Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:43, курсовая работа
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики организации требуется целесообразная система информационного обеспечения, реально отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. Использование автоматизированных систем для повышения эффективности информационно-управляющей системы , безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь. Требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе, не зависят от формы собственности и сферы деятельности предприятия, а её программные модули должны соответствовать бизнес-процессам, функции автоматизированных рабочих мест - должностным обязанностям сотрудников. Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы.
Введение……………………………………………………………….
1 Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием
1.1 Сущность, значение, цели и особенности информационного обеспечения
1.2 Технология информационной деятельности
2 Информационно- управляющие системы
2.1 Сущность, цели и задачи информационно-управляющей системы
2.2 Проектирование информационно-управляющих систем и их эффективность в организации
3 Пути повышения совершенствования информационно-управляющей системы
3.1 Виды информационного обеспечения системы управления персоналом
3.2 Методы повышения эффективности информационно-управляющей системы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы информационного
1.1 Сущность, значение, цели и особенности информационного обеспечения
1.2 Технология информационной деятельности
2 Информационно- управляющие системы
2.1 Сущность, цели
и задачи информационно-
2.2 Проектирование
информационно-управляющих
3 Пути повышения
совершенствования информационн
3.1 Виды информационного обеспечен
3.2 Методы повышения
эффективности информационно-
Заключение
Список литературы
Введение
Роль информационного обеспечения за последнее десятилетие во много раз возросло. В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики организации требуется целесообразная система информационного обеспечения, реально отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи. Использование автоматизированных систем для повышения эффективности информационно-управляющей системы , безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь. Требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе, не зависят от формы собственности и сферы деятельности предприятия, а её программные модули должны соответствовать бизнес-процессам, функции автоматизированных рабочих мест - должностным обязанностям сотрудников. Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективам предприятий, общественным организациям, всем работающим. Невозможно опираться только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт, необходимо получать и осваивать все расширяющуюся информацию, помогающую решать возникающие вопросы.
Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это залог успеха и конкурентоспособности фирмы. Так же оно порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Цель данной дипломной работы становление качественного информационного обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного управления предприятием.
Реализация цели моей курсовой работы неразделимо связана с решением ряда приоритетных задач. К задачам я бы отнесла:
Информация выступает сегодня как один из первостепенных ресурсов, значение, которого не меньше, чем значение материальных, сырьевых и других ресурсов. Кстати, использование последних в значительной степени зависит именно от состояния и использования информации. В отличие от большинства ресурсов, которые способны истощаться, информационный потенциал может использоваться многократно как коллективами, так и индивидуальными работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.
Важнейший фактор повышения
эффективности производства в любой
отрасли является улучшение управления.
Совершенствование форм и методов
управления происходит на основе достижений
научно-технического прогресса, дальнейшего
развития информатики, занимающейся изучением
законов, методов и способов накопления,
обработки и передачи информации с помощью
различных технических средств. Различные
информационно-технические новшества
следует воспринимать как средство сокращения
и удешевления аппарата управления. Так,
например, появление телефона, радио, телевидения,
персональных компьютеров, локальных
компьютерных сетей и глобальной сети
Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию
системы информационного обеспечения
управления предприятием. В конечном итоге
роль информации в организационном управлении
фирмой постоянно возрастает, что связано
с изменениями социально-экономического
характера, появлением новейших достижений
в области техники и технологий, результатами
научных исследований. Научно-техническая
революция выдвинула информацию в качестве
важнейшего фактора производственного
процесса.
где, Iвх входная информация о том, в каком
состоянии объект управления должен быть
Iос осведомляющая информация о текущем
состоянии объекта управления Iу управляющая
информация в результате сравнения U воздействие
исполнительного органа на объект управления
V отклонение состояния объекта управления
под воздействием внешней среды Рисунок
2. Система управления объектом Менеджмент
в полной мере использует объективную
и своевременную информацию, собираемую,
обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую
с помощью современных научных методов
и технических средств. Сейчас это объективная
необходимость, обусловленная, в частности,
требованиями рынка адекватно реагировать
на возникающие в динамично развивающейся
обстановке проблемы. Нужно не только
располагать своевременной и точной информацией,
но уметь осмысливать ее, делать необходимые
выводы и результативно воплощать в управленческих
решениях. Отсюда необходимость присутствия
информационной составляющей в управлении
очевидна, поскольку она является основой
всего управленческого процесса. Информацию
можно трактовать как совокупность сведений,
сообщений, материалов, данных, определяющих
меру потенциальных знаний менеджера
о процессах или явлениях в их взаимосвязи.
