Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности ООО «Дорожное» ВОИ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотрено понятие и сущность коммерчески значимой информации;
• охарактеризовано понятие информационной системы и информационной технологии;
• проанализированы принципы организации коммерческой деятельности производственного предприятия;
• дано описание технологии формирования информационного обеспечения процесса принятия решений;
• проведен анализ коммерческой деятельности ООО «Дорожное» ВОИ;
• разработаны рекомендации по совершенствованию автоматических информационных систем и технологий для поддержки управленческой деятельности;
• разработаны рекомендации по совершенствованию информационных систем планирования (бюджетирования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1 Понятие и сущность коммерческой информации 12
1.2 Информационные системы и технологии в организации коммерческой деятельности предприятия 24
1.3 Технология формирования информационного обеспечения процесса принятия решения 50
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54
ООО «ДОРОЖНОЕ» ВОИ 54
2.1 Характеристика и анализ основных показателей деятельности ООО «Дорожное» ВОИ 54
2.2 Анализ закупочной и сбытовой деятельности предприятия 61
2.3 Анализ финансово-экономического состояния ООО «Дорожное» ВОИ 71
2.4 Анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности 77
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 82
3.1 Совершенствование закупочно-сбытовой деятельности 82
3.2 Совершенствование системы внутреннего контроля 90
3.3 Совершенствование системы управления запасами 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108

Файлы: 1 файл

Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

      /*\                            └──────┬─────┘

   │   │                                   /│\

       *                                    │

   │   │                                    │

       *                                    │

  \│/  │                                    │

┌──┴───┴────────┐                   \┌──────┴─────────┐  План

│Консигнационные├────────────────────┤  Информационная │/ производства

│    склады     ├─ - - - - - ─┐     /│    система     ├──────────────

└──────┬────────┘                    └───┬───────┬────┘\

      /│\                     │         /│\     /│\

       │  Образцы            \ /  ┌──────┘       │

       │    на             ┌──┴───┴────┐         │

       │  контроль         │  Склады   ├─ - ─┐   │

       │                   │производств│         │

      \│/                  └───────────┘    \│/ \│/

┌──────┴─────────┐                         ┌─┴───┴────────┐

│Входной контроль│                         │ Производства │

└────────────────┘                         └──────────────┘

 

------------- Данные      - - - - - - - Движение ТМЦ

                          -*-*-*-*-*-*-

 

Рис. 3.6 Предлагаемая схема снабжения

Как же работает предложенная схема? После получения месячного заказа поставщики помещают материалы на предоставленные им под консигнацию складские помещения. При этом они остаются собственниками товара. Поступившие материалы проходят проверку службами качества компании-покупателя. Затем количественные данные передаются в ее информационную систему. Некачественные материалы покупатель либо возвращает, либо уценивает. Далее он приходует материалы по мере необходимости на свой баланс и передает в производство (рис. 3.6). После этого происходит оплата товара.

Процесс производства при данной схеме  обеспечения, по сути, приближается к  заветному "западному" уровню, но с учетом российской специфики. Поскольку  инфраструктура уже существует, то и затраты на модернизацию будут незначительными. Данная схема позволит:

- обеспечить бесперебойное снабжение  материалами основное производство;

- сократить запасы ТМЦ, минимизировав  сверхнормативные запасы;

- ужесточить контроль за расходованием  ТМЦ в производствах;

- исключить возможность поставки некачественных материалов;

- вывести часть финансовых ресурсов  из состава оборотных средств,  вложенных в запасы;

- принимать качественные оперативные  решения в области снабжения;

- снизить затраты на реорганизацию  структуры управления.

Следует подчеркнуть, что бюджет закупок останется примерно на том же уровне. При этом объем оперативных финансовых ресурсов, необходимых для погашения текущих обязательств, сократится. Таким образом, предлагаемая схема снижает уровень кредиторской задолженности, а в перспективе позволит отказаться от краткосрочного кредитования.

Поставщик также будет заинтересован  в подобной реорганизации. Во-первых, изменение сроков оплаты позволит ему  сразу получать часть средств  за поставленный товар, а при повышении  цен даже иметь сверхприбыль. Во-вторых, он получает для своего товара готовые складские мощности, с налаженной системой охраны, удобных подъездных путей и автоматизированного контроля.

