Система информационного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

1.Информационные системы и технологии. Их классификация в организационном управлении.
2.Особенности информационной технологии в организациях различного типа.

Файлы: 1 файл

13.docx

— 48.82 Кб (Скачать)

1.Информационные системы и технологии. Их классификация в организационном управлении.

2.Особенности информационной технологии  в организациях различного типа.

На формирование технологии обработки информации оказывает влияние тип организации. В организациях различного типа в зависимости от требований к решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации. При внедрении информационных систем организационного управления и технологий основными критериями являются также величина организации и область ее функционирования.

Организации (предприятия) можно разделить на три группы—  малые, средние и большие(крупные).

1. На малых  предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.

2. В средних  организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д.

 3. В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.

3.Информационные связи в корпоративных  системах.

В экономике развитых стран значительное место занимают малые предприятия  и фирмы, которые обладают по сравнению  с крупными рядом преимуществ: - гибкостью и оперативностью в действиях;

- легкой приспособляемостью (адаптацией) к местным условиям;

- возможностью более быстрой  реализации идей; - высокой оборачиваемостью  капитала;

- интеграцией всех хозяйственных  процессов по сбыту, материально-техническому  снабжению в рамках только  одного предприятия; 

- невысокими расходами по управлению, что характеризуется достаточно  простой организацией АИТ-гии управления.

Для эффективного управления крупными организациями, имеющими большое количество филиалов, строится корпоративная вычислительная сеть, на основе которой формируются инф-ные связи между ЛВС-ми отдельных структурных подразделений.

Корпоративная вычислительная сеть (КВС) — это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих ЛВС структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.


 

4.

5.Объекты проектирования ИС и ИТ в управлении организацией.

Создание ИС и ИТ представляет собой сложный процесс проектирования. Он включает частичный или полный пересмотр деятельности аппарата управления в условиях вновь создаваемой в организации информационно-технологической среды. Поэтому целью проектирования являются подготовка проектных документов и внедрение человекомашинной системы управления организацией. Основу такой системы составляют автоматизированная технология получения необходимой для информационного обслуживания специалистов-менеджеров результатной информации, а также обеспечение их многовариантными расчетами для принятия в режиме реального времени обоснованных решений.

 

Рассматривая ИС в технологическом  аспекте, можно выделить аппарат  управления (АУ). Оставшиеся компоненты - информационная технология (ИТ), информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ) и система поддержки принятия решений (СППР) — информационно и технологически взаимоувязаны и составляют основу архитектуры ИС

 

Объектами проектирования ИТ являются обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде. ИТ представляет собой информационно-технологический базис для функционирования ИСФЗ и СППР.

6.


 

7. Бизнес-процесс, бизнес-инжиниринг.

Бизнес-процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат. Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте.

Описание бизнес-процессов  проводится с целью их дальнейшего  анализа и реорганизации. Целью  реорганизации может быть внедрение  информационной системы, сокращение затрат, повышение качества обслуживания клиентов, создание должностных и рабочих  инструкций и т.п., а детальное  описание процессов само по себе не представляет ценности. 

Бизнес-инжиниринг – это технология построения организаций, опирающаяся на точную систему понятий, электронные модели, библиотеки стандартов и лучшей практики.

Последовательность  бизнес-инжиниринга состоит из следующих этапов:

·Определение основополагающих целей бизнеса (финансовых и эмоциональных)

·Определение и описание ограничений и возможностей (внешних  и внутренних)

·Определение и описание «заинтересованных лиц» бизнеса (клиентов, поставщиков, партнеров, госструктур  и т.д.)

·Определение и описание базовых структур бизнеса (целевых  рынков, брендов, продуктов, бизнес-единиц и т.д.)

·Описание бизнес-действий (структурированных в бизнес-процессы и бизнес-проекты)

·Описание показателей эффективности  бизнеса и их значений (финансовых и нефинансовых, количественных и  качественных)

·Описание персонала компании

·Описание бизнес-знаний и информационной системы компании

 

При этом важно, что вышеперечисленные  этапы выполняются не строго последовательно, а последовательно-параллельно; кроме того, в ряде случаев возможна и итеративная реализация этапов (с «возвратом на шаг» после выполнения следующего этапа).

8.Методические и организационные  принципы создания ИС и ИТ. Методы и модели формирования  управленческих решений.

Основные   принципы создания   ИС и ИТ управления. 

1.системность  и логичность   построения   обеспечивающих и функциональных элементов

ИС. Выбор операционной   системы   и   программного   обеспечения зависит   от   набора   и   конкретной   постановки   реальных  экономических

задач,   решаемых     менеджерами     предприятия    или   фирмы. 

2.широкое   применение  экономико-математических методов   и стандартных   программ   прогнозно-статистического характера. Задачи     управления    производственной,

финансовой      деятельностью    организации    в   большинстве   своем   ставятся   как   аналитические,   оптимизационные   или   как   задачи   планирования.   Поэтому   и   методы   их   решения   относятся к   соответствующим разделам математики.

3.Третий принцип  предполагает    декомпозицию системы на ряд комплексов   (модулей) задач, каждый из которых моделирует определенную сферу управленческой деятельности.

4.Четвертый   принцип   использование   новых методов   и   включение

вновь созданных программных  модулей в систему автоматизации  управленческих     работ.

5.принцип   адаптации   всех элементов   и системы   в целом. Он должен   полностью   пронизывать   идеологию   построения ИС управления   —   от анализа задач, технико-экономических   показателей

и   их   группировок   в  модули   до  формулирования целей.   

Выделяют  следующие группы методов:

-Интуитивно-волевые.

-Методы математического анализа.

-Эвристические.

-Методы экономического обоснования решений.

При моделировании  процесса принятия решений надо иметь  четкое представление о базисных элементах таких моделей,которыми являются:

1ситуация принятия решения,

2время для принятия  решения,

3ресурсы, необходимые  для реализации решения,

4ресурсы, которыми располагают организация или ЛПР,

5система управляемых факторов,

6система неуправляемых  факторов,

7система связей между  управляемыми и 8неуправляемыми  факторами,

9альтернативные варианты  решений,

10система критериев (оценочная  система) для оценки результатов  принимаемых решений.

9.Трёхэтапная модель формирования  решений.

Для того чтобы принять эффективное  решение, необходимо выполнить ряд  работ, складывающихся из отдельных  этапов, процедур и операций. Среди  многочисленных подходов к решению  задачи принятия решения выделим  трехэтапную модель Г. Саймона, являющуюся основой для реализации большинства известных на сегодня : технологий.

1 этап - Анализ проблемы формулирование целей определение критериев оценки На первом этапе применяются в основном неформальные методы для того, чтобы:

1) сформулировать проблему;

2) выявить цель;

3) сформулировать критерий оценки  принятия решений.

Проблема выражает объективно возникающий  в процессе управления вопрос, решение  которого диктуется интересами лица, принимающего решение (ЛПР).

2 этап - Поиск возможных  вариантов решений

На втором этане формирования решений  происходит поиск различных вариантов  — альтернатив. Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений (действия, состояния, маршруты, стоимости  и т.д.).

3 этап - Сопоставление вариантов  и выбор окончательного решения На третьем этапе согласно сформулированному на втором этапе ,. критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор решения. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:

• методы, используемые в условиях определенности;

• методы, используемые в условиях риска.


 

10.Типовые критерии выбора вариантов  решений (осторожный выбор, оптимистичный  выбор, максимум среднего выигрыша). Таблица решений. Дерево решений.

Приведем три наиболее распространенных критерия, применяемых в области  экономики.

1. Критерий осторожного выбора. Этот критерий соответствует  правилу «рассчитывай на худший  случай», отсюда в качестве  коэффициентов важности i-ro варианта решения следует выбрать наихудшее значение показателя, который будет получен в результате принятия данного варианта

2. Критерий оптимистичного выбора  ориентирован на правило «рассчитывай  на лучший случай». Наилучший  вариант определяется по формуле:

Y = maxmax Cij

3. Критерий максимума среднего  выигрыша используется тогда,, когда известны вероятности возникновения той или иной ситуации, Если предпочтения измеряются в шкале отношений, то средний выигрыш при каждом варианте рассчитывается так:

Y* = extremum (Mi = Pj*Cij)

Таблицы решений используются в том случае, если:

• можно выделить условия, влияющие на результаты вариантов решений;

• выделенные условия достаточно весомы.

Дерева решений используются в условиях риска. Очень часто условия, определяющие варианты решения, находятся в отношениях соподчиненности. На практике это означает, что процесс принятия решения носит многоступенчатый характер: принятия одного решения на более низком уровне управления позволяет перейти к другому, более высокому уровню.