Суть информации составляют только те
данные, которые уменьшают неопределенность
интересующих менеджера событий. Информация
в менеджменте сумма нужных, воспринятых
и осознанных сведений, необходимых для
анализа конкретной ситуации, дающая возможность
комплексной оценки причин ее возникновения
и развития, позволяющая определить ряд
альтернативных решений, из которых реально
(исходя из конкретной ситуации) найти
оптимальное управленческое решение,
осуществить контроль за его выполнением.
Информация, следовательно необходимая
предпосылка соединения и последующего
органического срастания процессов труда
и развития личности. Состав, содержание
и качество информации, которая привлекается
к руководителю, имеют определяющую роль
в обеспечении действенности управления.
Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.
Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.
Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:
1) Официальные
документы, которыми обязан
2) Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
3) Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.
4) Материалы
изучения передового опыта,
5) Техническая
и технологическая
6) Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).
7) Устная информация,
которая получена во время
встреч с членами своего
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней.
Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д.
Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте. Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений.
К информации предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность и достоверность,
- правильный отбор первичных сведений,
- оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной информации. Другими словами необходимо рассмотреть технологию информационной деятельности.
1.2 Технология
информационной деятельности
Информатизация менеджмента
в современных условиях базируется в основном
на использовании вычислительной техники.
Это многоаспектный процесс, включающий
в себя:
- формирование
соответствующей технико-
- организацию
производства и сферы
- отработку
механизма информационного
- внедрение и эксплуатацию прогрессивных форм, методов и средств проведения информационной деятельности в процессах управления, а также создание для этого необходимых материально-технических, организационно-экономических и социальных условий.
Использование вычислительной техники и информационных технологий в сфере управления открывает возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их гибкости и динамичности, новых видов профессиональной деятельности, связанных с обслуживанием компьютеров, а именно программистов, операторов, систематизаторов, обработчиков и хранителей информации в требуемой форме. При этом наблюдается постоянное снижение стоимости персональных компьютеров и повышение уровня заработной платы обслуживающего персонала. Об автоматизации деятельности по управлению персоналом в России начали говорить недавно. Если бухгалтерские пакеты созданы давно и активно применяются практически во всех структурах, то над автоматизацией труда кадровых работников задумывались мало, а спрос на такие системы в последнее время значительно вырос. Автоматизация деятельности по управлению персоналом дает: - оперативность контроля возможность получения непротиворечивых и полных данных о структуре предприятия, позициях штатного расписания и сотрудниках; - жесткий контроль за деятельностью дочерних предприятий; - настраиваемую систему разработки отчетной документации; - переход на новые технологии и методы работы; - улучшение условий труда; - и гибкость управления. Комплексные системы управления персоналом могут использоваться для автоматизации работы отдела кадров, планово-экономического и расчетного отделов, обучения персонала на любом предприятии. Что является основой управленческой деятельности? В первую очередь - это делопроизводство, охватывающее процесс создания документов и организацию работы с ними. От того, как организован документооборот на предприятии, зависит эффективность работы предприятия в целом. На качество управления предприятием влияют такие факторы, как оперативность и качество формирования документов, приема-передачи информации, согласованность работы справочно-информационной службы, четкая организация хранения, поиска и использования документов. Таким образом, автоматизация документооборота необходима для: - формирования целостной картины происходящего на предприятии; - слаженной работы всех подразделений; - улучшения качества обслуживания клиентов; - эффективного использования людских, коммуникационных, инвестиционных и других производственных ресурсов. Впервые требования к работе с документами были описаны М. М. Сперанским в 1811 году. Он разработал методику ведения делопроизводства в государственных учреждениях и стал основоположником науки, изучающей закономерности делопроизводства, - документоведения. Основные принципы и задачи документооборота до настоящего времени остались практически неизменными. По мере развития цивилизации, внедрения в повседневную жизнь достижений науки и техники в делопроизводстве стала использоваться оргтехника. И, наконец, когда на смену печатной машинке пришел компьютер, а переписка стала возможной без использования конвертов и почтовых марок, совершенно очевидным стал тот факт, что сегодня при работе с информацией не обойтись без использования новейших информационных технологий: - систем в архитектуре клиент-сервер; - систем сканирования и распознавания текста; - систем управления базами данных; - систем поиска документов; - Internet/Intranet.
Информация о работе Информационное обеспечение управления предприятием