Разработка маркетинговой информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ товарной политики и применение полученных знаний при исследовании товарной политики на предприятии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определить суть таких понятий как товар и товарная политика;
- рассмотреть товар в рыночной среде;

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО МАРКЕТИНГУ.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует  перестройки всего хозяйственного механизма сверху донизу, и, прежде всего, системы управления предприятием в условиях нестабильной, достаточно динамичной внешней среды. У предприятий появляются новые партнеры, усложняются производственные связи, изменяются цены на ресурсы, вводятся новые законодательные акты, определяющие правила взаимоотношений предприятий с государственными институтами. Эти и другие объективные условия развития экономики предопределяют необходимость разработки концепции управления предприятием на основе использования системы маркетинга. Особенно кардинально меняются место и роль товарной политики в общей системе управления предприятием. Это объясняется тем, что большинство предприятий проходят сейчас достаточно сложный период, обусловленный переходом от планирования товарного ассортимента к выработке ими товарной политики. Последняя, конечно, обязательно включает элементы планирования, но и вместе с тем значительно расширяет возможности использования стратегического и тактического подхода к управлению товарным ассортиментом.

Маркетинговым исследованиям и  формированию товарной политики посвящены  многие работы отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад внесли: Акулич И.Л, Амблер, Тарелко В.В., Котлер Ф. и многие другие.

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ товарной политики и применение полученных знаний при исследовании товарной политики на предприятии ОАО «Барановичский автоагрегатный завод».

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определить суть таких понятий  как товар и товарная политика;

- рассмотреть товар в рыночной  среде;

- описать такие понятия как  маркировка, торговая марка, бренд  и упаковка;

- описать осуществление товарной политики и формирование ассортимента;

- рассмотреть сервис в системе  товарной политики;

- показать товарную политику на предприятии ОАО «БААЗ».

ГЛАВА 1.

СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

1.1.Товарная политика: понятия и основные условия

 

Товарная политика предприятия - это система решений  и действий предприятия, связанных  с разработкой и управлением  его товарами. Наличие у предприятия  продуманной товарной политики позволяет  правильно формировать ассортимент, поддерживать удачные товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары. Основная цель товарной политики состоит в том, чтобы товары, выпускаемые (или продаваемые) предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы. На основе этой общей цели предприятие может ставить конкретные цели товарной политики по отдельным товарам и для определенных ситуаций на рынке, например, «повышение статуса товара А» или «расширение ассортимента продукции для охвата новых сегментов рынка».

Товарная политика предприятия влияет на его прибыль  и конкурентоспособность. Поэтому  необходимо анализировать не только сами товары, но и оценивать в целом работу предприятия с товарами, то есть товарную политику. Задачи анализа товарной политики:

-   оценить, насколько она соответствует вышеизложенным целям;

-  выявить недостатки и возможные направления ее совершенствования.[1, с.161]

 

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителями, наличие из него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие должного внимания к проведению товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или проходящих текучих факторов, потеря контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Хорошо продуманная  товарная политика не только позволяет  оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия  своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Составляющие  товарной политики:

1. Сегментирование - выделение части из целого по определенным признакам. Сегментируется товар, потребитель, рынок, конкурент.

2. Позиционирование  товаров - расположение, размещение товаров на рынке, а также создание в сознании покупателей предпочтительных стимулов к приобретению  товара,   обеспечивающих  его   прибыльность и конкурентоспособность.

Позиционирование:

А) по отношению  к потребителю:

-     местоположение (например, предприятие вблизи ЖД );

-     в сознании (например, имидж предприятия, товара);

-       б) по отношению к другим  товарам:

-     субституты - товары-заменители (например, винт, гайка);

-     комплиментарные - товары-дополнители  (например, гайка, болт);

-     нейтральные товары.

«Вы позиционируете товар в сознании потенциального потребителя»  (Эл. Райе, Дж. Таут).

3. Создание  ассортимента товаров - это формирование группы товаров, объединенных характером, назначением или отношением потребителя к данным товарам.

Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных  между собой: схожестью функций; общим спросом у определенной группы потребителей; диапазоном цен.

Виды ассортимента: глубокий / неглубокий (по признаку количественной наполняемости); широкий / узкий (по признаку видовой гаммы); полный / неполный (по совокупности количественных и видовых факторов); гармоничный / негармоничный (по степени близости и соответствия товаров различных групп). .[1, с.161]

Ассортиментная  стратегия предполагает дифференциацию, концентрацию (специализацию) товаров, выпуск массовых товаров, интеграцию и диверсификацию товаров.

Товарная политика, хотя и очень важная, но, тем не менее, лишь составная часть хозяйственной  и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

Разработка  и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум  следующих условий: четкого представления  о целях производства, сбыта и  экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия хорошего знания рынка и характера его требований; данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости  мобилизации все более крупных  ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте), требуется тщательная проработка всего  комплекса вопросов, входящих в товарную политику. Необходимое продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельности ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров, выход на рынок с принципиально новыми видами продукции; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др. Эти вопросы решаются в такой привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Поскольку рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.[Источник 10]

 К решению  задач товарной политики на  любом хозяйственном уровне необходим  стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

 Стратегия  – это долговременный курс  товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей, в течении данного времени остается, как правило, практически неизменной.

 Товарную  политику невозможно отделить  от реальных условий деятельности  предприятия-изготовителя, специфики  его профиля. Вместе с тем,  как показывает практика, находящиеся  примерно в одинаковых тяжелых  условиях сложившейся  рыночно экономичной обстановки в Беларуси промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное незнание и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

 

  1.2.Товар в системе маркетинга

Исходя из определения  рынка как системы экономических  отношений, включающих производство различных  видов товаров и услуг, их обращение  и конечное потребление за счет купли  – продажи в соответствии с  состоянием спроса и предложения  можно с уверенностью сказать, что стержнем этих отношений на любом из рынков выступает товар. Он занимает центральное место в политике и практике производства и торговли, определяющий совокупность мер по его созданию, производству, хранению, транспортировке, реализации на рынке, сервису и рекламе. По  определению товаром является любой предмет труда, произведенный для продажи, обладающий потребительной стоимостью и стоимостью, определенным качеством, техническим уровнем, надежностью, потребительской полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, выполняющий роль индикатора экономической силы и активности производителя.

Главное в любом  товаре – потребительские свойства, т.е. способность выполнять функцию  удовлетворения определенных потребностей его владельца. Потребительская стоимость товара формируется за счет его физических, химических, биологических (гигиенических), эстетических и эргономических свойств и характеристик. Сточки зрения конечного применения можно выделить три главных вида товара:

  1. Потребительские товары.
  2. Товары производственно – технического назначения (промышленные товары)
  3. Услуги.

Потребительские товары приобретаются конечными  потребителями для личного (семейного) потребления.

На основе потребительских  привычек покупателей эти товары классифицируются на :

а) товары повседневного  спроса;

б) товары предварительного выбора;

в) товары особого  спроса и товары пассивного спроса.

Товары повседневного  спроса – потребительские товары и услуги, которые покупаются без особых размышлений, с минимальным сравнением с другими товарами. Дополнительно такие товары можно классифицировать на:

  • основные товары, покупаемые потребителями регулярно (хлеб, молоко, канцелярские товары);
  • товары импульсивной покупки – это товары  доступные для покупки во многих местах и приобретаемые без предварительного планирования и поисков, на основе внезапного желания. Эта особенность покупателей нашла широкое применение в концепции Р.О.Р.(Point of purchase – на острие торговли). В рамках этой концепции выработаны методики, позволяющие повышать реализацию у производителей, оборот магазина без серьезных финансовых вложений. Методики направлены, в первую очередь, на стимулирование импульсного спроса за счет использования сопутствующих товаров, дополняющих товаров, углубления ассортимента, тактических товаров (товаров поддержки), зазывных  товаров, товаров – лидеров, товаров – локомотивов, товаров – спутников;
  • экстренные товары – товары, приобретаемые при возникновении острой необходимости в них (обезболивающие средства).

К следующей  группе потребительских  товаров  – товаров предварительного выбора - относятся товары, которые в процессе выбора и покупки сравниваются покупателями между собой с учетом показателей: цены, качества, пригодности, внешнего оформления.

К группе товаров особого спроса относят потребительские товары с уникальными характеристиками или марками, ради приобретения и владения, которыми определенная группа покупателей готова приложить дополнительные усилия.

Товары пассивного спроса – потребительские товары, о приобретении которых покупатель обычно не думает, независимо от того, знает он  или нет об их существовании. Реализация такого рода товаров требует со стороны продавца более значительных усилий в области маркетинга.

Информация о работе Разработка маркетинговой информационной системы