Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности ООО «Дорожное» ВОИ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие и сущность коммерчески значимой информации;
• охарактеризовано понятие информационной системы и информационной технологии;
• проанализированы принципы организации коммерческой деятельности производственного предприятия;
• дано описание технологии формирования информационного обеспечения процесса принятия решений;
• проведен анализ коммерческой деятельности ООО «Дорожное» ВОИ;
• разработаны рекомендации по совершенствованию автоматических информационных систем и технологий для поддержки управленческой деятельности;
• разработаны рекомендации по совершенствованию информационных систем планирования (бюджетирования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1 Понятие и сущность коммерческой информации 12
1.2 Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия 24
1.3 Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения 50
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
ООО «ДОРОЖНОЕ» ВОИ 54
2.1 Характеристика и анализ основных показателей деятельности ООО «Дорожное» ВОИ 54
2.2 Анализ закупочной и сбытовой деятельности предприятия 61
2.3 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Дорожное» ВОИ 71
2.4 Анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности 77
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 82
3.1 Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности 82
3.2 Совершенствование системы внутреннего контроля 90
3.3 Совершенствование системы управления запасами 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108

Файлы: 1 файл

Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

При поиске поставщиков используются следующие источники получения информации:

- специализированные каталоги;

- Интернет ресурсы (сайты производителей, торгово-закупочных фирм);

- торговые сборники, специализированные  каталоги.

Далее информация из этих источников обобщается, структуризируется по определенным критериям (товар, цена, условия поставки и т.д.) и на основании этих данных руководство решает вопрос о целесообразности заключения договоров с данным посредником.

При снабжении магазина товарами применяется  две формы доставки:

1.     централизованная

2.     децентрализованная (самовывоз)

Надо отметить, что большинство  поставщиков ООО «Дорожное» ВОИ  не осуществляют централизованную доставку, а если и осуществляют, то это  обходится дороже доставки собственным  транспортом.

Как такового планирования товарооборота  не предприятии ООО «Дорожное» ВОИ  не присутствует, а лишь имеются  некоторые его элементы. Производится закупка товаров лишь тех, которые  пользуются спросом на данный момент времени.

Структура реализации товаров ООО «Дорожное» позволяет выявить изменения в ассортименте происходящие со временем (таб. 2.5). Также хорошо иллюстрирует структуру реализации за 2004 – 2005 год рис. 2.2.

 

Таблица 2.5

Структура реализации товаров ООО  «Дорожное» в 2004-2005 годах

Реализация

Реализация, 2004, тыс. руб.

Структура, в ассортименте, %

Реализация, 2005, тыс. руб.

Структура в ассортименте, %

Отклонение, +/-, тыс. руб.

Темп изменения, %

1

2

3

4

5

6

7

Бытовая техника

931,7

55,8

1106,0

63,1%

+174,3

118,70%

Косметика

350,7

21

280,4

16,0%

-70,2

79,98%

Моющие средства

367,4

22

264,7

15,1%

-102,7

72,05%

Прочие товары

20,0

1,2

17,5

1,0%

-2,5

87,48%


 

Как было отмечено ранее, по предприятию в целом цены ниже, чем у торговых предприятий, реализующих подобные товары. Это достигается за счет экономии средств при налогообложении (льготные условия для предприятий в состав персонала которых входит 50 и более процентов инвалидов). Цены на бытовую технику ниже на 1-2%. На стиральные порошки, чистящие средства – до 3%.

Рис. 2.2 Структура реализации товаров ООО «Дорожное» в 2003-2004 годах

Непосредственно осуществляют процесс  продажи товаров продавцы (количество - 4 человека, работа в 2 смены).

Продавцы также осуществляют выкладку товара на витрины. За всеми правилами  выкладки также следит заведующий магазином. Определено, что наиболее ходовые товары должны быть выложены на витрине не выше 120 см. Выше и ниже выкладываются сопутствующие товары.

Таблица 2.6

Структура реализации сложной бытовой  техники ООО «Дорожное» ВОИ в 2004-2004 г.г.

 

Бытовая техника

Реализация, 2004

Структура, %

Реализация, 2005

Структура, %

Общая реализация, тыс. руб.:

918,39

100%

1104,26

100%

Телевизоры и видеовоспроизводящая аппаратура, тыс. руб.

220,41

24,0%

178,9

16,2%

Холодильное оборудование, тыс. руб.

348,99

38,0%

375,4

34,0%

Утюги, тыс. руб.

32,14

3,5%

22,1

2,0%

Стиральные машины, тыс. руб.