Кроме того, взять кредит в банке  под залог ТМЦ на консигнационных  складах поставщику будет значительно легче. Ведь, когда товар поступает на склад, арендованный у потенциального покупателя, это служит показателем того, что данные материалы востребованны. То есть повышается оценка их ликвидности.

Дальнейшим развитием данной схемы  может послужить полная передача всех складов и связанных с ними затрат поставщикам (рис. 3.7). В этом случае материалы с консигнационного склада практически ежедневно будут отпускаться небольшими партиями и поступать непосредственно в производства. Таким образом, полностью исключается "мертвый" период, в течение которого финансовые средства находятся на балансе предприятия в виде запасов.

┌──────────┐/        Заказ          \┌────────────┐

│Поставщики├─────────────────────────┤  Дирекция  │

└──┬───┬───┘\                       /│по снабжению│

      /*\                            └──────┬─────┘

   │   │                                   /│\

       *                                    │

   │   │                                    │

       *                                    │

  \│/  │                                    │

┌──┴───┴────────┐                   \┌──────┴─────────┐  План

│Консигнационные├────────────────────┤  Информационная │/ производства

│    склады     ├─ - - - ─┐         /│    система     ├──────────────

└──────┬────────┘                    └───┬───────┬────┘\

      /│\                 │             /│\     /│\

       │  Образцы        \ /      ┌──────┘       │

       │    на         ┌──┴───────┴────┐         │

       │  контроль     │Заготовительные├─ - ─┐   │

       │               │    склады     │         │

      \│/              └───────────────┘    \│/ \│/

┌──────┴─────────┐                         ┌─┴───┴────────┐

│Входной контроль│                         │ Производства │

└────────────────┘                         └──────────────┘

 

------------- Данные      - - - - - - - Движение ТМЦ

                          -*-*-*-*-*-*-

Рис. 3.7 Перспективная схема снабжения

Проанализировав недостатки действующей  системы снабжения производства материалами, можно оптимизировать ее без особых затрат. По сути, это будет первым шагом в построении эффективного корпоративного управления. В результате повысится финансовая устойчивость предприятия, будут созданы предпосылки для роста конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании. Сегодня эти характеристики являются гораздо более важными, нежели размер прибыли или лидирующая позиция на рынке. Ведь именно они обеспечивают устойчивость и стабильное развитие компании в долгосрочной перспективе.

 

заключение

 

Коммерческая информация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в  процессе товарообращения, основой  для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.

Формирование инфраструктуры товарного рынка, включающей, по мнению профессора Пугинского Б.И., подсистемы складского хозяйства, транспортного обслуживания и товароупаковочной индустрии, требует создания и функционирования «подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей».

Изучение и анализ условий рынка  осуществляются с использованием широкого круга источников коммерческой информации. Это периодическая печать - газеты, специализированные журналы, бюллетени, монографии, обзоры рынков, публикации торговых палат и союзов предпринимателей, издания банков, страховых компаний, рекламных агентов, отдельных предприятий, сообщения официальных государственных органов по вопросам торговли, где даются общие данные об изучаемом рынке, формах и методах торговли.

В условиях конкуренции получение  прибыли предприятием зависит от умения сохранить коммерчески значимую информацию, неизвестную конкурентам, а также от способности правильно распорядиться ею на рынке.

В этой связи следует отметить, что государство уделяет серьезное  внимание дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства  с целью формирования среднего класса предпринимателей в России и создания реального сектора экономики. Расширение сферы деятельности субъектов предпринимательства повлечет за собой увеличение спроса на коммерчески значимую информацию. Уже сегодня три четверти предпринимателей, как показывают данные опроса, интересуются коммерческой, маркетинговой и нормативно-правовой информацией, использование которой они связывают с экономической устойчивостью работы фирм и желанием расширить сферу предпринимательской деятельности.

В рамках любой организации можно  выделить управляющую часть, составляющую в совокупности систему управления. Воздействие обеих частей системы управления друг на друга осуществляется в виде передачи информации.