11. Системы подготовки и принятия  решений (СППР). Этапы проектирования  СППР.

Системы Поддержки  Принятия Решений (СППР) присутствуют в любой информационной системе (ИС). Поэтому, осознанно или нет, к задаче создания системы поддержки принятия решений организации приступают сразу после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения. По мере развития бизнеса, упорядочения структуры организации и налаживания межкорпоративных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной. Одним из подходов к созданию таких систем стало использование хранилищ данных.

Этапами проектирования системы поддержки принятия решения при наличии программной оболочки являются:

Этап 1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи.

Этап 2. Составление словаря системы. Словарь системы - это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разработчиком для обозначения условий, целей, заключений и гипотез.

Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных. База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчетными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил создается на основании графа целей и сформулировавши ранее гипотез. Главное внимание здесь уделяется коэффициентам определенности исходных условий и правил их обработки.

Этап 4. Внедрение. Проверяется, и оцениваются правильность работы системы. Устанавливаются результаты, которые затем сравниваются с полученными в процессе запуска системы. Проверяются также промежуточные расчеты с помощью блока, отвечающего на вопросы, как и почему.

12.Стадии методы и организация  создания ИС и ИТ.

Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный  в логической последовательности набор  методических приемов, технических  средств и проектировочных методов, нацеленных на реализацию обшей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов.

Элементарной базовой  конструкцией технологической цепочки  проектирования ИС и ее главного компонента – ИТ является технологическая операция – отдельное звено технологического процесса.

Стадии:

1.Предпроектное  обследование предметной области предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной подготовки как будущих пользователей системы.

2.На стадии  технического и рабочего проектирования формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС, включая ИТ, ИСФЗ и СППР, моделирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуаций, осуществляются постановка задачи и блок-схемы программ и их решение.

3.Стадия внедрения  ИС предполагает: апробацию предложенных проектных решений в течение определенного периода, достаточного для освоения пользователями методики работы в новой технологической среде; всестороннюю проверку в условиях, максимально при­ближенных к реальным, всех ветвей программ, входящих в ком­плекс, а также, в случае необходимости – окончательную корректи­ровку составляющих элементов ИС и ИТ.

 

После завершения этапа внедрения  начинается работа системы в эксплуатационном режиме, который, однако, не исключает  корректи­ровки целевых функций и управляющих параметров включенных в нее задач. Возможность такого уточнения должна быть предусмотрена на этапе проектирования, являясь неотъемлемым свойством самой постановки управленческих задач.


 

13

14

15


 

     

 

     

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1. Информационные системы и технологии. Их классификация в организационном управлении.
  2. Особенности информационной технологии в организациях различного типа.
  3. Информационные связи в корпоративных системах.
  4. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений.
  5. Объекты проектирования ИС и ИТ в управлении организацией.
  6. Система поддержки принятия решений и инженерное проектирование в управлении организацией.
  7. Бизнес-процесс, бизнес-инжиниринг.
  8. Методические и организационные принципы создания ИС и ИТ. Методы и модели формирования управленческих решений.
  9. Трёхэтапная модель формирования решений.
  10. Типовые критерии выбора вариантов решений (осторожный выбор, оптимистичный выбор, максимум среднего выигрыша). Таблица решений. Дерево решений.
  11. Системы подготовки и принятия решений (СППР). Этапы проектирования СППР.
  12. Стадии методы и организация создания ИС и ИТ.
  13. Роль пользователя в создании ИС (ИТ) и постановке задач управления.
  14. Методика постановок управленческих задач.
  15. Понятие информации и информационного обеспечения, его структура.
  16. Внемашинное информационное обеспечение. Система показателей.
  17. Системы классификации и кодирования.
  18. Унифицированная система документации и организация документопотоков. Документопотоки. Информационный поток. Внешний и внутренний потоки.
  19. Внутримашинное информационное обеспечение. Варианты организации внутримашинного информационного обеспечения.
  20. Банк данных, его состав, модели баз данных.
  21. Хранилища данных и базы знаний — перспектива развития ИО в управлении
  22. Информационное обеспечение АРМ Менеджера.
  23. Состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией
  24. Программные средства ИС управления Организацией
  25. Программное обеспечение АРМ. Информационные технологии и процедуры обработки экономической информации.

Информация о работе Система информационного обеспечения