325,11

35,4%

527,8

47,8%


 


Рис. 2.3 Структура реализации сложной бытовой техники ООО «Дорожное ВОИ в 2004-2005 г.г.

Объем реализации бытовой техники (таб. 2.6) увеличился с 918 до 1104 тыс. руб. в 2005 году.  В 2004 году уменьшился объем реализации телевизионной и видеовоспроизводящей аппаратуры с 220 до 178 тыс. руб. Но произошло увеличение реализации стиральных машин с 325 до 527 тыс. рублей и увеличение реализации холодильного оборудования – с 348 до 375 тыс. руб. Это обусловлено тем, что предприятие стало закупать больше бытовой техники в бюджетном сегменте. Данное изменение хорошо иллюстрирует рис. 2.3.

Таблица 2.7

SWOT анализ ООО «Дорожное» ВОИ

 

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1. Хорошая репутация у покупателей. 

2. Высокая квалификация персонала.

3. Льготы при налогообложении.

1. Нет ясных направлений развития  торгового предприятия.

2. Невысокая прибыльность из-за  высокого уровня издержек.

3. Не уделяется должного внимания комплексу маркетинга.

Возможности:

Угрозы:

1. Реализация новых видов товаров,  оказание дополнительных услуг  (ремонт бытовой техники, открытие  кафе  и т.д.)

2. Расширение торговой сети предприятия

3. Обучение персонала у авторизированных  поставщиков бытовой техники (например, Samsung).

1. Высокая конкуренция на рынке  бытовой  техники и химических  товаров, а также косметики.

2. Замедление роста рынка.

3. Постоянное изменение потребностей  и вкуса покупателей в связи  с модой.


 

Надо отметить, что маркетинговая деятельность в виде комплексной системы отсутствует. Руководство предприятия объясняет это тем, что функции маркетинга отчасти выполняет заместитель директора по коммерческим вопросам. Заместитель директора ООО «Дорожное» ВОИ выполняет следующие функции маркетинга:

  1. исследование потребительских свойств, закупаемой продукции и сбор информации об удовлетворенности, данной продукцией покупателей;
  2. рекламная деятельность и деятельность по продвижению;
  3. выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
  4. расчет емкости рынка для продукции предприятия.
  5. анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемым им товарам;
  6. анализ сильных и слабых сторон предприятий конкурентов;
  7. организация рекламы при помощи средств массовой информации; организация и подготовка статей для журналов, газет, радио.

Осуществление продвижения товаров  – для этого применяются руководством ООО «Дорожное» ВОИ скидки. Данные скидки применяются в двух случаях: когда на складе остается некоторое количество товара, который необходимо реализовать, и когда товары закупаются по невысоким ценам.

 

Таблица 2.8

Анализ основных конкурентов ООО  «Дорожное» ВОИ

 

Параметры

ООО «Дорожное» ВОИ

ЧП «Ариэль»

ООО «Хозяюшка»

ООО «Бриз»

Реклама

Регулярно на телевидении, рекламный стенд, реклама в СМИ (местная газета)

Проведена давно и  потеряла силу

Реклама действует, но не эффективно 

Реклама разработана  с помощью профессионального  рекламного агентства, используются СМИ

Транспортные затраты

Собственная доставка

Собственная доставка

Использование услуг  транспортной фирмы

Доставка за счет  оптовой  фирмы- поставщика

Цены 

Небольшая наценка

Большая наценка на товары

Умеренные цены

Небольшая наценка


Из рекламных мероприятий наиболее активно используется реклама по местному телевидению: трансляция рекламных роликов, а также «бегущая строка» внизу экрана при трансляции фильмов и телепередач. Обычно реклама проводится на телевидении в промежутке времени с 19 часов до 21 часа.


 

 

                            


 

                                                        


 



 


                                          


 

 

Рис. 2.4 Схема товародвижения ООО «Дорожное» ВОИ

 

Ценовая политика. Розничная  стоимость товаров (отпускная стоимость) формируется по формуле:

Розничная цена =  Закупочная цена + Закупочная цена * Наценка.

2.3 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Дорожное» ВОИ

 

Проведем анализ прибыли и себестоимости  от продажи продукции ООО «Дорожное» ВОИ за 2004-2005 гг. (см. таблица 2.9). Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице показывает, что ООО «Дорожное» ВОИ в 2005 г. добилось положительных результатов в хозяйственной деятельности по сравнению с 2004 годом. Прирост прибыли до налогообложения по сравнению с 2004 годом составил 20,0 тыс. руб., или 18,3%.