Таким образом, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур.

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия человека в осуществлении функций управления.

В условиях современного рынка, который  характеризуется все возрастающей конкуренцией и ростом платежеспособного спроса, жесткие требования предъявляются не только к качеству и цене продукции. Посредники, в том числе и дилеры, работающие напрямую с производителем, предъявляют требования к быстроте выполнения заказа, к своевременности и качеству поставки. Кроме того, сегодня производителю необходимо вести активную работу с представителями всех уровней канала сбыта (от крупного посредника до конечного потребителя), находить схемы совместного с торговыми посредниками привлечения и удержания конечного покупателя.

Все это требует особого типа работ. Причем в современных, то есть маркетингоориентированных производственных организациях, работы данного типа должны быть объединены в единую подсистему, которая в свою очередь должна быть интегрирована в общую систему организации таким образом, чтобы играть там ключевую, определяющую роль.

Оптимизация информационного обеспечения  системы маркетинговых исследований достигается посредством реализации системно-целостного подхода в процессе анализа производственной и коммерческой деятельности фирмы. В связи с этим деятельность фирмы необходимо рассмотреть как сложную бизнес-систему, под которой понимается функционально и информационно взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является производство информационных услуг и продуктов. Бизнес-процесс представляет собой горизонтальную интеграцию однородных и зависимых между собой функциональных операций, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее элементов. Выделяют следующие категории бизнес-процессов:

  • процессы, обеспечивающие производство информационных продуктов;
  • процессы планирования и управления;
  • процессы преобразованияологий.

По организационно-правовой форме  предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. ООО «Дорожное» ВОИ является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает по своим долговым обязательствам.

Основной целью ООО «Дорожное» ВОИ является реализация населению  бытовой техники (импортного и отечественного производства), а также косметических, моющих средств. Вследствие этого предприятие  получает прибыль. Также необходимо отметить, что товара, реализуемые предприятием имеют конкурентоспособную цену. Это достигается за счет льготного налогообложения, так как на предприятии работает 50% инвалидов (10 человек).

В 2004 – 2005 гг. ООО «Дорожное» ВОИ  показало следующие результаты:

  • объем реализации увеличился в 2005 году а сравнении с 2004 годом на 83 тыс. руб. и составил 1752,8 тыс. руб. При этом темп роста составил 105%;
  • прибыль от реализации составила 264 и 330,8 тыс. руб. в 2004 и 2005 годах соответственно, при этом отклонение составило 63,7 тыс. руб., а темп роста составил 125,3%;
  • прибыль балансовая (без учета налогов) составила 109 и 129,1 тыс. руб. соответственно, отклонение – 20 тыс. руб., а темп изменения – 118,3%;
  • чистая прибыль увеличилась на 22,3 тыс. руб. и составила в 2004 году 103,5 тысячи, при этом темп роста составил 127,5%№
  • среднесписочная численность работающих на предприятии не изменилась и составила 12 человек; в том числе управленческий персонал – 4 человека, торгово-оперативный, рабочие – 8 человек;
  • среднегодовая стоимость основных фондов в 2004 году уменьшилась в сравнении с 2004 на 300 руб., что составило 99,7%;
  • уровень затрат на один рубль реализованной продукции снизился на 0,82 копейки, а темп изменения – 99,12%
  • рентабельность реализации увеличилась с 15,81% на 3,06% и составила 18,87%, при этом темп изменения составил 119,37%;
  • рентабельность предприятия (в целом) в 2004 году составила – 6,53%, в 2004 году увеличилась на 0,83% и составила – 7,37% (темп изменения – 112,73);
  • выработка на 1-го работника увеличилась с 139,15 до 146 тыс. руб., темп изменения – 104%;
  • средний остаток оборотных средств – увеличился на 287,9 тыс. руб. и составил в 2005 году – 504,9 тыс. руб., при этом темп изменения – 232,7%;
  • оборачиваемость оборотных средств: в днях увеличилась с 47 до 105 дней; в числе оборотов – сократилась с 7,69 до 3,47 оборотов, при этом отклонение составило - -4,22 оборота.

Информация о работе Разработка системы информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятия