предъявляют высокие  требования к специальной подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.

Следовательно, компании работают с информацией, взятой, прежде всего  из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного  обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей  и величин, влияющих на управление. Важную роль при этом играет так  называемый анализ параметров маркетинговой  совокупности, который посредством  информации о цене, продукции, месте  ее производства и способе продвижения  на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии предприятия [19, c.22].

1.5. SPACE – анализ как метод формирования стратегии

Одним из инструментов диагностики  положения фирмы в рыночном «пространстве» является методика, которая в английской аббревиатуре так и называется SPACE (пространство) – Strategic Position and ACtion  Evalution (стратегическая оценка положений и действий). В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы, ее финансовое положение, привлекательность отрасли и, наконец, стабильность экономической среды (рис. 1.5).

Рис. 1.5. SPACE – анализ

Система, в которой выполняется  оценка стратегических  позиций компании, образуется четырьмя координатными осями:

1. потенциал компании;

2. конкурентные преимущества  компании;

3. потенциал отрасли;

4. условия бизнеса.

Каждый стратегический квадрат  соответствует одной из 4-х возможных  стратегических линий компании:

1. придерживаться наступательных  стратегий;

2. придерживаться консервативной  линии поведения;

3. придерживаться линии  сохранения своей компании;

4. придерживаться линии  борьбы за сохранение своих  позиций.

На первом этапе проводится диагностика стратегического положения  фирмы на основе экспертных оценок по факторам, определяющим привлекательность  отрасли и стабильность среды, конкурентные преимущества и финансовое положение  фирмы.

Затем полученные результаты по факторам наносятся по четырем  обобщенным координатам измерения. Строится геометрическая фигура путем  соединения точек. В полученной фигуре находится центр тяжести и соединяется вектором из центра системы координат (рис. 1.6). Затем проводится к анализу графика и его интерпретации. Вместе с интерпретацией определяются основные стратегии, используемые предприятием с таким стратегическим положением [13].

Рис. 1.6. Графическая интерпретация  стратегического положения фирмы

Из вышеуказанного следует, что стратегическое планирование –  неотъемлемая задача любого предприятия, существующего в условиях рыночной экономики и ведущего конкурентную борьбу. Существует немало вариантов  стратегий и способов их осуществления, но прежде всего надо обратить внимание на особенности рынка и продукта предприятия. Так, ГУП ГК «Одуген» – гостиничное предприятие, тесно связанное с туристическим рынком, что накладывает свою специфику на стратегию развития предприятия.

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП  ГК «ОДУГЕН» ЗА 2006-2008 гг.

Прежде чем приступить непосредственно к главной части  дипломной работы, т.е. к разработке стратегии развития предприятия, необходимо провести анализ отрасли, в которой  осуществляет свою деятельность исследуемое  предприятие, а также  ознакомиться со спецификой деятельности этого предприятия, его организационно-правовой формой, основными финансовыми показателями, что и будет сделано в данной главе.

2.1. Общая характеристика  ГУП ГК «ОДУГЕН»

Гостиничный комплекс «Одуген» является Государственным унитарным предприятием. Имеет самостоятельный, расчетный и иные счета в рублях в учреждениях банков, штампы, эмблему, фирменный и товарные знаки, фирменные бланки и другие реквизиты.

Предприятие находится в  ведомственном подчинении Канцелярии Правительства Республики Тыва

Государственное унитарное  предприятие «Гостиничный Комплекс «Одуген»» расположено по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, улица Красных Партизан 36. тел/факс: (39422) 1-01-45. Е-mail: odugen@tuva.ru. Тел. администратора 3–25-18.

Предприятие создано в  целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его  деятельности и получения прибыли.

Для достижения целей, в соответствии с уставом предприятие может  осуществлять в установленном законодательством  Российской Федерации и Республики Тыва порядке следующие виды деятельности:

1. Гостиничные услуги;

2. Бытовое обслуживание  население;

3. Общественное питание;

4. Розничная и оптовая  торговля;

5. Посреднические услуги;

6. Транспортно-экспертные  услуги;

7. Складские услуги;

8. Производство, переработка,  заготовка и реализация сельхоз  продуктов;

9. Услуги делопроизводства  и связи, учебно-просветительские  услуги.

В корпусах гостиниц имеются  пункты, предоставляющие дополнительные платные услуги:

1. Парикмахерская

2. Косметический кабинет

3. Сауна

4. Бизнес центр

5. Киоск сувенирный

6. Массажный кабинет в  основном корпусе гостиницы

7. Конференц-зал

Так же в летнее время  гостиничный комплекс выставляет юрточный городок из одной большой и четырех маленьких юрт. По желанию гостей гостиничный комплекс приготовит национальные блюда: изиг хан, чореме, кургулдай, ужа-тош.

ГУП  «Одуген» был основан в 1997 г., в 2005г. был открыт новый корпус «Коттедж», а в 2006г. начал функционировать корпус «Буян-Бадыргы». На сегодняшний день ГУП ГК «Одуген» является самым крупным и современным гостиничным комплексом в пределах Республики Тыва.

Организационная структура  ГУП ГК «Одуген» определяется его назначением, вместительностью номерного фонда, спецификой гостей и  формируется в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым руководителем предприятия и является линейно-функциональной (прил. 3). При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

Преимущества линейно-функциональной структуры ГУП ГК «Одуген»: лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного руководства от детального анализа проблем, возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатками данной структуры является: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между отделами; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не учувствует в его реализации; чрезмерная развитая система связи по вертикали, тесть тенденция к чрезмерной централизации.

Более детально структура  управления гостиницы «Буян-Бадыргы» рассмотрена в прил. 4. Она является линейной, так как образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Члены организации каждой из низшей ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного управления к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Таким образом, в аппарате управления создается иерархия управления подчиненности и ответственности.

Преимущества организационной  структуры гостиницы «Буян-Бадыргы»: единство и четкость распоряжений, согласованность действий исполнителей, четко выраженная ответственность, оперативность в принятии решений. Недостатками данной структуры являются: высокие требования к руководителю, перегрузка информацией, отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений, концентрация власти в управляющей верхушке.

Производственная структура  ГУП ГК «Одуген» рассмотрена в прил. 5. Гостиничные службы в зависимости от близости контакта с гостем расположены на двух уровнях. На первом уровне – службы, персонал которых имеет непосредственный контакт с гостем, на втором – службы, персонал которых практически не контактирует с гостем, на третьем уровне располагаются непосредственные производственные единицы, входящие в состав гостиничного комплекса.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятием сервиса и туризма