 

Таблица 2.9

Основные показатели экономической деятельности торгового  предприятия ООО «Дорожное» ВОИ

Показатель

2004

2005

Отклонение, тыс. руб.

Темп, %

1

2

3

4

5

6

1

Объем реализации, тыс. руб.

1669,8

1752,8

83

105,0%

2

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

1560,5

1623,7

63,7

103%

3

Прибыль от реализации,  тыс. руб.

264

330,8

66,8

125,3%

4

Прибыль балансовая, тыс. руб.

109,1

129,1

20

118,3%

5

Чистая прибыль, тыс. руб.

81,2

103,5

22,3

127,5%

6

Среднесписочная численность, чел., в  том числе:

12

12

0

100,0%

7

управленческий персонал и ИТР, чел.

4

4

0

100,0%

8

персонал, чел.

8

8

0

100,0%

9

Среднегодовая стоимость ОПФ,  тыс. руб.

189

193

4

102,1

10

Уровень затрат на 1 руб. реализованной  продукции, коп./руб.

93,45

92,63

-0,82

99,12%

11

Рентабельность реализации

15,81%

18,87%

3,06%

119,37%

12

Рентабельность, %

6,53%

7,37%

0,83%

112,73%

13

Выработка на 1-го работника, руб./чел

139,15

146

7

104%

14

Средний остаток оборотных средств,  тыс. руб.

217

504,9

287,9

232,7%

15

Оборачиваемость оборотных средств

     

16

в днях

47,43

105,14

57,71

221,7%

17

в числе оборотов

7,69

3,47

-4,22

45,1%


Рассмотрим основные показатели экономической  деятельности ООО «Дорожное» ВОИ:

  • объем реализации увеличился в 2005 году а сравнении с 2004 годом на 83 тыс. руб. и составил 1752,8 тыс. руб. При этом темп роста составил 105%;
  • прибыль от реализации составила 264 и 330,8 тыс. руб. в 2004 и 2005 годах соответственно, при этом отклонение составило 63,7 тыс. руб., а темп роста составил 125,3%;
  • прибыль балансовая (без учета налогов) составила 109 и 129,1 тыс. руб. соответственно, отклонение – 20 тыс. руб., а темп изменения – 118,3%;
  • чистая прибыль увеличилась на 22,3 тыс. руб. и составила в 2004 году 103,5 тысячи, при этом темп роста составил 127,5%№
  • среднесписочная численность работающих на предприятии не изменилась и составила 12 человек; в том числе управленческий персонал – 4 человека, торгово-оперативный, рабочие – 8 человек;
  • среднегодовая стоимость основных фондов в 2004 году уменьшилась в сравнении с 2004 на 300 руб., что составило 99,7%;
  • уровень затрат на один рубль реализованной продукции снизился на 0,82 копейки, а темп изменения – 99,12%
  • рентабельность реализации увеличилась с 15,81% на 3,06% и составила 18,87%, при этом темп изменения составил 119,37%;
  • рентабельность предприятия (в целом) в 2004 году составила – 6,53%, в 2004 году увеличилась на 0,83% и составила – 7,37% (темп изменения – 112,73);
  • выработка на 1-го работника увеличилась с 139,15 до 146 тыс. руб., темп изменения – 104%;
  • средний остаток оборотных средств – увеличился на 287,9 тыс. руб. и составил в 2005 году – 504,9 тыс. руб., при этом темп изменения – 232,7%;
  • оборачиваемость оборотных средств: в днях увеличилась с 47 до 105 дней; в числе оборотов – сократилась с 7,69 до 3,47 оборотов, при этом отклонение составило - -4,22 оборота.

Из всего вышеизложенного можно  сделать следующий вывод: объем  реализации товаров предприятием увеличился вследствие увеличения спроса населения. За увеличением объемов реализации в свою очередь увеличились объемы балансовой и чистой прибыли, что повлекло также рост рентабельности процесса торговли ООО «Дорожное» ВОИ и к сокращению затрат на 1 рубль реализованной продукции. Численность работников предприятия за 2004-2005 года не изменилась, поэтому также произошел рост выработки на одного работника. Но надо отметить, что увеличился объем оборотных средств предприятия, что негативно сказалось на оборачиваемости (рост оборотных средств произошел вследствие покупки товаров по выгодным ценам для предприятия и данные товары будут реализованы в 2006 году, что должно положительно сказаться на результатах деятельности предприятия в будущем.

Информация о работе Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия